Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-111/2023 ~ М-111/2023 от 07.04.2023

                        

Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2023 года                                 пгт Кумены

                                 Кировская область

Куменский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,

при секретаре Милковой Е.А.,

с участием помощника прокурора Куменского района Кировской области Сергеевой М.Н.,

представителя ответчика Шибановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 43RS0016-01-2023-000139-08, производство № 2-111/2023) по исковому заявлению прокурора Куменского района Кировской области, поданному в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации Куменского муниципального района Кировской области о возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор Куменского района Кировской области в порядке, установленном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению администрации Куменского муниципального района Кировской области о возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, указывая в обоснование иска следующее.

Прокуратурой Куменского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Куменского района Кировской области, утвержденного постановлением администрации Куменского района Кировской области от 30.06.2021 г. № 265, на территории данного Речного сельского поселения Куменского района Кировской области имеются контейнерные площадки, расположенные в п. Речной Куменского района Кировской области по адресу ул. Фадеева д.6а и на перекрестке ул.Ленина и ул.Фадеева, которые являются местами сбора твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих на улицах Фадеева, Новая, Ленина, Некрасова, Добролюбова, Герцена, Белинского, Маяковского.

Указанные контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В адрес главы администрации главы администрации Куменского района Кировской области было внесено представление об устранении нарушений. Представление не исполнено, до настоящего времени нарушения не устранены.

Отсутствие контейнерных площадок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, которые предусмотрены положениями ст.ст.2,11, ч.3 статьи 39 Федерального Закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также гарантированы статей 42 Конституции РФ.

Обязанности органов местного самоуправления, в том числе муниципального района, установлены ч.3, статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.1 ч.1, п.1 ч.2 статьи 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 г. №131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области".

Требования к обустройству контейнерных площадок предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации по проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий".

Согласно уточненных в ходе судебного заседания требований прокурор просит обязать ответчика в срок до 01.09.2024 г. оборудовать места для накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) согласно схемы размещения мест накопления ТКО в п.Речной Куменского района Кировской области по адресу ул. Фадеева д.6а и на перекрестке ул.Ленина и ул.Фадеева в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Прокурор Сергеева М.Н. исковые требования с учетом их уточнений и доводы иска поддержала.

Представитель ответчика – администрации Куменского района Кировской области Шибанова Н.В. исковые требования, с учетом их уточнений, признала; суду пояснила о том, что администрацией Куменского района ведется работа по оборудованию контейнерных площадок на территориях сельских поселений Куменского района Кировской области, для чего заключено несколько контрактов, а также проводится в этих целях 3 аукциона, в связи с чем, на текущий, 2023 год, денежные средства, заложенные в бюджете района на указанные цели полностью освоены. Контейнерные площадки, относительно которых заявлен иск прокурора, в заключенные контракты не вошли. Бюджет на следующий, 2024 г. год, будет формироваться к сентябрю 2023 г.; в его расходы будут включены денежные средства на оборудование контейнерных площадок в п.Речной, указанных в иске прокурора, а освоение денежных средств, и соответственно строительство контейнерных площадок будет выполнено в 2024 г. Иные возможности для финансирования данных работ отсутствуют. Просит учесть данные обстоятельства при разрешении заявленных требований.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 16 данного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г.№ 1039, определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского поселения.

Положения о том же закреплены в п.1 ч.1, п.1 ч.2 статьи 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 г. №131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области», согласно которых к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены, в числе прочих создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Куменского района Кировской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Куменского района Кировской области от 30.06.2021 г. № 265 г. утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Речного сельского поселения Куменского района Кировской области.

Согласно реестру места накопления ТКО на территории Речного сельского поселения размещены в п. Речной Куменского района Кировской области по адресу ул.Фадеева д.6а для граждан, проживающих на улице Фадеева с д.2 по д.10, и на ул.Новая с д.1 по д.6; и на перекрестке ул.Ленина и улицы Лермонтова для граждан, проживающих на ул.Ленина с д.9 по д.51, с д.32 по д.74, на ул.Некрасова, ул.Добролюбова, ул.Герцена, ул.Белинского и ул.Маяковского.

При осмотре указанных контейнерных площадок прокуратурой установлено, что контейнеры установлены на открытом грунте без оборудованной контейнерной площадки, территория вблизи контейнеров не огорожена, что указывает на нарушение требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11. 2016 г. № 1156.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.04. 2023 г.

Прокуратурой района в адрес администрации Куменского района направлялось представление об устранении выявленных нарушений.

Не устранение выявленных нарушений явилось поводом для обращения прокурора с ныне рассматриваемым иском в суд.

Администрацией Куменского района в 2022 -2023 г. в адрес Министерства охраны окружающей среды Кировской области направлялся запрос по вопросу выделения денежных средств для обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО и приобретения контейнеров для размещения на территории сельских поселений Куменского района. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и приведенные выше положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к администрации Куменского района Кировской области, поскольку непринятие мер по оборудованию и содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

С учетом бюджетного финансирования деятельности органов местного самоуправления, наличия законодательного установленного порядка формирования бюджета и расходования денежных средств и фактических обстоятельств дела, сведения о которых приведены сторонами в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что ответчику следует установить срок исполнения судебного решения до 01.09.2024 г., что в рассматриваемой ситуации является объективным и целесооброазным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ , ░░░░ ) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2023 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░. ░░░░░░░ ░.6░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.05. 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-111/2023 ~ М-111/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Куменского района
Ответчики
Администрация Куменского района
Суд
Куменский районный суд Кировской области
Судья
Н.В. Дербенёва
Дело на сайте суда
kumensky--kir.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Дело оформлено
18.09.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее