Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4480/2023 ~ М-4414/2023 от 13.11.2023

№ 2-4480/2023

70RS0004-01-2023-005754-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2023 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Несмеловой С.С.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора г. Томска Кривошеевой В.С.,

материального истца Сафроновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г. Томска в интересах Сафроновой А.А. к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,

установил:

Прокурор г. Томска, действуя в интересах Сафроновой А.А., обратился в суд с иском к администрации Города Томска, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить Сафроновой А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования «Город Томск».

В обоснование иска указано, что Сафронова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать С.В. решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сафронова А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Однако до настоящего времени жилое помещение Сафроновой А.А. не предоставлено.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Томска Кривошеева В.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Сафронова А.А. просила исковые требования удовлетворить, дополнительно пояснила, что после 9 класса поступила в техникум, в настоящее время продолжает обучение, проживает в общежитии. Постоянной прописки никогда не имела, у ее родителей собственного жилья не было.

Ответчик администрация Города Томска, получивший извещение о времени и месте судебного разбирательства посредством курьерской доставки ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание своего представителя не направил.

Позиция ответчика изложена в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому ответчик полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов российской Федерации. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. Обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей и оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Администрация Города Томска надлежащим образом исполнила свою обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных отдельных государственных полномочий. При этом Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею отдельных государственных полномочий, за что администрация Города Томска не может нести ответственности. В случае удовлетворении исковых требований просит отсрочить исполнение решения суда на срок не менее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд. Судебное заседание просил провести в отсутствие представителя администрации г. Томска.

Третье лицо Администрация Томской области, извещенная о рассмотрении дела посредством курьерской доставки ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание своего представителя не направила. Согласно письменному отзыву на исковое заявление, считает иск не подлежащим удовлетворению, полагая обращение прокурора в защиту интересов Сафроновой А.А. необоснованным, поскольку права и законные интересы материального истца действиями администрации Города Томска фактически не нарушены. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление администрацией Города Томска жилого помещения Сафроновой А.А. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Сафроновой А.А. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Томской области.

Суд, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав объяснения материального истца, представителя процессуального истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковое требование прокурора подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу положений п. 1, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья, правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Согласно свидетельству о рождении , выданному ДД.ММ.ГГГГ ..., Сафронова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ..., его отцом указан С.А., матерью – С.В..

Отец истца С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ ....

Решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, С.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Сафроновой А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Таким образом, Сафронова А.А. несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании распоряжения главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сафронова А.А. была помещена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Сафроновой А.А. было выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ ...

Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ Сафронова А.А. действительно являлась воспитанницей ОГКУ ... и находилась на полном государственном обеспечении (приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сафронова А.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Сафроновой А.А. в указанном Списке значится номером , что следует из письма администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора г. Томска.

По сведениям ОАСР УВМ УМВД России по Томской области Сафронова А.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, по указанному адресу не зарегистрирована (письмо уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ ).

Сведения о регистрации истца по месту жительства подтверждаются также поквартирной карточкой, согласно которой в жилом помещении по адресу <адрес> Сафронова А.А. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем указанного жилого помещения являлся ее отец С.А., который также был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес> находится в общей долевой собственности М. и М.Е., что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и .

Собственником жилого дома по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости значится С.В., лишенная в отношении истца родительских прав (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ Сафронова А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (ОГКУ ...) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> (общежитие) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем здания по адресу: <адрес> является ОГБПОУ ...

Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах Сафроновой А.А. на объекты недвижимого имущества.

Поскольку Сафронова А.А. в силу положений закона относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, в котором возможно проживание, не имеет, включена в соответствующий список, достигла возраста 18 лет, следовательно, у нее возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Суд считает, что право истца на получение данного жилья не может быть ограничено впереди стоящими в списках лицами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Сафронова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а (в ред. от 15.05.2020), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком (п. 4.1 Порядка).

Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, администрация Города Томска является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно частям 1 и 2 ст.6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

- формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;

- за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов;

- по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Прокурором г. Томска заявлено требование о предоставлении Сафроновой А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33,0 кв.м.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Сафронова А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Томска о понуждении администрации Города Томска к предоставлению Сафроновой А.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33,0 кв.м.

Часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в случае удовлетворения исковых требований, на шесть месяцев, отклоняется судом ввиду непредставления стороной ответчика доказательств, подтверждающих его обоснованность.

Принимая во внимание, что никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ ответчиком представлено не было, суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование прокурора г. Томска в интересах Сафроновой А.А. к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска предоставить Сафроновой А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования г. Томск.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен 15.12.2023.     

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

2-4480/2023 ~ М-4414/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Томска
Сафронова Анна Александровна
Ответчики
Администрация города Томска
Другие
Администрация Томской области
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Подготовка дела (собеседование)
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее