Дело №12-423/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 29 сентября 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу ИП Васенева Сергея Валентиновича на постановление № о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ Г.А.В. 07 июля 2023 года,
установил:
Постановлением ст. государственного инспектора РМЭ в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ Г.А.В. от 07 июля 2023 года индивидуальному предпринимателю Васеневу С.В. назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Васенев С.В. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что отбор проб произведен с нарушением норм закона, поскольку довод контролирующего органа о том, что отходы, образующиеся в производственной деятельности ИП Васенева С.В., используются им в качестве топлива в котельных в совокупности, то есть закладываются в печь все вместе и сразу и факт сжигания данных отходов был установлен, не соответствует материалам дела, содержанию протокола об административном правонарушении, акту внеплановой выездной проверке, актам отбора проб, является надуманным и голословным.
В суде ИП Васенев С.В., защитник – адвокат Х.С.М. доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Дополнили, что нарушен отбор проб, специалист не своим инструментом отбирал пробы, Васенев и его работники лично распиливали своей электропилой куски древесины, при этом на пиле были смазочные материалы в виде машинного масла, что могло повлиять на результат исследований. При отборе был нарушен п.4.5 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, пробы были взяты не вместе их образования и накопления. Согласно проведенного по заказу ИП Васенева С.В. лабораторного исследования ООО «Аналитическая Лаборатория «Экомониторинг» от 07 августа 2023 года отходы в виде обрези натуральной чистой древесины относятся к 5 классу опасности. Ранее в 2010 году так же были проведены исследования по отнесению того или иного вида отхода ИП Васенева С.В. к классу опасности, были выданы свидетельства Приволжским управлением Ростехнадзра об отнесении обрези натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные зола от сжигания древесного топлива практически неопасная относится к 5 классу опасности. Указанные в качестве изъятых проб - обрези древесины длинномерной, не имеются в ФККО.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление Г.А.В. просил оставить жалобу без удовлетворения. Сообщил, что в основу принятого им постановления были положены результаты лабораторных исследований аккредитованной лаборатории ГБУ РМЭ «Маргеомониторинг». Считает, что нарушений при отборе проб и проведении исследований не имеется. Отбирались все виды отходов древесины 23 мая 2023 года, в актах отбора было указано общее наименование – обрезь древесины в кусковой форме.
В настоящее судебное заседании Марийский межрайонный природоохранный прокурор не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, выслушав мнения сторон, пояснения специалиста Л.О.М., данные в судебном заседании 27 сентября 2023 года, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные суду доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3).
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл с 22 по 30 мая 2023 года на основании требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, старшего советника юстиции Б.И.М. о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 12.05.2023 исх. № и решения от 19.05.2023 № о проведении внеплановой выездной проверки министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл К.А.Н. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Васенева С.В.
К проведению выездной проверки были привлечены специалисты аккредитованной лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «<иные данные>» Л.О.М. - начальник отдела мониторинга окружающей среды ГБУ РМЭ «<иные данные>», В.А.В. - ведущий специалист отдела мониторинга окружающей среды ГБУ РМЭ «<иные данные>».
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки № от 30.05.2023.
ИП Васенев С.В. осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, поставленном на государственный учет в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект HBOC):
- 1 – деревообрабатывающее предприятие по адресу: <адрес>, категория объекта - III (третья), код объекта №; категория риска - средний риск.
- 2 - деревообрабатывающее предприятие по адресу: <адрес>, категория объекта - III (третья), код объекта №, категория риска – средний риск.
В ходе проверки установлено, что основном видом производственной деятельности ИП Васенева С.В. является распиловка круглого леса, производство погонажных изделий, производство евровагонки, материалов для бань и саун. Образующиеся отходы деревообработки от распиловки древесины используются для отопления производственных, бытовых помещений и для сушки пиломатериалов в сушильных камерах.
В результате хозяйственной деятельности у ИП Васенева С.В. образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); смет с территории предприятия малоопасный; лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины; отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные; опилки натуральной чистой древесины; обрезь натуральной чистой древесины; зола от сжигания древесного топлива практически неопасная; бой стекла; шкурка шлифовальная отработанная; отходы (мусор) от уборки территории помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины.
В рамках проведения внеплановых мероприятий по государственному экологическому контролю (надзору) в отношении ИП Васенева С.В. аккредитованной лабораторией ГБУ РМЭ «Маргеомониторинг» проведены отборы проб отходов древесины собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (акты (план) отбора проб отходов № от 23.05.2023 и № от 23.05.2023), опил древесный, используемый в качестве топлива для котла (акт (план) отбора проб отходов № от 23.05.2023), зола от сжигания древесного топлива (акты (план) отбора проб отходов № от 22.05.2023 и № от 22.05.2023).
При отборе проб отходов, используемых в котельных, расположенных по адресам: <адрес>, ИП Васенев С.В. присутствовал лично, также был ознакомлен с актом отбора проб, в котором расписался, тем самым согласился с указанными в акте наименованиями. Наименования образцов испытаний в актах отбора проб отходов носят условный характер для более точного определения их происхождения.
В соответствии с результатами лабораторных исследований, проведённых ГБУ РМЭ «Маргеомониторинг» установлено следующее:
- опил древесный собственного производства, используемый в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования № от 29.05.2023) относится к V (пятому) классу опасности;
- отходы древесные собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования № от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу опасности;
- отходы древесные собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования № от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу опасности.
Согласно отчету по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (промплощадка №: <адрес>) для отопления производственных, бытовых помещений и для сушки пиломатериала в сушильных камерах действует котельная (ИЗАВ №), оборудованная двумя котлами марок №, топливом для которых являются дрова, древесные отходы (абз.2 ст.10).
Согласно отчету по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (промплощадка №: <адрес>) для отопления производственных, бытовых помещений и для сушки пиломатериала в сушильных камерах действует котельная (ИЗАВ №), оборудованная котлами марок № и №, топливом для которых являются дрова, древесные отходы, опил, щепа (абз.9 ст.9).
На основании изложенного выше установлено, что ИИ Васенев С.В. в качестве топлива для своих котельных использует древесные отходы собственного производства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона №89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно понятийному аппарату Федерального закона №89-ФЗ обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу пунктов 1, 2 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ст.39 Федерального закона №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, запрещается.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2017 г. №242 (далее - ФККО), к отходам обработки древесины и производства изделий из дерева (код ФККО 3 05 000 00 00 0) относятся отходы распиловки и строгания древесины: отходы из натуральной чистой древесины кусковые (горбыль, из натуральной чистой древесины код ФККО 3 05 220 01 21 5 соответствует 5 классу опасности, рейка из натуральной чистой древесины код ФККО 3 05 220 02 21 5 соответствует 5 классу опасности, щепа натуральной чистой древесины код ФККО 3 05 220 03 21 5 соответствует 5 классу опасности, отходы окорки древесины (отходы коры код ФККО 3 05 100 01 21 4 соответствует 4 классу опасности, кора с примесью земли код ФККО 3 05 100 02 29 4 соответствует 4 классу опасности, отходы окорки древесины практически неопасные код ФККО 3 05 111 11 20 5 соответствует 5 классу опасности), зола от сжигания отходов древесины и продукции из нее и другие.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещено.
Информации (документы, сертификаты, лицензии и т.д.) подтверждающей, что Котлоагрегаты марок КВ-600, КВ-ВА-0,8 и КВ-300, используемые на промплощадках ИП Васенева С.В., являются специальными установками по сжиганию отходов производства и потребления, не предоставлены.
Так, в нарушении вышеуказанных требований ст.ст.34, 39, 51 Федерального закона №7-ФЗ, ч.1 ст.18 Федерального закона №96-ФЗ ИП Васенев С.В. осуществляет использование в качестве топлива в котельной отходов 4 класса опасности без специальных установок.
