Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-668/2024 ~ М-362/2024 от 01.04.2024

УИД 59RS0029-01-2024-000646-30

Дело № 2-668/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 года                                                                                                      г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе:

председательствующего судьи Нориной Л.В.,

при ведении протокола помощником судьи Драчевой Н.Н.,

с участием представителя администрации Оханского городского округа Оберюхтиной Н.Г., действующего по доверенности, представителя Оханское МУП ЖКХ «Гарант» Рышкова М.Ю., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к МО «Оханский городской округ», Оханскому МУП ЖКХ «Гарант» об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в суд с иском к МО «Оханский городской округ», Оханскому МУП «Жилищно- коммунального хозяйства «Гарант» о возложении в солидарном порядке обязанности:

- по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления в законную силу решения суда;

-    по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной проектной документации в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления в законную силу решения суда;

-    по размещению в установленном законом порядке на объекте культурного наследия регионального значения «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приёмки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование требований истец указал, что ответчики являются правообладателями здания, расположенного по адресу<адрес> (кадастровый ) в собственности МО «Оханский городской округ», на праве опрятного управления - Оханскому МУП ЖКХ «Гарант». Здание является объектом культурного наследия регионального значения – «Дом купца И.К.Силина». Данный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. В ходе осуществления функции по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием объекта культурного наследия должностными лицами уполномоченных органов ДД.ММ.ГГГГ составлен акт технического состояния объекта, согласно которого зафиксировано ненадлежащее содержание объекта, что привело к ухудшению его состояния и может привести к последующей безвозвратной утрате в соответствии с требованиями законодательства РФ. В связи с этим истец просит возложить в солидарном порядке обязанности на МО «Оханский городской округ», Оханское МУП ЖКХ «Гарант» по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца И.К. Силина» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления в законную силу решения суда, по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения на основании разработанной проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления в законную силу решения суда, а также размещению в установленном порядке на объекте культурного наследия регионального значения информационной надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного значения в срок не позднее 2 месяцев с даты приемки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика МО «Оханский городской округ» в лице администрации Оханского городского округа, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, указав, что спорный объект культурного наследия передан на праве оперативного управления Оханскому МУП ЖКХ «Гарант» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в связи с чем обязанность по содержанию этого объекта перешла к балансодержателю - учреждению, равно как и выполнение требований охранного обязательства объекта культурного наследия. При этом охранным обязательством не установлены сроки для разработки проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия, установлению информационной вывески в законодательстве РФ. Истцом не доказано неисполнение охранного обязательства со стороны МБУ «Оханская библиотека имени В.Н. Серебренникова», а именно, что данным лицом не осуществлялись расходы на содержание объекта культурного наследия, поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также территории объекта в благоустроенном состоянии. Акты, свидетельствующие об ухудшении состояния объекта культурного наследия в администрацию Оханского г.о. (ответчик) не направлен. В исковом заявлении также не приведены доводы в части требований предъявляемых к администрации. Таким образом, правовых оснований для обращения в суд с вышеуказанным иском у истца не имелось, требования истца основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства РФ.

Представитель ответчика Оханского МУП ЖКХ «Гарант»» возражал против удовлетворения иска, указав, что текущий работы по содержанию здания ведутся, в здании оборудованы помещения для рабочих мест, действует центральный водопровод, местная канализация, в помещениях проведено электричество; ДД.ММ.ГГГГ в здании проведено остекление трех окон; ДД.ММ.ГГГГ для ремонта полов на первом этаже здания приобретен линолеум.

Акт технического состояния здания, на который ссылается истец в обоснование своих требований, составлен в ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие представителя Оханского МУП «ЖКХ «Гарант». По истечении более трех лет с момента проверки со стороны истца никаких проверок не проводилось. Считает, что изложенные в акт выводы по сохранению объекта и созданию надлежащих условий для его использования носят рекомендательных характер. Оханским МУП ЖКХ «Гарант» регулярно проводятся работы по уборке прилегающей к зданию территории от мусора, в том числе субботники, в зимний период – очистка территории и крыши здания от снега, поддержание кровли в надлежащем состоянии. На основании изложенного, просит в исковых требованиях отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п. 1); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (п. 4).

Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В силу положений ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п.3 указанной нормы обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, указанным в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия.

Возмещение затрат на установку информационных надписей и обозначений лицу (лицам), их установившему, иными лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании соглашения, заключаемого между такими лицами.

Согласно пп. 8 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В пп. 2 п. 1, п. 5 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Судом из письменных материалов дела установлено, что нежилое административное здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , является объектом культурного наследия регионального значения – «Дом купца И.К.Силина», зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под .

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта (л.д.10)

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объекта, предмет охраны, режим использования территории Объекта.

Согласно выпискам из ЕГРН нежилое административное здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 183,1 кв.м, является объектом культурного наследия, принадлежит на праве собственности МО «Оханский городской округ» (номер и дата регистрации права , ДД.ММ.ГГГГ), передано в хозяйственное ведение Оханское МУП «ЖКХ «Гарант» (ИНН 5947000230, ОГРН 1135947000232) (номер и дата регистрации права , ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением экономического развития администрации города Оханска и Оханское МУП ЖКХ «Гарант» заключен договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 2, по условиям договора УЭР передано, а МУП принят имущественный комплекс по акту приемка –передачи, являющимся неотъемлемой частью данного договора (п.2.1,п. 2.2,). Предприятие владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в пределах, определенных собственником этого имущества в соответствии с гражданским кодексом РФ (п.2.4 договора). Договор вступает в законную силу с момента подписания и действует в течение срока действия предприятия (п.4.1) (л.д.86-93).

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела государственного надзора по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО1, с участием главного специалиста ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)» ФИО2, составлен акт о произведенном осмотре объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца К.И. Силина», расположенного по адресу: <адрес>,

В результате обследования объекта установлено:

Общее состояние объекта: здание 2-х этажное, в плане прямоугольное. Построено в конце 19 в., архитектор неизвестен. Здание расположено в центральной части города по красной линии улицы Первомайская. На момент осмотра используется под административное здание МУП «ЖКХ «Гарант».

В соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 общее состояние оценивается как неудовлетворительное.

Состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов объекта:

а) общее состояние: неудовлетворительное.

б) фундаменты: бутовые ленточные на естественном основании. Видимых деформаций нет. Состояние удовлетворительное.

    в) цоколи и отмостки около них: цоколи кирпичные, неоштукатуренные, окрашенные. Выкрошивание, выветривание кирпича местами, выщелачивание раствора; кирпичная кладка легко разбирается местами, следы увлажнения на северо-западном фасаде; окрасочный слой размыт. Состояние неудовлетворительное.

Отмостка вдоль юго-западного фасада частично бетонная, вдоль главного фасада бетонная, местами отсутствует полностью, разрушение бетонного основания вдоль главного фасада. Состояние неудовлетворительное.

    г) входы, крыльца, приямки: вход на первый этаж в центре юго-западного фасада без крыльца, расположен под деревянной лестницей на второй этаж. Вход на второй этаж через деревянный неокрашенный тамбур в уровне второго этажа, площадка опирается на металлический столб.

    д) стены и состояние связей: стены из керамического полнотелого кирпича, окрашенные. Глубокая трещина в месте сопряжения основного объема и фасадной стенки в два этажа с калиткой, примыкающей к западному углу, шириной раскрытия до 20 мм, диагональная трещина в уровне второго эта юго-восточного фасада шириной раскрытия до 10 мм. Фрагментарное выветривание кирпича на юго-восточном, юго-западном и северо-восточном фасадах. Состояние неудовлетворительное.

    е) перекрытия чердачные: плоские деревянные по балкам, оштукатуренные. Состояние удовлетворительное.

    ж) крыша: стропила, обрешетка, кровли, водосточные желоба и трубы: крыша скатная, крытая волнистыми асбестоцементными листами (не соответствует предмету охраны). Поражение древесины конька гнилью, позеленение кровельного покрытия. Состояние неудовлетворительное. Водосток неорганизованный, обеспечен выносом карниза. Состояние удовлетворительное.

    з) главы, шатры, их конструкции и покрытие, водоотведение: отсутствуют.

    и) внешнее декоративное убранство, облицовка, окраска, разные украшения, лепнина, скульптура, живопись на фасадах: кирпичный декор. Рустованные лопатки по углам здания, ширинки под окнами, окна с лучковой перемычкой в обрамлении профилированных напичников, межэтажный поясок, профилированный карниз, городчатый пояс. Состояние удовлетворительное. Здание окрашено в два цвета. Стертость окрасочного слоя. Состояние неудовлетворительное.

Состояние    внутренних    архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта:

    а) общее состояние: удовлетворительное.

    б) междуэтажные перекрытия, полы, потолки: перекрытия деревянные по балкам, оштукатуренные. Состояние удовлетворительное. Над подвалом балки перекрытая усилены деревянной и металлической стойкой. Состояние неудовлетворительное.

    Потолки:    первый этаж - подшиты ДВП, окрашенные. Состояние

неудовлетворительное.

Второй этаж - подшиты пластиковыми панелями и пенополистероловой плиткой. Состояние удовлетворительное.

Полы: первый этаж - линолеум по дощатому основанию, ДВП. Стертость окрасочного слоя покрытия ДВП, фрагментарная порванность линолеума. Состояние неудовлетворительное.

Второй этаж - линолеум по дощатому основанию. Фрагментарные порывы линолеума в местах стыка, вспучивание. Состояние неудовлетворительное.

в) стены, их состояние, окраска: кирпичные оштукатуренные, перегородки деревянные оштукатуренные.

Первый этаж - стены в помещении (входная группа) оштукатурены, окрашены, в помещении обшиты вагонкой, в помещении частично окрашены масляной краской по кирпичу и обшиты вагонкой. Состояние удовлетворительное.

Входная группа - отпадение штукатурного слоя, трещина над дверной перемычкой. Состояние неудовлетворительное.

Второй этаж - стены обшиты панелями из ПВХ, оклеены обоями. Состояние удовлетворительное.

г) столбы, колонны: отсутствуют.

д) двери:    двери деревянные щитовые окрашенные. Состояние удовлетворительное

е) окна: окна деревянные окрашенные. Рассыхание и коробление оконных переплетов, поражение гнилью, расшатанность в углах; шелушение окрасочного слоя. Оконные заполнения второго этажа юго-восточного фасада из профиля ПВХ. Состояние неудовлетворительное.

ж) лестницы: лестница, расположенная на юго-западном фасаде и ведущая на второй этаж, деревянная наружная, неокрашенная. Ограждения и поручни деревянные. Состояние удовлетворительное.

з) штукатурка: цементно-известковая. Отпадение штукатурного слоя стен входной группы первого этажа. Состояние неудовлетворительное.

и) наличники, карнизы: наличники окон второго этажа штукатурные профилированные. Состояние удовлетворительное.

к) лепные, скульптурные и прочие декоративные украшения: отсутствуют.

л) инженерное оборудование и сети: отопление от собственной котельной на газе, водопровод центральный, канализация местная, электропроводка первого этажа наружная, второго скрытая. Состояние удовлетворительное.

Территория, двор, ворота и ограды: двор в границах землеотвода заасфальтирован частично. К северо-западному фасаду примыкает деревянный забор с металлическими воротами, окрашенный. Стертость окрасочного слоя. К юго-восточному фасаду примыкает одноэтажная пристройка из силикатных блоков - гараж. Состояние неудовлетворительное.

Информационные надписи и обозначения на здании об объекте культурного наследия в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 25 ню 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» отсутствуют.

Для обеспечения сохранности памятника рекомендовано выполнить следующие работы: комплексная реставрация до ДД.ММ.ГГГГ, сезонное содержание территории – регулярно (л.д.17-18).

Задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта уполномоченным оврагом не выдавались, истцу проектная документация на согласование не поступала.

В действиях (бездействиях) правообладателя объекта культурного наследия имеются признаки нарушения обязательных требований, предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия, а именно: подпункта 1 пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 11).

Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с правовыми нормами, суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом купца К.И.Силина» расположенного по адресу: <адрес>, выражающихся в разработке научно-проектной документации по сохранению объекта и проведении производственных работ по сохранению объекта, установлению информационной надписи.

Достаточных и достоверных доказательств того, что объект культурного наследия находится в нормативном состоянии ответчиками суду не представлено, равно как и доказательств отсутствия необходимости проведения указанных работ либо необходимости их проведения в меньшем объеме (ст. 56 ГПК РФ).

В связи с изложенными обстоятельствами, установленными судом, исковые требования подлежат удовлетворению о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен в ст. 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которой, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных истцом, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной истцом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно требованиям законодательства до разработки проектной документации ответчику необходимо провести комплекс мероприятий по обследованию и изысканию.

Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811.

Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия подлежит согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Так, общие требования к составу и содержанию проектной документации по сохранению объектов культурного наследия установлены в нормативном документе «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 55528-2013).

В соответствии с п. 6.3. ГОСТ Р 55528-2013 научно-проектная документация состоит, в т.ч. из раздела "Комплексные научные исследования", который включает в себя: a) историко-архивные и библиографические исследования; b) натурное (архитектурное) изучение объекта культурного наследия, в том числе по архитектурно-археологическим, инженерно-техническим, инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-технологическим исследованиям, по технологии создания объекта культурного наследия и по технологии строительных и отделочных материалов, результаты спасательных полевых археологических работ.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (абзац 3 пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, пункт 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ по окончании выполнения работ лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня их выполнения представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; отчетная документация утверждается в течение 30 рабочих дней (при условии выполнения работ в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (пункты 8, 9 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

То обстоятельство, что ответчик Оханское «МУП ЖКХ Гарант» заменил окна и закупил линолеум, очищает крышу от снега, содержат территорию, прилегающую к здания, в полной мере не свидетельствует о выполнении правообладателем обязанностей по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». Сведений о разработке проекторной документации и проведение работ в соответчики с проектом суду не представлено.

Довод о том, что акт технического состоянии носит рекомендательный характер, а охранным обязательством не определены сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, несостоятелен. Как следует из акта технического состояния с целью сохранения объекта правообладателю рекомендовано провести работы по его сохранению, а именно: комплексную реставрацию до ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения истца с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, сведений о том, что ответчиком в соответствии вышеприведенными требованиями закона подготовлена и согласована проектная документация по комплексной реставрации объекта, которую надлежит выпалить до ДД.ММ.ГГГГ не представлено, как и доказательства, принятии ответчиком исчерпывающих мер по сохранению спорного объекта культурного наследия. При этом учитывая длительность процедуры проведения конкурса по разработке проекта, его согласования и проведению работ, суд полагает, что исковые требования заявлены обосновано.

Доводы о том, что на администрацию Оханского городского округа не может быть возложена обязанность по разработке проектной документации и по проведению работ по его сохранению, поскольку Объект культурного наследия находится в хозяйственном ведении Оханского МУП ЖКХ «Гарант» на основании договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обладатель права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание имущества, заслуживает внимание.

Из положений норм специального Закона N 73-ФЗ, регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия - спорного памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ) на Оханское МУП ЖКХ «Гарант» как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве хозяйственного ведения управления.

С учетом того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что объект культурного наследия регионального значения – «Дом купца К.И. Силина» находится в хозяйственном ведении Оханского МУП ЖКХ Гарант» с момента заключения договора, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия надлежит возложить на Оханское МУП ЖКХ «Гарант».

Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, суд в отсутствие возражений ответчика приходит к выводу, что сроки, определенные истцом, является достаточными.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на Оханское МУП ЖКХ «Гарант» обязанности по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом купца Силина К.И.», расположенного по адресу: <адрес> срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу; по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения на основании разработанной научно-проектной документации в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления в законную силу решения суда, а также размещению информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приёмки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к администрации Оханского городского округа, Оханскому муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» о возложении обязанности по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, по проведению производственных работ, по размещению в установленном законом порядке информационной надписи и обозначения удовлетворить в части.

Возложить на Оханское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» (ОГРН 1135947000232, ИНН 5747000230) обязанности:

- по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

-    по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной проектной документации в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

-    по размещению в установленном законом порядке на объекте культурного наследия регионального значения «Дом купца И.К.Силина», расположенного по адресу: <адрес>, информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приёмки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

В оставшейся части исковые требования оставит без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                             Л.В. Норина

Мотивированное решение составлено 10.06.2024

2-668/2024 ~ М-362/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Ответчики
МУП "ЖКХ "Гарант"
МО "Оханский городской округ"
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Норина Л.В.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее