2-731/2024
44RS0001-01-2023-005825-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Бекеневе И.Д., с участием прокурора Ивкова Д.В., представителя ответчика Пекишева П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры г. Волгореченска Костромской области в интересах Буданов А.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании расходов на их приобретение,
у с т а н о в и л:
Прокуратура города Волгореченска обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с указанным исковым заявлением, просит суд, обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Буданов А.А. медицинскими изделия инфузионными наборами к инсулиновой помпе «MiniMed Mio ММТ-94 резервуарами «MiniMed. ММТ-332А» для амбулаторной инсулиновой помпы медицинским показаниям в необходимом объеме; взыскать с Департамента здравоохранения Костромской облает пользу Буданов А.А., расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий в размере 8269 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан в сфере обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и обеспечения ими. Установлено, что на территории города Волгореченска проживает Буданов А.А., <дата> года рождения, который не обеспечивается медицинскими изделиями на постоянной основе и в необходимом объеме. Установлено, что Буданов А.А. является ... (№), с <дата> состоит на диспансерном учет ОГБУЗ «Волгореченска ГБ» с диагнозами: ... В соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ государственной социальной помощи» Буданов А.А. не отказался от получения набора социальных услуг. Является получателем с 2005 года выплаты по категории ... В период с <дата> по <дата> Буданов А.А. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» ему поставлен диагноз по основному заболеванию: ... Рекомендована помповая инсулинотерапия: инсулин ... Буданов А.А. регулярно наблюдается у участкового терапевта ОГБУ «Волгореченска ГБ», ежемесячно обращается к нему на амбулаторный прием, также за выпиской льготных лекарственных препаратов и медицинских изделия Из информации ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» от <дата> № следует, что медицинское изделие инфузионный набор «MiniMed Mio ММТ-943 инфузионный набор, 10 канюль, 6 мм, 10 трубочек, 60 см, 10 индивидуальных упаковок, голубой; резервуар для помпы инсулиновой «Mini Med. ММТ-332 №, резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы, объем 3. мл, №», впервые по назначению врача эндокринолога выписан Буданов А.А. <дата>. Буданов А.А. <дата> обратился на амбулаторный прием к терапевту ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» за выпиской медицинского изделия «MiniMed Mio ММТ-943» ..., в связи с чем выписан рецепт, поскольку на момент обращения в пункт отпуска «Аптека Губернская», расположенной по адресу: <адрес> медицинские изделия отсутствовали, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, по состоянию на <дата> рецепт не обслужен, срок действия рецепта от <дата> истек. В Департамент здравоохранения Костромской области ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» <дата> направлена заявка на препараты, закупаемые за счет средств областного бюджета по федеральной льготе, на 2023 год. Согласно информации Департамента здравоохранения <адрес> от <дата> № Буданов А.А. состоит в федеральном и региональном регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. В соответствии со счетом пациента от <дата> Буданов А.А. по состоянию на <дата> имеет не обслуженные рецепты № на медицинское изделие «инфузионный набор «MiniMed. Mio ММТ-943 (длина трубочки - 60 см, иглы - 9 мм)», № резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы «MiniMed. ММТ-332А, объем 3.0 мл, №», которые аннулированы в связи с истечением срока действия рецепта. Указывают, что проверка показала, что исходя из медицинских показаний, Буданов А.А. на постоянной основе и в необходимом объеме не обеспечивался необходимыми для него по жизненным показаниям в связи с заболеванием ... лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Учитывая рекомендации эндокринолога ОГВ «Костромская областная больница имени Королева Е.И.», Буданов А.А., как лицо, имеющее заболевание ..., нуждается в ежедневной инсулинотерапии с помощью инсулиновой помпы, а также в обеспечении медицинскими изделия для функционирования инсулиновой помпы, тест-полосками, лекарственны средствами. Несмотря на направление ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» дополнительной заявки в отдел лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения Костромской области Буданов А.А. жизненно необходимым для него медицинским изделием, не обеспечен. Указывают, что непредоставление Буданов А.А., страдающего социально значимым заболеванием ..., относящимся к категории заболеваний, в соответствии Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата>, 3053-р, в период с <дата> по <дата> в необходимом объеме нарушает его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно. При указанных обстоятельствах Буданов А.А. вынужден был приобрести за свой счет медицинские изделиями инсулиновой помпе Medronik модели ММТ-720, а именно инфузионный набор и резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы. В номенклатуру расходных материалов к инсулиновой помпе Medronik модели ММТ-720 входит устройство для инфузий типа «MiniMed. Quick-Set ММТ-397 (длина трубочки - 60 см, иглы - 9 мм), 10 трубочек». В результате Буданов А.А. понес расходы на приобретение инфузионного набора «MiniMed. Quick-Set ММТ-397 (длина трубочки - 60 см, иглы - 9 мм), 10 трубочек», совместимого с установленной инсулиновой помпой Medtronic MiniMed 720G MMT-1859WW (согласно инструкции к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G MMT-1859WW), резервуара для помпы инсулиновой «MiniMed. ММТ-332А, объем 3.0 мл, № в общем размере 8269 рублей (копии чека от <дата>).
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, указав, что представленными суду доказательствами подтверждается факт необеспечения истица необходимыми медицинскими изделиями в заявленный период, которые ему необходимы постоянно, поэтому последний был вынужден приобретать необходимые изделия самостоятельно, хотя он имеет право на получение их бесплатно, расходы на что полагаю в качестве убытков подлежат взысканию с ответчика, как с лица, ответственного за организацию обеспечения Буданов А.А. необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами бесплатно в связи с лечением его заболевания.
Истец Буданов А.А. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика от Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. требования не признал в полном объеме, указав, необходимыми медицинскими изделиями Буданов А.А. обеспечивается в полном объеме, в заявленный иске период, заявка в адрес департамента была только направлена, необходимо было провести мероприятия по закупке в установленном порядке, поэтому какой-либо вины ответчика в том, что истец нес расходы на приобретения медицинских изделий, полагают, не имеется и они не могут быть компенсированы за счет ответчика.
Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание свое представителя не направили.
Третье лицо ТО Росздравнадзора по Костромской области в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третье лица, департамент финансов Костромской области, так же в судебном заседании не участвовал, о времени и месте его проведения извещены, ходатайствовали рассмотрении дела в свое отсутствие, так же указали, что каких-либо пояснения по существу требований представить не могут поскольку правоотношения, из существа которых заявлены исковые требования, не входят в компетенцию департамента.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Буданов А.А., <дата> г.р., является ..., справка №,
Как следует из ответа на запрос прокуратуры от ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» от <дата>, Буданов А.А. состоит на диспансерном учет ОГБУЗ «Волгореченска ГБ» с диагнозами: ... <дата> на Буданов А.А. выписан рецепт на отсрочку на инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943 в связи с отсутствием его в аптеке.
Как следует из выписного эпикриза ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» с <дата> по <дата> Буданов А.А. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении вышеназванного лечебного учреждения, с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа Индивидуальный целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7,0%». Установлена помпа Medtronic MiniMed 720G MMT-1859WW. Рекомендована в том числе помповая инсулинотерапия: инсулин аспарт - суточная. потребность в инсулине 40 ед. Рекомендовано использование инфузионного набора дл инсулиновой помпы Medtronic MiniMed Mio ММТ-943 мм/60 см, резервуар для помпы инсулиновой Medtronic MiniMed ММТ-332А, объем 3 мл.
<дата> в адрес департамента здравоохранения Костромской области ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» направлялась заявка на обеспечение в отношении Буданов А.А. названными медицинскми изделиями, исходя из потребности на месяц инфузионная система № – 1 уп., резервуар № – 1 уп., т.е. на по 3 уп. до конца года.
Как следует из ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> Буданов А.А. имеет группу ... и сохранил право на получение государственной социальной гарантии в части лекарственного обеспечения. Обеспечивается лекарственными препаратами по федеральной и региональной программам льготного лекарственного обеспечения.
Из счета на пациента от <дата> на имя Буданов А.А. следует, что вышеназванные рецепты на обеспечение инфузионным набором и резервуаром для помпы инсулиновой от <дата> аннулированы по истечении срока действия рецепта, впервые инфузиноный набор и резервуар для помпы инснулиновой выданы – <дата>, по 1 уп. <дата> – по 1 уп., <дата> – по 1 уп.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Согласно п. 16 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2497 (далее - Программа), утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - перечень).
В перечень (эндокринология) включено комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена с системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа); комплексное лечение тяжелых форм сахарного диабета и гиперинсулинизма на основе молекулярно-генетических, гормональных и иммунологических исследований с установкой помпы под контролем систем суточного мониторирования глюкозы.
Исходя из положений части 2 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании в рамках Программы высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Перечень имплантируемых медицинских изделий утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3053-р и включает в том числе следующие позиции: помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная; помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 года N 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (инвалиды), в который включены инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Согласно п. 3 указанной Программы, в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.
Согласно п. 11 Программы, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Согласно п. 19 Программы, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с главой 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни эндокринной системы.
Согласно п. 32 Программы, источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 данного Федерального закона определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 №178-ФЗ).
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н. Согласно п. 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке. При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновой помпой. При этом использование по назначению инсулиновой помпы невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Как следует из пояснений стороны истица, а так же подтверждается содержанием счета пациента на Буданов А.А. в период с <дата> по <дата>, несмотря на наличие информации о необходимости обеспечения медицинскими изделиями последний рекомендованными инфузионным набором и резервуаром к инсулиновой помпе не обеспечивался. Что так же ответчиком не оспаривалось
При этом Буданов А.А. страдает заболеванием ..., в силу приведенного нормативно-правового регулирования, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания, назначенные лечащим врачом.
Поскольку установленная Буданов А.А. инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, Буданов А.А. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно изделий медицинского назначения согласно медицинским показаниям.
В рассматриваемом случае обеспечение Буданов А.А. медицинскими изделиями осуществляется за счет средств регионального бюджета Департаментом здравоохранения Костромской области.
В нарушение приведенных положений законодательства имеет место нерегулярное обеспечение Буданов А.А. медицинскими изделиями - расходными материалами для инсулиновой помпы, в связи с чем суд полагает, что истцом выбран надлежащим способ защиты права во избежание нарушения прав истица на своевременное получение бесплатной медицинской помощи.
Ответчик в своих возражениях ссылается на тот факт, что <дата> департаментом была подготовлена заявка на поставку медицинских изделий инфузионный набор MiniMed Mio, вариант исполнения ММТ-943 или ММТ 943А, совместимость с инсулиновыми помпами Medtronic MiniMed 640G, 720G, 740G, 780G, тип – Mio, дина иглы – 6 мм, длина катетера – 60 см, угол введения – 90 градусов, продолжительной использования – 72 часа, в упаковке 10 наборов – на 50 упаковок, а так же заключен государственный контракт № О23-002-у-ми от <дата> с ГУП «Костромская областная аптечная база» на осуществление услуги по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинским изделиями. Вместе с теми, названные медицинские изделия - инфузионный набор к инсулиновой помпе, резервуар для амбулаторной инсулиновой помпы являются расходными материалы для работы инсулиновой помпы, терапия с помощью которой является для Буданов А.А. жизненно важной, поэтому необеспечение последнего в заявленный период необходимыми медицинскими изделиями является нарушением его прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а факт восстановления обеспечения на момент рассмотрения дела в необходимом количестве данными медицинскими изделиями не опровергает отсутствия такового в заявленный в обоснование иска период.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности организовать обеспечение Буданов А.А. медицинскими изделиями: инфузионными наборами к инсулиновой помпе MiniMed Mio MMT-943, резервуарами MiniMed MMT-332А для амбулаторной инсулиновой помпы по медицинским показаниям в необходимом объеме.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вследствие отсутствия обсечения жизненно важных для Буданов А.А. медицинских изделий истицу причинен ущерб в сумме 8269 руб. в связи с самостоятельной закупкой, что подтверждается представленными в материалы дела кассовым чеком, а именно инфузионного набора «MiniMed. Quick-Set ММТ-397 (длина трубочки - 60 см, иглы - 9 мм), 10 трубочек» стоимостью 7137 рублей, резервуара для помпы инсулиновой «MiniMed. ММТ-332А, объем 3.0 мл – 1132 рубля, чека от <дата>, которые подлежит возмещению ответчиком в пользу истца. При этом доводы стороны ответчика, что данные расходы не могут быть возложены на департамент здравоохранения Костромской области, поскольку отсутствует их вина в причинении данных убытков не состоятельны, поскольку вышеприведенное правовое регулирование, а так же содержание полномочий департамента, отраженных в их Уставе свидетельствует о том, что именно ответчик обязан организовывать обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокуратуры г. Волгореченска Костромской области в интересах Буданов А.А. удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения по Костромской области организовать обеспечение Буданов А.А., <дата> г.р., уроженца <адрес>, паспорт № №, выдан <дата> Отделом внутренних дел г. Волгореченска Костромской области медицинскими изделиями: инфузионными наборами к инсулиновой помпе MiniMed Mio MMT-943, резервуарами MiniMed MMT-332А для амбулаторной инсулиновой помпы по медицинским показаниям в необходимом объеме.
Взыскать с департамента здравоохранения по Костромской области в пользу Буданов А.А., <дата> г.р., уроженца <адрес>, паспорт 3403 №, выдан <дата> Отделом внутренних дел <адрес> расходы понесенные на приобретение медицинских изделий в размере 8269 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ковунев А.В
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 09.02.2024 года.