Вышеизложенное административным органом расценено, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
По выявленным нарушениям 01 июня 2023 года старшим государственным инспектором Республик Марий Эл в области охраны окружающей среды в отношении ИП Васенева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении ИП Васенева С.В. к административной ответственности.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В качестве доказательств объективной стороны вменяемого ИП Васеневу С.В. административного правонарушения административным органом указано на произведенные осмотры 22 мая 2023 года двух производственных площадок, акты отбора проб отходов № от 23 мая 2023 года, № от 23 мая 2023 года, протоколы результатов биотестирования № от 29 мая 2023 года, № от 29 мая 2023 года.
С таким решение административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административным органом вменено в вину ИП – использование в качестве топлива в котельной отходов 4 класса опасности без специальных установок, что является нарушением ч.1 ст.18 ФЗ №96-ФЗ и ст.ст.34,39,51 ФЗ №7-ФЗ.
Часть 1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, на которую ссылается административный орган в постановлении №8 от 07 июля 2023 года, запрещающая хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в настоящее время является недействующей в связи с изменениями, внесенными 13 июня 2023 года.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, физические лица, в процессе потребления которыми образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать обращение с такими отходами в соответствии с Федеральнымзакономот 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно актам отбора проб отходов № от 23 мая 2023 года, № от 23 мая 2023 года, были изъяты отходы древесины в кусковой форме, а именно обрезь древесины длинномерная.
В то время, как проверкой было установлено, что в результате хозяйственной деятельности ИП Васенева С.В. образуются отходы: отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные; опилки натуральной чистой древесины; обрезь натуральной чистой древесины.
Виды отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов (ФККО), утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 (ред. от 16.05.2022) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
К ним относятся отходы из натуральной чистой древесины кусковые: горбыль из натуральной чистой древесины (3 05 220 01 21 5), рейка из натуральной чистой древесины (3 05 220 02 21 5), щепа натуральной чистой древесины (3 05 220 03 21 5), обрезь натуральной чистой древесины (3 05 220 04 21 5), которые все отнесены к пятому классу опасности.
Таким образом, указанное наименование образца испытаний, отобранный 23 мая 2023 года, как «обрезь древесины длинномерная» не имеется в ФККО.
Суд обращает внимание, что опрошенная в судебном заседании специалист Л.О.М., проводившая отбор образцов, пояснила, что наименование отхода ей подсказали кто-то из работников, присутствующих при отборе.
Не подтверждены выводы административного органа, что на биотестировании находились отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные; обрезь натуральной чистой древесины в их совокупности, которые при совместном использовании (вперемешку) в качестве древесного топлива, являются отходами 4 класса опасности. Указанное противоречит актам отбора проб, а так же протоколам результатов биотестирования и пояснениям к ним за № от 29 мая 2023 года и № от 29 мая 2023 года где указан образец испытаний одного вида в виде обрези древесины длинномерной.
Представленная суду видеозапись с фиксацией изъятия проб не подтверждает, что именно совокупность отходов была использована в биотестировании.
Таким образом, административным органом не предоставлено суду достаточных и допустимых доказательств, что ИП Васенев С.В. использует в качестве топлива в котельной отходы 4 класса опасности без специальных установок. Кроме того, при отборе проб отходов использование специалистом электропилы, что зафиксировано на видеозаписи, ранее находящейся в пользовании работниками ИП с использованием на ней машинного масла для смазки цепи, не соответствует методическим рекомендациям ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, в частности разделу 2 (средства отбор) и 4 (отбор проб). Наслоение каких-либо веществ, в том числе машинного масла либо другого смазочного материала, на необходимом для исследования объекте во время его изъятия, может повлиять на результат самого исследования относительно рассматриваемого факта, что ставит под сомнение сам результат биотестирования.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Согласно п.1, п.2, п.4 ст.1.5 КоАПРФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст.1.6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
К проведенному по заказу ИП Васенева С.В. исследованию ООО «<иные данные>» от 7 августа 2023 года суд относится критически. Отборы проб промышленных выбросов были произведены 31 июля 2023 года при иных обстоятельствах, что не может быть принято во внимание и признано доказательством по делу.
В соответствии со ст.30.7. ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл 07 июля 2023 года, которым индивидуальный предприниматель Васенев Сергей Валентинович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Ермолаева М.Л.