дело № 2-3273/2023
УИД 74RS0007-01-2023-002915-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2023 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шовкун Н.А.
при помощнике Литвиненко В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о возложении обязанности о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ОПФР по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 04 апреля 2023 года, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указано, что решением ответчика от 04 апреля 2023 года № ему было необоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 42 года, так как по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица его стаж для назначения пенсии составляет 43 года 3 месяца 19 дней, соответственно у заявителя имеются условия по стажу и возрасту для назначения пенсии. Ссылаясь на указанные обстоятельства дела, просил возложить обязанность на ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию согласно п. 1.2 части 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен (л.д. 103).
Представитель истца ФИО2 - ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. В судебном заседании пояснила, что при принятии решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком ошибочно указан стаж 34 года, вместо 43 лет.
Определением суда от 30 мая 2023 года, оформленного в протокольной форме, произведена замена ответчика Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать (л.д. 104, 105).
Выслушав объяснения представителя истца ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 января 2023 года истец обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как имеющий на указанную дату необходимый для назначения такой пенсии 42 года страхового стажа.
Решением ОПФР по Челябинской области от 04 апреля 2023 года № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости вследствие того, что не подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Закона периоды с 25 июня 1983 года по 26 августа 1991 года – военная служба, с 23 декабря 2002 года по 31 декабря 2002 года - отпуск без сохранения заработной платы, с 27 декабря 2008 года по 31 декабря 2008 года – отпуск без сохранения заработной платы, с 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2009 года – отпуск без сохранения заработной платы, с 24 февраля 2012 года по 24 февраля 2012 года – отпуск без сохранения заработной платы, с 01 июня 2013 года по 02 июня 2013 года, с 08 июля 2015 года по 29 ноября 2015 года - получение пособия по безработице, с 04мая 2016 года по 06 мая 2016 года – отпуск без сохранения заработной платы, с 11 ноября 216 года по 23 января 2017 года – период получения пособия по безработице, с 15 июня 2017 года по 16 июня 2017 года - отпуск без сохранения заработной платы, с 22 ноября 2021 года по 07 июня 2022 года – период получения пособия по безработице.
Судом также установлено, что в периоды с 05 августа 1978 года по 26 августа 1991 года истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ по контракту.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) ФИО2 военная служба Вооруженных Силах РФ по контракту засчитана в общий трудовой стаж, а также периоды с 28 августа 1997 года по 30 сентября 1997 года, с 05 марта 1998 года по 11 мая 1998 года получения пособия по безработице.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в новой редакции) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Вместе с тем, согласно п. 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
То есть с 01 января 2019 года законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж и именно по данному основанию истец просил назначить ему досрочную пенсию, обратившись в пенсионный орган.
При этом в статью 13 «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ внесены также изменения.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды прохождения истцом службы по контракту с 05 августа 1978 года по 26 августа 1991 года не подлежат включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как не поименованы в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды службы и периоды получения пособия по безработице: с 01 июня 2013 года по 02 июня 2013 года, с 08 июля 2015 года по 29 ноября 2015 года, с 11 ноября 216 года по 23 января 2017 года, с 22 ноября 2021 года по 07 июня 2022 года не подлежат включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не поименованы в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Проверяя возможность назначения истцу пенсии по части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд приходит к выводу о том, что основаниями для назначении пенсии является: продолжительность страхового стажа не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже -21, достижение возраста – 63 года.
Право на назначение страховой пенсии по старости на общих основаниях у истца наступит 03 января 2024 года, т.е. при достижении возраста 63 лет, исходя из положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и приложения № 6 к Федеральному закону, в редакции Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Поскольку на дату рассмотрения дела в суде истец не достиг возраста 63 лет, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости не имеется.
Доводы истца о том, что ответчиком ошибочно указан страховой стаж 34 года, вместо 43 лет, подлежат отклонению, поскольку из представленного решения и расчета стажа, представленного ответчиком следует, что для исчисления специального страхового стажа по п. 1.2 части 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцом засчитаны периоды работы, которые в общей сложности составляют 34 года 5 месяцев 18 дней.
Доводы истца о неправомерном отказе во включении в специальный страховой стаж периодов службы в армии по контракту и периоды получения пособия по безработице, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, для лиц, предусмотренных п. 1.2 части 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по указанному основанию. При исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Периоды службы в армии и периоды получения пособия по безработице включению в страховой стаж в данном случае не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453040822) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 04 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.08.2023 ░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>