Дело № 2-1783/2023
УИД: 91RS0008-01-2023-000958-70
Решение
Именем Российской Федерации
город Джанкой 14 ноября 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Решетнева А.С.,
при секретаре судебного заседания - Ельцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трещевой Елены Александровны к Администрации города Джанкоя Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону,
установил:
истец Трещева Е.А. обратилась в суд с указанным иском, уточнив требования которого, мотивирует их следующим. ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде легкового автомобиля <данные изъяты>, идентификационный номер (VlN) №, регистрационный знак №, земельного участка, площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также несданного в эксплуатацию жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке. При обращении истца к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ею было получено свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из легкового автомобиля марки <данные изъяты> идентификационный номер (VlN) №, регистрационный знак №. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, истцу было отказано по тем основаниям, что отсутствует регистрация права собственности за наследодателем на вышеуказанное наследственное имущество.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома на праве личной собственности. В этом же году ФИО1 был согласован план застройки переданного земельного участка и получено разрешение на производство работ. Строительство жилого дома было окончено в ДД.ММ.ГГГГ, однако, он не был сдан в эксплуатацию.
На основании изложенного, просит признать за собой право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
Истец Трещева Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте его проведения извещена надлежащим образом, ее представитель, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Гордынский С.Л. в судебное заседание не явился, о дате и месте его проведения извещен надлежащим образом предоставил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии.
Ответчик, администрация города Джанкоя Республики Крым явку уполномоченного представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствии представителя, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не имеет.
Суд в соответствии с положениями части 5 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, оценив предоставленные сторонами доказательства, пришел к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 300 кв.м. под строительство жилого дома, что подтверждается типовым договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности, удостоверенным государственным нотариусом <данные изъяты> зарегистрированным в реестре за № (л.д.11-13).
Указанный договор был заключен на основании решения исполнительного комитета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» (л.д.14).
Также, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено разрешение № на производство работ по строительству индивидуального жилого дома № по <адрес>, которым утверждена техническая документация (15).
Согласно технического паспорта на жилой дом № по <адрес>, изготовленного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, годом постройки вышеуказанного объекта недвижимого имущества значится «ДД.ММ.ГГГГ», общая площадь составляет 62,9 кв.м. (л.д.19-23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Наследником по закону первой очереди после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является его супруга истец Трещева Е.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, актовая запись о регистрации брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Из материалов наследственного дела №, заведенного к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратилась истец – пережившая супруга Трещева Е.А. Наследниками по закону первой очереди также являлись сын наследодателя – ФИО5, мать наследодателя ФИО6, которые обратились к нотариусу с заявлениями об отказе от причитающихся им долей в пользу Трещевой Е.А. В состав наследственной массы был включен легковой автомобиль марки <данные изъяты>, идентификационный номер (VlN) №, регистрационный знак №, земельный участок, площадью 300 кв.м. и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>
Так, ДД.ММ.ГГГГ истцом Трещевой Е.А. было получено свидетельство о праве на наследство по закону на легковой автомобиль марки <данные изъяты>, идентификационный номер (VlN) №, регистрационный знак №.
Согласно постановления нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, истцу было отказано по тем основаниям, что отсутствует регистрация права собственности за наследодателем на вышеуказанное наследственное имущество (л.д.34-63).
Сведения о правообладателе жилого дома № по <данные изъяты>, земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Как следует из сообщения филиала <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом № по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется в том числе путем признания права.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со статьёй 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статья 1152 ГК РФ предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется, в том числе, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Истец Трещева Е.А. является единственным наследником по закону первой очереди, принявшим наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни наследодателем произведено строительство жилого дома и хозяйственных построек на земельном участке под № по <адрес>, площадью 62,9 квадратных метров.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <данные изъяты>, ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, действительно был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> (л.д.84 обратная сторона).
Как следует из материалов инвентаризационного дела № на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год строительство жилого дома было завершено.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году на территории домовладения были построены тамбур и гараж (л.д.12).
Указанный жилой дом не сдан в эксплуатацию в установленном законом порядке, однако, является капитальным строением завершенным строительством.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
В силу части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пунктами 25,26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» судам разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы, изготовленной судебным экспертом ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом № по <адрес> является капитальным строением завершенным строительством, так как обладает признаками недвижимого имущества, по обстоятельствам, изложенным в исследовательской части заключения. Процент готовности жилого дома лит. «А, а» составляет 100%. Рыночная стоимость № по <адрес> на дату оценки, с учётом округления до тысяч рублей, составляет (НДС не облагается): <данные изъяты> рублей.
Несоответствий жилого дома № по <адрес> градостроительным, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным, экологическим и иным нормам и правилам, предъявляемым к жилым зданиям, не выявлено.
Несоответствий жилого дома № по <адрес>, параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки в соответствии с требованиями действующего законодательства судебным экспертом также не выявлено. Сохранение постройки не нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе смежных участков. Судебным экспертом не установлено обстоятельств, влекущих за собой угрозу жизни и здоровью граждан, при дальнейшем сохранении и эксплуатации жилого дома № по <адрес>
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно положениям статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно части 1 статьи 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом также установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о правах за наследодателями на спорные объекты недвижимости.
Однако, при жизни наследодателем был получен в собственность земельный участок, на котором был построен жилой дом и отсутствие сведений о зарегистрированных правах в ЕГРН, не может умалять права истца на приобретение в собственность имущества в порядке наследования, поскольку она его приняла, так как после смерти наследодателя обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом процессуальный срок.
Согласно статье 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Оценив доказательства по делу по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что на момент смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имелось наследственное имущество в виде жилого дома № по <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м., земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 300 кв.м., которое было принято истцом Трещевой Е.А. путем подачи нотариусу соответствующего заявления в установленный законом процессуальный срок, а потому, признаёт за истцом право собственности на указанный жилой дом и земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Трещевой Елены Александровны к Администрации города Джанкоя Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону - удовлетворить в полном объеме.
Признать за Трещевой Еленой Александровной (паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, подразделением №) право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м.
Признать за Трещевой Еленой Александровной (паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, подразделением №) право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 300 кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 20.11.2023.
Судья А.С. Решетнев