Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-171/2024 (2-4103/2023;) ~ М-3077/2023 от 08.08.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-004247-42                            

Дело № 2-171/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2024 года                                  город Пермь                            

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Свердловского района г. Перми Нестеровой А.В.,

представителя ответчика МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» - Белавкина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Свердловского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации города Перми, муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», администрации города Перми о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Свердловского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований обратился с иском к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации города Перми, муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в многоквартирные дома по следующим адресам: <Адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу. В обосновании требований указано, что прокуратурой <Адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, при эксплуатации многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, по результатам которой установлено, что указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, сроки расселения домов установлены – ДД.ММ.ГГГГ. Расселение многоквартирных домов произведено. Управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «УК «Основа». В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в помещениях зданий отсутствуют окна и двери, здания не огорожены, находятся в бесконтрольном состоянии, при этом свободный доступ посторонних лиц к данным объектам, представляющим угрозу для жизни и здоровья, не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет. Наличие свободного доступа в указанный неликвидированный аварийный жилищный фонд влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера, и как следствие причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Кроме того, в таких домах могут проживать лица без определенного места жительства, незаконные мигранты. Названные нарушения законодательства недопустимы и подлежат незамедлительному устранению.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 17.01.2024 принят отказ от иска прокурора Свердловского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц, к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации города Перми, муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 131).

Определением судебного заседания от 17.01.2024 в соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Перми (л.д. 129).

Представитель истца в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» в судебном заседании исковые требования не признал, полагает, что МКУ является ненадлежащим ответчиком, поскольку многоквартирные дома расселены, находятся в собственности администрации г. Перми, которой обязанности по ограничению доступа возложены на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого усматривается, что МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» просит в исковых требованиях отказать в полном объеме, поскольку функции по ограничению доступа посторонних лиц в пустующие аварийные многоквартирные дома на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» не возложены (л.д. 33-35).

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном законом.

Администрация г. Перми представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном законом.

Управление жилищных отношений администрации г.Перми представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось в порядке, предусмотренном законом. Из ранее направленного отзыва, усматривается, что Управление исковые требования не признает в полном объеме, поскольку ограничение доступа в многоквартирные дома, проведение охранных мероприятий до прекращения эксплуатации многоквартирных домом является обязанностью управляющей компании (л.д. 60-61).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части, в силу следующего.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаны высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

В соответствии со статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья, что признается государством как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Федеральный закон № 390-ФЗ) определяет основные принципы и содержание деятельности, в том числе, по обеспечению общественной безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности.

Одними из основных принципов обеспечения безопасности согласно подпунктов 1-4 статьи 2 Федерального закона № 390-ФЗ являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно подпунктов 4, 9 ст. 3 Федерального закона № 390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности (статья 12 Федерального закона от 28.12.2010 № 390- ФЗ).

По смыслу части 2 статьи 125, части 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются (осуществляют права собственника) муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По смыслу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Причинами и условиями совершения правонарушений в частично и полностью расселенных аварийных домах являются несвоевременное проведение работ по их сносу, непроведение работ по ограничению доступа третьих лиц.

Из материалов дела следует, что 04.08.2016 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми, с учетом распоряжения от 23.03.2021, многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для отселения граждан, проживающих в доме, установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми, с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для отселения граждан, проживающих в доме, установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми, с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для отселения граждан, проживающих в доме, установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Свердловского района произведен осмотр указанных многоквартирных домов, в ходе которого установлено отсутствие в помещениях окон и дверей, здания не огорожены, находятся в бесконтрольном состоянии, при этом свободный доступ посторонних лиц к объектам, представляющим угрозу для жизни и здоровья, не ограничен, в том числе для граждан, не достигших возраста 18 лет (л.д. 27-31).

ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Свердловского района произведен осмотр указанных многоквартирных домов, в ходе которого установлено отсутствие в помещениях окон и дверей, здания не огорожены, находятся в бесконтрольном состоянии, при этом свободный доступ посторонних лиц к объектам, представляющим угрозу для жизни и здоровья, не ограничен, в том числе для граждан, не достигших возраста 18 лет (л.д. 117-122).

В соответствии с выписками из ЕГРН многоквартирные жилые дома по адресам: <Адрес> являются двухэтажными, многоквартирный дом по адресу: <Адрес> - одноэтажный (л.д. 45-46, 49-54).

Согласно сведениям, представленным управлением жилищных отношений, жилые помещения в аварийных домах по <Адрес> полностью расселены (л.д. 93).

Согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 21.021.2024 работы по сносу аварийного многоквартирного дома по адресу: <Адрес> завершены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Таким образом, администрация г. Перми как орган местного самоуправления и собственник объектов недвижимости наделена полномочиями на принятие мер, направленных на воспрепятствование несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по адресам: <Адрес>.

Администрация является органом местного самоуправления (абзац 15 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2002 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), соответственно, на данный орган возложена обязанность по исполнению обязательств, предусмотренных пунктами 3, 6.1, 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При реализации процедуры изъятия в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация как орган местного самоуправления обязана обеспечить выполнение всех мероприятий, которые включают в себя не только выплату возмещения за изымаемые помещения и предоставление другого жилого помещения, но и ограничение доступа несанкционированному доступу людей в здание, при реализации которого не должна создаваться угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьями 7, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что наличие свободного доступа в многоквартирные <Адрес>, по <Адрес>, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, что является недопустимым.

Орган местного самоуправления, реализуя мероприятия по расселению аварийного жилья, его сносу в установленные муниципальной программой сроки, обязан принять меры, предупреждающие причинение вреда жизни и здоровью граждан, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц в аварийное здание, находящееся на территории муниципального образования.

Учитывая, что все жилые помещения многоквартирных домов по <Адрес>, по <Адрес>, расселены, в подъезды и жилые помещения имеется свободный доступ посторонних лиц, суд приходит к выводу о том, что имеется угроза для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей, имеющих беспрепятственный доступ к зданию.

Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению мероприятий, направленных на ограничение доступа неопределенного круга лиц в многоквартирные <Адрес>, по <Адрес>, следует возложить на администрацию г.Перми, как на собственника многоквартирных домов.

Основания для возложения обязанности провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в многоквартирный <Адрес> отсутствуют, поскольку данный многоквартирный дом снесен, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом заявлен срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; суд приходит к выводу, что заявленный срок является разумным, поскольку вопрос об ограничения доступа неопределенного круга лиц в многоквартирные <Адрес>, по <Адрес> подлежит незамедлительному разрешению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на администрацию города Перми обязанность провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в многоквартирные <Адрес>, по <Адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

(мотививроанное решение изготовлено 05.03.2024)

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-171/2024 (2-4103/2023;) ~ М-3077/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми"
Администрация г. Перми
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Другие
ООО "УК "Основа"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Дело оформлено
08.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее