Дело № 2-1702/2022
34RS0007-01-2022-002778-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:
председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,
при секретаре Асташевой И.А.,
с участием помощника прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ Галейченко Е.Н.,
представителя третьего лица – ГБУЗ «ВОКПД», действующего на основании доверенности от 16 сентября 2021 года Мордвинова Д.М.,
04 июля 2022 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
АДРЕС ИЗЪЯТ, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Сахнович В.А. в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в ГБУЗ «ВОКПД» на предмет наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом. В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза установлено, что Сахнович В.А. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы 11 ноября 2020 года. Согласно информации ГБУЗ «ВОКПД» от 11 апреля 2022 года, ответчик не проходил профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза. Медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. Между тем, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, проходят профилактические медицинские осмотры 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения. Поскольку Сахнович В.А. с 11 ноября 2020 года и до настоящего времени в установленном законом порядке профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза, независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом, не проходил, учитывая, что под угрозой находится не только здоровье Сахнович В.А., но и здоровье окружающих граждан, так как данное заболевание передается воздушно-капельным путем, что создает условия для его распространения среди лиц, так или иначе подверженных контактам с ним, в нарушение права граждан Российской Федерации на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. Просил возложить обязанность на Сахнович В.А., ДАТА ИЗЪЯТА года рождения в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в ГБУЗ «ВОКПД» на предмет наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом.
Помощник прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ Галейченко Е.Н. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик Сахнович В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», возражений по существу исковых требований не предоставил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель 3-его лица – ГБУЗ «ВОКПД» по доверенности Мордвинов Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, вместе с тем указав, что требования истца о прохождении профилактического медицинского осмотра в ГБУЗ «ВОКПД» не соответствует установленному порядку проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, поскольку профилактические медицинские осмотры в целях раннего выявления туберкулеза и интерпретации полученных результатов проводятся при обращении за первичной медико-социальной помощью в медицинских организациях общелечебной сети в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. ГБУЗ «ВОКПД» является провопреемником ГКУЗ «ВОПД №1» и оказывает специализированную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях. Согласно выписки из лицензии ГКУЗ «ВОКПД» не имеет право оказывать медицинские услуги, относящиеся к лицензионным требованиям «медицинские осмотры профилактические». Интерпретация результатов медицинского осмотра проводится медицинской организацией его проводившей, в связи с чем не требуется результаты профилактического медицинского осмотра направлять в ГБУЗ «ВОКПД», если в ходе медицинского осмотра не выявлены признаки, указывающие на туберкулез.
Выслушав помощника прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ Галейченко Е.Н., представителя 3-его лица - ГБУЗ «ВОКПД» по доверенности Мордвинова Д.М., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным, основанным на законе и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
Статьей 9 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (далее - лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом) проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
В силу статьи 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.
Пунктами 799, 802, 809 Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4, установлено, что в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год.
По эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год: лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения.
На основании части 2 статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно частям 1, 6 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с Приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. №124н, срок проведения профилактического осмотра лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
В судебном заседании установлено, что ответчик Сахнович В.А. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы 11 ноября 2020 года, что подтверждается списком лиц, освобожденных из мест лишения свободы в 2020 году, представленным 04 апреля 2022 года ФКУ УИИ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.10-11).
Из информации о лицах, обратившихся за медицинской помощью в 2021 году – истекшем периоде 2022 года в ГБУЗ «ВОКПД» структурное подразделение №1 следует, что Сахнович В.А. с момента освобождения из мест лишения свободы 11 ноября 2020 года за медицинской помощью не обращался (л.д.12-13). Указанные обстоятельства в судебном заседании ответчиком опровергнуты не были и признаются судом установленными.
Исходя из положений пункта 2 статьи 2 и пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из направлений деятельности государственной политики в области профилактики охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации.
Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в соответствии со статьей 8 указанного закона, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больными туберкулезом, проходят профилактические обследования в целях выявления туберкулеза в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации федерального законодательства приказом Минздрава России от 21 марта 2017 года №124н утвержден порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, который устанавливает правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Министерства здравоохранения России от 21 марта 2017 года №124н сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к порядку и срокам.
Таким образом, обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза лицами, освобожденными из следственных изоляторов и исправительных учреждений, не ставится в зависимость от их желания и носит императивный характер.
Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что ответчиком не представлено сведений о прохождении профилактического медицинского осмотра на предмет наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом, поскольку под угрозой находится не только здоровье Сахнович В.А., но и здоровье окружающих граждан, так как указанное заболевание передается воздушно-капельным путем, что создает условия для его распространения среди лиц, так или иначе подверженных контактам с ним, что свидетельствует о нарушении права граждан Российской Федерации на охрану здоровья, предусмотренного частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, чем в свою очередь нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
При наличии установленных обстоятельств, заявленные требования о возложении на ответчика обязанности пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия или отсутствия заболевания туберкулезом подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, профилактические медицинские осмотры в целях раннего выявления туберкулеза и интерпретация полученных результатов проводятся при обращении за первичной медико-социальной помощью в медицинских организациях общелечебной сети в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (приказы Минздрава России от 21 марта 2017 года №124н и от 15 ноября 2012 года №932н, пункты 792, 793, 794, 800 СанПиН 3.3686-21).
Согласно пункту 4 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденному приказом Минздрава России от 21 марта 2017 года №124н, к медицинским организациям, осуществляющим профилактические осмотры взрослых предъявляются следующие лицензионные требования в части медицинской деятельности: выполнение работ (оказание услуг) по «общей врачебной практике (семейной медицине)» или «фтизиатрии», или «терапии», «медицинским осмотрам профилактическим», а также «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» (при проведении соответствующих исследований).
ГБУЗ «ВОКПД» является правопреемником ГКУЗ «ВОПД №1» и оказывает специализированную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях в порядке, установленном частью 2 статьи 32 и статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ. Из выписки из реестра лицензий следует, что ГБУЗ «ВОКПД» не имеет право оказывать медицинские услуги, относящиеся к лицензионным требованиям «медицинские осмотры профилактические». Интерпретация результатов медицинского осмотра проводится медицинской организацией, его проводившей, в связи с чем не требуется результаты профилактического медицинского осмотра направлять в ГБУЗ «ВОКПД», если в ходе медицинского осмотра не выявлены признаки, указывающие на туберкулез.
Учитывая, что решение состоялось в пользу истца, который при подаче иска в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать в доход государства государственную пошлину, в размере, исчисленном в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, СНИЛС ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ пройти в установленном порядке профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении в целях выявления туберкулеза в течение 1 (одного) месяца после вступления решения в законную силу.
Взыскать с ФИО2, СНИЛС ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования – городской округ город-герой Волгоград в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.
Судья: Щелконогова С.С.