РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2023 года город Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко Н.К.,
при секретаре Зубовой А.З.,
с участием прокурора Кротовой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД) № 58RS0017-01-2023-002365-77 по иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий по следующим основаниям.
Прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района.
Постановлением администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района от 6 февраля 2014 года № 5 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области», согласно которому на территории муниципалитета расположены «дороги с. Чибирлей», «дороги с. 2-е Тарлаково».
В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния указанных дорог не проводилась ни в прошедшем году, ни в текущем, что подтверждается ответом администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 16 августа 2023 года № б/н, в связи с чем в настоящий момент не представляется возможным установить какой перечень работ для обеспечения сохранности автомобильных дорог и поддержания бесперебойного и безопасного движения по ним необходимо провести – реконструкцию, капитальный ремонт или текущий ремонт, и соответственно какой объем финансирования на эти цели необходим.
В администрации действует ПОДД от 2018 года, что противоречит требованиям законодательства, выраженных в периодичности его актуализации в соответствии с Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274.
Таким образом, ПОДД до настоящего времени не утверждены и не согласованы в надлежащем порядке с уполномоченными органами и организациями. Нормативные акты, утверждающие перечень органов и организаций, на которые возложена обязанность согласования ПОДД в администрации не разработаны и не утверждены.
При отсутствии ПОДД, установленные на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области дорожные знаки имеющаяся разметка, являются недействительными и вводят участников дорожного движения в заблуждение.
18 сентября 2023 года главой администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области по результатам рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений от 18 августа 2023 года был дан письменный ответ о признании вышеуказанного акта прокурорского реагирования обоснованным, а также об отсутствии денежных средств для разработки (актуализации) проектов организации дорожного движения.
Наличие выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия обустройства автомобильных дорог ее владельцем требованиям действующего законодательства.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения», Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Кузнецкого района Пензенской области просил обязать администрацию Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 29 декабря 2023 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: разработать проекты организации дорожного движения в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также произвести оценку технического состояния автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года №288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
В судебном заседании участвующий по делу помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Кротова Е.А. исковые требования поддержала и просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, письменных возражений не представлено, имеется ходатайство о принятии решения по делу на усмотрение суда.
Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07 августа 2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района от 6 февраля 2014 года № 5 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области», согласно которому на территории муниципалитета расположены «дороги с. Чибирлей», «дороги с. 2-е Тарлаково».
Оценка технического состояния указанных дорог в 2022 г., 2023 г. не проводилась, что подтверждено ответом администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 18 августа 2023 года № б/н.
Проект организации дорожного движения на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области действует в редакции от 2018 года, что противоречит требованиям законодательства, выраженных в периодичности его актуализации в соответствии с Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274.
На основании выявленных нарушений распоряжением администрации Чибирлейского сельсовета №-л от 18 сентября 2023 года ведущий специалист администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установленные по делу обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на сегодняшний день ответчик нарушает положения законодательства о безопасности дорожного движения.
Восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц достигается возложением на ответчика обязанности по разработке проекта организации дорожного движения в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также проведению оценки технического состояния автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом вышеназванных положений законодательства, характера действий, которые требуется совершить ответчику для выполнения обязанностей, а также того, что ответчик является бюджетным учреждением, суд считает возможным установить срок для выполнения обязанностей до 29 декабря 2023 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать администрацию Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области разработать проект организации дорожного движения в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также произвести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в соответствии с приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» в срок до 29 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья: