Дело № 2-854/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Яковлевой Т.А.,
с участием истца - прокурора Кирилловой М.С.,
ответчика - представителя администрации Канашского района Чувашской Республики В.
при секретаре судебного заседания Егоровой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности провести повторное обследование, диагностику и оценку технического состояния автомобильных дорог,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу провести повторное обследование, диагностику и оценку технического состояния автомобильных дорог «<данные изъяты> подъезд к г. Канаш протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженность <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> - граница Канашского района протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км в порядке и в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденные приказом Минтранса РФ от 07.08.2020 № 228 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» и по ее результатам обосновать соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик указанных автомобильных дорог требованиям технических регламентов и возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Иск мотивирован тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в части осуществления полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Собственником автомобильных дорог местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов в границах территории Канашского муниципального района, является администрация Канашского района. Постановлением администрации Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр автомобильных дорог в г. Канаш Чувашской Республики. Работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения определяются в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог», согласно которому в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит, в частности, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений. В рамках проверки установлено, что согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального района Канашский район обозначены автомобильные дороги, в частности № МР № «<данные изъяты>» подъезд г. Канаш протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженность <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № «<адрес> - граница Канашского района протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км. Однако, по информации администрации Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году и истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года оценка технического состояния указанных автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась. Отсутствие оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения влечет ненадлежащее выполнение муниципальным образованием обязанностей по содержанию указанных автодорог и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, препятствует рациональному планированию работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемых дорог, что нарушает право граждан (неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения) на пользование автомобильными дорогами и безопасность дорожного движения по ним, а также угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан и сохранности их имущества.
В судебном заседании истец - прокурор Кириллова М.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики В. иск не признала, указав, что для надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Канашского района протяженностью <данные изъяты> км и искусственных сооружений на них и обеспечение безопасности дорожного движения на них заключены муниципальные контракты с ООО «П.» и Д. В силу требований федерального законодательства администрация Канашского района совместно с подрядными организациями ежегодно определяет первоочередные участки дорог, подлежащие проведению ремонтных работ после весенней просушки. На текущий год данные участки определены и работы по ямочному ремонту на автодорогах завершаются по плану к ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос о проведении ямочного ремонта на невыполненных участках будет рассмотрен после завершения работ на запланированных участках при условии достаточности финансовых средств, которые на эти цели предусмотрены в бюджете Канашского района, принятого Собранием депутатов Канашского района ЧР. В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований и проведение инструментальной диагностики удовлетворяется за счет средств спланированного и утвержденного муниципального бюджета, не предусматривающего в ДД.ММ.ГГГГ году такие затраты.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственником автомобильных дорог местного значения, расположенных в вне границ населенных пунктов в границах Канашского муниципального района, является администрация Канашского района.
Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр автомобильных дорог в г. Канаш Чувашской Республики.
Работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения определяются в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года N 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог».
Согласно п. п. 5 п. 9 Приказа Минтранса № 402 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит, в частности, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 № 228 (далее по тексту - Порядок). В соответствии с п. 2 указанного порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ независимо от их форм собственности и значения.
Пунктом 3 Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 2 п. 4 Порядка одним из видов обследования при оценке технического состояния автомобильных дорог является повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится).
Оценка технического состояния автомобильных дорог включает в себя ряд последовательных этапов и комплекс работ:
1) обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов, т.е. ее диагностику, которая проводится в т.ч. в соответствии с ГОСТ 33388-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" и предусматривает получение полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии, условиях эксплуатации и степени соответствия потребительских свойств требованиям существующей интенсивности и состава движения транспортного потока. В процессе диагностики автомобильной дороги должны определяться ее постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами. Работы по диагностике автомобильных дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными передвижными дорожными и стационарными лабораториями, аттестованными приборами и необходимым оборудованием (п. 4.1.3 ГОСТ 33388-2015);
2) установление по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;
3) обоснование по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В рамках проверки установлено, что постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального района Канашский район обозначены автомобильные дороги, в частности № ОП МР № «<данные изъяты>» подъезд г. Канаш протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженность <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № «<адрес> - граница Канашского района протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, № ОП МР № <адрес> протяженностью <данные изъяты> км.
По информации администрации Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ и истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года оценка технического состояния указанных автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Установить соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, обосновать возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, а также ее безопасность для участников дорожного движения без проведения оценки технического состояния автомобильных дорог не представляется возможным.
Отсутствие оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения влечет ненадлежащее выполнение муниципальным образованием обязанностей по содержанию указанных автодорог и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, препятствует рациональному планированию работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемых дорог, что нарушает право граждан (неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения) на пользование автомобильными дорогами и безопасность дорожного движения по ним, а также угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан и сохранности их имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения данного решения шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Следовательно, администрация Канашского района Чувашской Республики от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики провести в течение № месяцев со дня вступления решения суда в законную силу повторное обследование, диагностику и оценку технического состояния автомобильных дорог «<данные изъяты>» подъезд к г. Канашу протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженность <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> - граница Канашского района протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> протяженностью <данные изъяты> км в порядке и в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», ГОСТ № «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» и по ее результатам обосновать соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик указанных автомобильных дорог требованиям технических регламентов и возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Яковлева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ2