Дело № 21-44/2023
Судья Трихалкин С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 января 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Константинова Владимира Николаевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 021/04/7.32.3-656/2021 от 11 октября 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» Константинова Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 021/04/7.32.3-656/2021 от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской, возбужденном в отношении генерального директора некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» Константинова В.Н., прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, Константинов В.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Константинова В.Н., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 8 статьи 7.32.3 КоАПА РФ установнена админстратвиная ответственность должностных лиц за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Из материалов дела следует, что Заказчиком –НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» 11.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещеноизвещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами: №; №». Идентификатор Объекта: №. Начальная (максимальная) цена договора установлена в <данные изъяты>.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике»,утвержденный советом директоров АО «Дорэкс» (протокол № от 18.08.2020) (далее - Положение).
Частью 14 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что в конкретной документации о закупке должно быть указано: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В подпункте 13 пункта 13 Конкурсной документациина выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами: №; №». Идентификатор Объекта: №(№)(далее – Документация), указано, что к заявке на участие в закупке прикладываютсясведения и (или) копии документов, в том числе представляемые для оценки заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями о предоставлении документов, установленных в Приложении 1 к конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание, значимость и порядок оценки».
В пункте 2 Приложения № 1 к конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание, значимость и порядок оценки» указано, что вподтверждение опыта в составе заявки на участие Участник предоставляет следующие документы:
- копия контракта/ договора;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленныечастью 2 статьи 9Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта/договора и полное исполнение обязательств по данному контракту/договору (например, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14/КС-11 (в случае, если необходимость подписания такого акта предусмотрена условиями договора); иной акт, подтверждающий стоимость исполненного контракта/договора, или совокупность актов, подтверждающих общую стоимость выполненных по контракту/договору работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, в том числекопия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Предоставление копии разрешения (акта) на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) является обязательным и его отсутствие считается основанием не подтверждения документального исполнения контракта (договора ), (т.е. если не приложены акты сдачи-приемки работ, акты ввода в эксплуатацию) и не учитываются при оценке.
Непредставление документов по критерию №, № не является основанием для недопуска к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № от 14.05.2021 (далее – Протокол от 14.05.2021) заявка ООО «<данные изъяты> отклонена закупочной комиссией Заказчика всвязи с наличием в составе заявки недостоверных сведений.
Так в Протоколе от 14.05.2021 указано:«участником закупки ООО «<данные изъяты>» представлены договора подряда, без приложения актов ввода в эксплуатацию, справок по форме КС-2 и КС-3 (договор с ООО <данные изъяты>»), договора с ЗАО <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> подписаны ФИО1 не являющимся директором ООО «<данные изъяты>» на момент его подписания.
Бухгалтерский отчет ООО «<данные изъяты>» за 2019 и 2020 г. так же не подтверждают фактов хозяйственной деятельности на заявленный опыт в размере <данные изъяты> руб.
Согласно приказу ФНС России от 29.12.2016NММВ-7-14/729@ сведения о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС Россииwww.nalog.ru.
По полученным данным с сайта ИФНС за 2019 года «<данные изъяты>» уплачена сумма налога на добавленную стоимость в размере 12 687 рублей, что так же не подтверждает опыт участника в заявленном размере».
Изложенные обстоятельства указаны в решении комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии №СИ/3641/21 по делу № от 31 мая 2021 г. по жалобе ООО «<данные изъяты> на действия Закупочной комиссии Заказчика – НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса в электронной формена выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами: №; №». Идентификатор Объекта: №, и послужили основанием для составления в отношении Константинова В.Н., вступившего в должность генерального директора НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» с 26.09.2019, протокола о административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 021/04/7.32.3-656/2021 от 11 октября 2022 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Константинова В.Н. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В постановлении указаны выводы о наличии в заявке трех договоров, подтверждающих опыт, а также документов, подтверждающих исполнение данных договоров, и о том, что при возникновении сомнений в подлинности предоставленных данных Заказчик в соответствии с частью 7 статьи 27 Положения о закупках не воспользовался правом направления запроса о разъяснении положений заявки на участие в конкурсе, сделав выводы о недостоверности документов, предоставленных в заявке, при этом у Закупочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки ООО «<данные изъяты>» по причине наличия в составе заявке недостоверных документов. Указав, что вменяемое Константинову В.Н. административное правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, совершено им 14.05.2021, и срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по состоянию на дату изготовления постановления по настоящему делу (11.10.2022) уже истек, должностное лицо антимонопольного органа прекратило производство по делу в отношении Константинова В.Н. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При рассмотрении жалобы Константинова В.Н. судья районного суда согласился с вынесенным постановление, при этом не усмотрел оснований для прекращения производства в связи с отсутствием события административного правонарушения. Вместе с тем с вынесенными по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям. Согласно пункту 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ). Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ. Вопреки вышеуказанному, в постановлении должностного лица антимонопольного органа о прекращении производства по делу указано о совершении Константиновым В.Н. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что оставлено судьей районного суда без внимания. Более того, в означенном постановлении и в решении судьи указано, что заявка ООО «<данные изъяты>» была отклонена закупочной комиссией Заказчика протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № от 14.05.2021, и датой (временем) правонарушения является 14.05.2021 года. Вместе с тем означенный протокол № от 14.05.2021 в представленных в материалах дела отсутствует, при этом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru. (извещение № от 11 марта 2021 года) размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме №, датированный 23 апреля 2021 года. Таким образом, достоверные и бесспорные данные, указывающие на дату (время) вменяемого Константинову В.Н. правонарушения - именно 14 мая 2021 года, а не 23 апреля 2021 года, в материалах дела отсутствуют, что не позволяет суду второй инстанции прийти к выводу о том, что событие административного правонарушении в указанную дату 14.05.2021 имело место. По смыслу статьи 28.2 и 29.10 КоАП РФ в данном конкретном случае дата (время) вменяемого Константинову В.Н. нарушения имеет существенное значение и является обстоятельством, подлежащим правильному установлению при производстве по делу об административном правонарушении, чего на предыдущих стадиях рассмотрения дела не было сделано. Таким образом, предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ задачи производства по делу об административном правонарушении о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, не были выполнены, что является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поскольку представленные материалы дела при наличии неустранимых сомнений не позволяют прийти к выводу о том, что события, послужившие основанием для вынесения постановления в отношении Константинова В.Н. имели место именно 14 мая 2021 года, а не в иную дату, указанную в размещенном на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № от 23 апреля 2021 года, производство по делу по факту от 14 мая 2021 года подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 021/04/7.32.3-656/2021 от 11 октября 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» Константинова Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья А.В. Голубев