Дело № 2-613/2022
24RS0003-01-2022-001060-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 20 декабря 2022 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием представителя истца администрации п. Балахта ФИО6, действующего на основании доверенности от 14.04.2020 года,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации п. Балахта к ФИО2 об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация п. Балахта обратилась в суд исковым заявлением с ФИО2 об исправлении реестровой ошибки мотивируя свои <адрес> произошло пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является ответчик ФИО2, который согласен на исправление границы своего земельного участка, но в п. Балахта не проживает, работает вахтовым методом, в связи с чем, не имеется возможности изменить границу земельного участка, подписав акт согласования. Так же без участия ответчика не возможно подрезать по границе уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, поскольку имеется большая погрешность 15 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 28.08.2022 года без привязки к пунктам ГГС (государственной геодезической сети), прибором не соответствующим современным стандартам и требованиям, поэтому измерен не верно. В связи с отсутствием процедуры согласования границы земельного участка с ФИО2 просит суд исключить из ЕГРН сведения о части земельного участка с кадастровым номером № согласно прилагаемым координатам пересечения границы:
№ Х У
№
№
№
№
Определением Балахтинского районного суда от 05.12.2022 года в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена администрация п. Балахта (л.д. 27).
В судебном заседании представитель истца администрации п. Балахта ФИО6 заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и показал, что при подписании акта согласования местоположения границ земельного участка ФИО2 необходимости обращения в суд не было. Однако ФИО2 не проживает в п. Балахта, в связи с чем без решения суда не возможно устранить нарушения при межевании смежного земельного участка.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, а так же пояснения на исковое заявление в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Из письменных пояснений следует, что В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в
соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе,) о
.зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их
возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с
настоящим Федеральным законом сведений. Как следует из искового заявления, при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, кадастровым инженером ФИО6.В., было установлено пересечение с границей смежного земельного участка с кадастровым номером №, собственником котором является ответчик, акт согласования границ с которым нет возможности подписать. В связи с чем, истцом заявлены требования об исключении из ЕГРН сведений о части земельного участка, определены координаты пересечения границы земельного участка с кадастровым номером №.
В отношении указанных земельных участков в ЕГРН содержатся следующие сведения: земельный участок с кадастровым номером №, поставлен на государственный кадастровый учет 08.12.2005, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли индивидуальной застройки, декларированная площадь <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, права на который в ЕГРН не зарегистрированы, но имеются сведения о незарегистрированных правах - правообладатель ФИО7; земельный участок с кадастровым номером №, поставлен на государственный кадастровый учет 28.08.2002, категория земель - земли, населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, уточненная площадь <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, на который в ЕГРН 18.08.2020 зарегистрировано право собственности за ФИО2 (ответчик) на основании свидетельства о праве на наследств по закону от 18.08.2020 года. На основании части 8 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях ЕГРН. Относительно спорного земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН содержатся следующие сведения о координатах характерных точек его границ:
Номер точки |
Координаты, м |
Номер межевой точки |
Способ закрепления точки | |
Y |
Х |
|||
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
При этом в ЕГРН отсутствуют сведения о частях указанного земельного участка, в связи с чем Управление полагает, что исковые требования подлежат уточнению, так как скорее всего касаются части границ земельного участка, которая не согласована с правообладателем. Описание местоположения границ земельного участка в силу пункта 3части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в ЕГРН, и относится к числу основных сведений об объекте недвижимости. При этом удовлетворение судом данного требования приведет к исключению из ЕГРН сведений, позволяющих определить данные
земельные участки в качестве индивидуально-определенной вещи. В силу части 1 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ документом, который содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка является межевой план, подготовленный по форме и в соответствии с требованиями, установленными Приказом Росреестра от 14.12.2021 NTI/0592. Из системного анализа положений Федерального закона № 218-ФЗ следует,
что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях:
отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного
участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ
земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности
определения координат для земель определенного целевого назначения; если
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки
границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на
местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной
характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе
реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка. В статье 61 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено понятие
реестровой ошибки, которая может быть воспроизведена в ЕГРН и содержаться в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования.
Реестровая ошибка возникает вследствие ошибки, допущенной лицом выполнившим кадастровые работы, или ошибки, содержащейся в документах направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или)
органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке установленном настоящим Федеральным законом. Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если
такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход
зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61
Федерального закона № 218-ФЗ). Таким образом, по смыслу закона, реестровая ошибка подлежит исправлению в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки, и не является следствием неправомерных действий (решений) органа регистрации прав. Основаниями для исправлений указанной ошибки являются представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для государственного
кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу
решение суда об исправлении реестровой ошибки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 №32-КГ 16-29, признание недействительным результатов установления границ земельных участков (как при межевании до 01.03.2008, так и при выполнении кадастровых работ после 01.03.2008), в том числе в связи с наличием допущенной при таком установлении границ ошибки, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца - поскольку у ответчика сохраняется право собственности на указанный выше земельный участок с координатами границ, указанными в государственном кадастре недвижимости.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Необходимо учитывать, что удовлетворение требований об исправлении реестровой ошибки возможно при отсутствии спора о границах земельных участков. В соответствии с частью 2.1 статьи 43 Федерального закона №218-ФЗ уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том
числе при выполнении кадастровых работ в отношений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего
Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете
и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект
незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного
кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В
указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в
описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей
всех заинтересованных лиц или их представителей. Вместе с тем, исходя из обстоятельств дела, материально-правовой интерес истца заключается в том, что для определения границ земельного участка с кадастровым участком №, исключения пересечения со смежным участком с кадастровым номером № и ввиду отсутствия согласования, сведения о координатах границы земельного участка с кадастровым номером № должны быть изменены в ЕГРН, согласно предлагаемым кадастровым инженером ФИО6 При этом, необходимо учитывать, что факт пересечения границ земельных участков, установленный кадастровым инженером, установление границы пересечения земельного участка с кадастровым номером № вероятнее всего повлечет и изменение площади данного земельного участка. В связи с данным обстоятельством, при рассмотрении заявленных требований должны быть установлены границы земельного участка с кадастровым номером № с перечнем координат характерных точек таких границ (в соответствии с межевым планом), факт изменения площади данного земельного участка (при наличии изменений), а также установлен факт изменения координат характерных точек части границы земельного участка ответчика с кадастровым
номером №, являющийся смежным, с их перечнем (в соответствии с
межевым планом) и площади (при наличии изменений). Отражение в решении суда сведений об основных характеристиках объектов позволит, не нарушая прав участников гражданского оборота, привести в соответствие сведения ЕГРН о земельных участках, являющихся предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Также, принимая во внимание положения пункта 7 части 2 статьи 14
Федерального закона №218-ФЗ, поскольку внесение в кадастр недвижимости
сведений об изменении местоположения границ земельного участка является
кадастровой процедурой, основаниями для ее осуществления выступают, в том
числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона №218-ФЗ, государственный
кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое, имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии
настоящим Федеральным законом.
В случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового
учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда,
разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных
на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав
осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для
внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения, об
объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек
границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания,
сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган
регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования,
подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется ( часть 4
статьи 58 Федерального закона №218-ФЗ) (л.д. 45-47).
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Частью 1 статьи 58 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 №32-КГ16-29, признание недействительным результатов установления границ земельных участков (как при межевании до 01.03.2008, так и при выполнении кадастровых работ после 01.03.2008), в том числе в связи с наличием допущенной при таком установлении границ ошибки, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца - поскольку у ответчика сохраняется право собственности на указанный выше земельный участок с координатами границ, указанными в государственном кадастре недвижимости.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Необходимо учитывать, что удовлетворение требований об исправлении реестровой ошибки возможно при отсутствии спора о границах земельных участков.
В соответствии с частью 2.1 статьи 43 Федерального закона №218-ФЗ, уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН от 05.04.2022 года на земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земли индивидуальной застройки ( л.д. 7).
По выписки из ЕГРН от 20.10.2022 года на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель ФИО2 Поставлен на кадастровый учет 28.08.2002 года ( л.д. 12)
По схеме земельного участка с кадастровым номером 24:03:3131010:4 по адресу: <адрес> следует, что его границы выходят за пределы участка в 4 точках ( л.д. 4)
Кадастровым инженером 20.12.2022 года подготовлен межевой план земельного участка №. Метод определения координат: метод ступниковых геодезических измерений. Согласно решению Балахтинского районного совета депутатов № 32-459р от 24.12.2014 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Балахта, Балахтинского района, Красноярского края. Уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне - Зона застройки индивидуальными жилыми домами. В результате кадастровых работ установлено пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 33-44).
Удовлетворяя требования истца, суд мотивирует это тем, что уточнение границ земельных участков и исправление реестровых ошибок в описании местоположения участка производится путем определения верных координат характерных точек границ земельного участка, что в силу статьи 1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" относится к кадастровым работам. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Федерального закона (кадастровый инженер). Учитывая, что кадастровым инженером было установлено пересечение границ земельных участком с кадастровыми номерами № и №, в связи с чем суд приходит к выводу о реестровой ошибки при первоначальной постановки земельного участка № на кадастровый учет и об исключении неверных данных из ЕГРН. При этом спора о праве не имеется. Предложенные истцом координаты, имеющиеся в межевом плане характерных точек границ земельного участка соответствуют фактическому землепользованию и реальному расположению земельного участка на местности, в связи с чем суд устанавливает смежную границу вышеуказанных земельных участков по следующим координатам характерных точек границ:
Обозначение характерных точек Х Y
Границ
№
№
№
№
№
№
№
При этом исключить площадь пересечения границы в четырёх точках:
№ Х У
№
№
№
№
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации п. Балахта удовлетворить.
Установить наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в координатах смежной границы между земельными участками с кадастровым номером 24:03:3131010:4, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Исключить из ЕГРН и ГКН имеющиеся сведения о координатах пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, установив данную границу по следующим координатам характерных точек границ:
Обозначение характерных точек Х Y
Границ
№
№
№
№
№
№
№
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено декабря 23 декабря 2022 года