№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года <адрес>
Дудинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи А.В. Васильева,
при секретаре Щукиной Л.А.,
с участием помощника прокурора ФИО2 <адрес> Патлатого А.А.,
представителя ответчиков – ФИО2 муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» (далее ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», управления образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А.,
представителя ответчика - администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района Панова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя прокурора ФИО2 <адрес> к ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», управлению образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района, администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района, о понуждении к принятию мер по обеспечению охраны учебного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора ФИО2 <адрес> обратился в суд с иском к ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», мотивируя свои требования тем, что, прокуратурой района проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности школы, в ходе которой установлены нарушения. В этой связи, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, просит суд обязать ответчика ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание школы ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также обязать управление образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района и администрацию ФИО1-Ненецкого муниципального района, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» финансирование для исполнения решения суда в течение 6-ти месяцев.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 <адрес> Патлатый А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков - ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» и управления образования Тлехугов Т.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил подробные письменные возражения относительно исковых требований, где указал, что, в целях обеспечения общей потребности в денежных средствах для обеспечения оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» ответчиком были проведены мероприятия по поиску исполнителя услуг по монтажу и пусконаладочным работам систему тревожной сигнализации. На сегодняшний день стоимость монтажных и пусконаладочных услуг согласно имеющемуся коммерческому предложению составляет <данные изъяты> В настоящее время денежные средства, необходимые для принятия всех вышеперечисленных в исковом заявлении мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в указанный в исковом заявлении срок бюджетной сметой ответчика не предусмотрены. Таким образом, управление образования не имеет возможности обеспечить принятие мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Учитывая отдаленность образовательной организации от развитых транспортных путей, труднодоступность местонахождения образовательной организации для доставки и монтажа необходимого оборудования и отсутствие поставщиков необходимого оборудования для исполнения требований законодательства в части оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считает, что, исковые требования могут быть исполнены в срок не менее, чем 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае удовлетворения иска прокурора, в адрес финансового управления администрации района будут направлены предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись Управления образования для исполнения решения судебных органов.
Представитель ответчика – администрации ФИО1 – Ненецкого муниципального района Панов А.А. в судебном заседании исковые требования также не признал, просил в удовлетворении иска к администрации района отказать, поскольку, ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ни постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не устанавливают безусловную обязанность администрации района, как органа местного самоуправления, который не является главным распорядителем бюджетных средств, осуществлять финансирование расходов учреждения. Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор не наделен правом обращения в суд с иском в защиту прав казенного учреждения, иск заявлен в нарушение действующего законодательства. Также, прокурор не указывает в каком размере (части, объеме) ответчики должны будут исполнять решение суда, то есть в каком размере (части, объеме) выделит финансирование каждый из них в пользу ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4». Без четкой формулировки требований исполнение решение суда невозможно. Помимо этого, полагает, что заявляя требование о возложении обязанности на администрацию ФИО2 <адрес> выполнять конкретное мероприятие (осуществить финансирование), которое прямо не предусмотрено законом, прокурор просит суд своим решением вмешаться в деятельность органов местного самоуправления, то есть, нарушить конституционный принцип разделения властей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 вышеназванного Закона РФ № 273-ФЗ установлено, что, охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно представленной в материалы дела копии Устава ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», ответчик является некоммерческой образовательной организацией, в форме казенного учреждения, находящейся в собственности ФИО1-Ненецкого муниципального района, подведомственной и подконтрольной управлению образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района, основным предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования, дополнительных образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ. В соответствии с п.п. 3 п. 1.13 Устава, ответчик, в числе прочего, несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации во время образовательного процесса.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Правительство РФ, в числе прочего, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации (далее – требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований, в числе прочего, установлено, что, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения. При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).
Подпунктом «г» п. 24 Требований, помимо прочего, установлено, что, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
В соответствии с отдельными положениями указанных требований, предусмотрено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.
Из представленной суду копии паспорта безопасности ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, Таймырский ФИО1 – <адрес>, следует, что образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности объекта (л.д. 66-75).
Согласно акту обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия рекомендовала оснастить объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (л.д.58-65).
Согласно ответу заместителя ФИО1 –Ненецкого муниципального района – начальника управления образования ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора ФИО2 <адрес>, в ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» система передачи тревожных сообщений не установлена по причине отсутствия технической возможности в подключении к пульту централизованного наблюдения ОВО по ФИО1-Ненецкому муниципальному району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», отсутствия устойчивого канала цифровой связи для передачи извещений (л.д. 19-20).
Таким образом, судом установлен факт не соблюдения п. 24 Требований, а именно подпункта «г», в здании ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, Таймырский ФИО1 – <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, предъявленные заместителем прокурора к ответчику - образовательному учреждению исковые требования, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом, в соответствии с п. 2.4, 2.7 Положения об управлении образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением ФИО2 <адрес> Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, в число основных задач управления входят, в числе прочих, планирование, организация деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению (далее - подведомственные муниципальные организации, муниципальные образовательные организации); осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств районного бюджета в части средств, предусмотренных на содержание управления образования и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций, муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий (п.3.1 Положения).
Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению требований антитеррористической защищенности подведомственных образовательных учреждений, возложено на управление образования администрации ФИО2 муниципального района.
При этом, в соответствии с п. 32 Требований, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов подведомственных учреждений образования требованиям законодательства об антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 6.1 и п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона РФ № 273-ФЗ, установлено, что, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области образования, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Помимо этого, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона РФ № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.5 Положения об управлении образования администрации ФИО2 муниципального района, финансовое обеспечение деятельности управления осуществляется за счет средств районного бюджета (л.д.66).
Таким образом, несмотря на то, что управление образования является главным распорядителем бюджетных средств в отношении ответчика – школы, администрация ФИО2 муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обязана обеспечить требования антитеррористической безопасности, в том числе, в части обеспечения соответствия переданного в оперативное управление здания, находящегося в муниципальной собственности.
В этой связи суд считает предъявленные исковые требования к ответчику – администрации ФИО2 муниципального района о выделении необходимого финансирования на устранение выявленных нарушений, наряду с управлением образования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика – администрации ФИО2 муниципального района о нарушении прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ суд находит несостоятельными, поскольку, исковые требования направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности нахождения в учебном заведении учеников, родителей, педагогического состава, родителей и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о неисполнимости решения суда в случае удовлетворения исковых требований к соответчикам – управлению образования и администрации ФИО2 муниципального района, суд также находит несостоятельными, поскольку оба указанных органа в силу вышеприведенных положений законодательства, обязаны принять меры к выделению школе финансирования в размере, достаточном для устранения выявленного нарушения.
Определяя срок выполнения требований прокурора, суд соглашается с позицией представителя ответчиков – школы и управления образования о том, что, исполнение решения суда потребует проведения необходимых мероприятий, связанных не только с выделением бюджетного финансирования, но и с проведением технических работ в условиях отдаленности места нахождения школы, особенностей ее транспортной доступности и считает разумным и справедливым установить ответчикам срок для исполнения решения суда - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора ФИО1-<адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО2 муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание ФИО2 муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», расположенное по адресу: 647232, <адрес>, Таймырский ФИО1 – <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Обязать управление образования администрации ФИО1-Ненецкого муниципального района, администрацию ФИО1-Ненецкого муниципального района в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование ФИО2 муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4» на выполнение мероприятий по оснащению здания ФИО2 муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Усть-Портовская средняя школа имени ФИО4», расположенного по адресу: <адрес>, Таймырский ФИО1 – <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд <адрес>.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.