Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-55/2020 от 13.02.2020

Дело №12-55/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

11 марта 2020 года г.Элиста    

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Буджаева С.А., при секретаре Сангаевой Г.Б., рассмотрев жалобу Адьяева Санала Борисовича на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия №8/12-33-И/30-72 от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ю.В. №8/12-33-И/30-72 от 13 января 2020 года Адьяев С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, Адьяев С.Б. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на отсутствие его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что исключило возможность воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление, протокол об административном правонарушении от 10.01.2020 г., определение о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.01.2020г. с сопроводительными письмами получены им одним почтовым отправлением. Кроме того, в бандероль были вложены два иных постановления по делам об административных правонарушениях от 13.01.2020 г. вместе с протоколами от 10 января 2020г., определениями о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.01.2020г., составленных в отношении него, не уведомленного надлежащим образом о времени, месте рассмотрения иных дел, месте, времени составления протоколов по данным делам. Согласно почтовому идентификатору (<данные изъяты>), почтовым штемпелям на бандероли, распечатке об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта ФГУП «Почта России», данное почтовое отправление было сдано на почту по месту нахождения административного органа 29.01.2020г., поступило в отделение почтовой связи по месту работы заявителя 31 января 2020г., получено заявителем 04 февраля 2020г.

Адьяев С.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель Адьяева С.Б. – Мукубенов В.П. поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление должного лица в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Манджиев А.И. ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия государственного органа, вынесшего постановление.

Выслушав представителя лиц, привлекаемого к административной ответственности, исследовав имеющиеся материалы, обозрев материалы дела об административном правонарушении в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Государственной инспекций труда в Республике Калмыкия в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия 27 декабря 2019 года проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что в нарушение п.1, п.2 приложения №31, п.7 приложения №36 проверочных листов, а также абз.4 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации и Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного постановлением Минтруда России от 19.08.2016г. № 438н в организации не созданы системы управления охраной труда.

По факту перечисленных нарушений в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. должностным лицом Государственной инспекций труда в Республике Калмыкия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Установленные факты послужили основанием для привлечения министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Адьяева С.Б. к административной ответственности по указанной статье закона.

Постановление о привлечении Адьяева С.Б. к административной ответственности вынесено в его отсутствие с указанием о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрении дела.

Данные, свидетельствующие о том, что Адьяев С.Б. был надлежащим образом извещен о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о вручении ему копии протокола суду не представлено.

Определением государственного инспектора труда от 10 января 2020 года рассмотрение дела №8/12-28-И/30-72 об административном правонарушении в отношении Адьяева С.Б. назначено на 10 часов 13 января 2020 года. Сведения о направлении извещения на указанную дату в адрес Адьяева С.Б. отсутствуют.

Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении, определение от 10 января 2020 года о назначении рассмотрения дела и постановление о назначении административного наказания от 13 января 2020 года направлены одним почтовым отправлением 29 января 2020 года, т.е. после составления протокола об административном правонарушении и после рассмотрения дела по существу. Указанная почтовая корреспонденция получена заявителем 04 февраля 2020 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>.

Иным способом о месте и времени рассмотрения дела Адьяев С.Б. не извещался.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.

Из смысла абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", указывающего, что несущественным недостатком протокола, является в том числе составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причине их неявки или причины неявки были признаны неуважительными, - следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени месте составления протокола относится к существенному недостатку, при наличии которого в соответствии с абз. 4 п. 4 данного Постановления Пленума протокол об административном правонарушении, как оформленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В соответствии с абз. 5 п. 4 указанного Постановления Пленума возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.

Данное дело было рассмотрено по существу должностным лицом и прошло стадию судебного обжалования, что исключает возможность возвращения материалов дела для устранения недостатков протокола об административном правонарушении.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина Адьяева С.Б. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия №8/12-33-И/30-72 от 13 января 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, а вину Адьяева С.Б. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, доказанной.

В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия №8/12-33-И/30-72 от 13 января 2020 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия №8/12-33-И/30-72 от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Адьяева Санала Борисовича отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения копии решения.

Судья                             С.А. Буджаева

12-55/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Адьяев Санал Борисович
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Буджаева Светлана Александровна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
13.02.2020Материалы переданы в производство судье
03.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее