Дело № 2-584/2023
УИД 33RS0017-01-2023-000340-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июля 2023 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием прокурора Денисовой А.Н.,
истцов Кафеевой Л.Н., Самариной С.К., Самарина Ю.А.,
Матюхиной Л.Ю., Борисовой Н.Ю., Мольковой И.Ю., действующей в интересах <данные изъяты>.,
представителя ответчика администрации МО г. Лакинск Жуковой Г.В.,
представителя истца Матюхиной Л.Ю.
по устному ходатайству Юсовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и жителей многоквартирного дома № NN по <...>, Кафеевой Л.Н., Самарина Ю.А., Самариной С.К., Борисовой Н.Ю., Матюхиной Л.Ю., Мольковой И.Ю., действующей в интересах <данные изъяты>, Ерохиной И.В. и Беляева Ю.В. к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области, публично-правовой компании «Фонд развития территорий» об обязании принять меры к немедленному отселению, предоставить равнозначное благоустроенное жилое помещение, принять меры по обеспечению жилищных прав, по иску Матюхиной Л.Ю. к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области об обязании предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения,
установил:
Собинский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и жителей многоквартирного дома № NN по проспекту <...>, а именно Кафеевой Л.Н., Самарина Ю.А., Матюхиной Л.Ю., Мольковой И.Ю., действующей в интересах <данные изъяты>., Ерохиной И.В., Беляева Ю.В., окончательно уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (далее – администрация МО г. Лакинск) об обязании принять меры к немедленному отселению Кафеевой Л.Н., Матюхиной Л.Ю., <данные изъяты>, Ерохиной И.В., Беляева Ю.В., Самарина Ю.А., Борисовой Н.Ю., Самариной С.К. из многоквартирного дома № NN по <...>, предоставить Самарину Ю.А. составом семьи из трех человек (Самарин Ю.А., Самарина С.К., Борисова Н.Ю.) благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирская области, общей площадью не менее занимаемой, принять меры по обеспечению жилищных прав Кафеевой Л.Н., Матюхиной Л.Ю., <данные изъяты>., Ерохиной И.В. и Беляева Ю.В. в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ (л.д. NN).
В обоснование иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО г. Лакинск требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. В ходе проведенной проверки установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации МО г. Лакинск от 3 апреля 2019 г. № 114 «О признании многоквартирного дома аварийным и переселении граждан из аварийного жилого фонда». Срок переселения жителей из вышеуказанного аварийного дома определен до 31 декабря 2024 г. При проведении обследования жилого дома № NN по <...> ООО «АФБ-Баупроект» установлено, что по периметру дома имеются повреждения, локальные разрушения кирпичной кладки цоколя, трещины и сколы в несущих стенах, замокание фундамента и стен, просадка фундаментов. Таким образом, срок с 3 апреля 2019 г. до момента расселения жильцов является чрезвычайно длительным. За указанный период могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Определением судьи от 28 марта 2023 г. к участию в деле в качестве соистцов привлечены Мольков М.К., Самарина С.К. и Борисова Н.Ю., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области и публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – ППК «Фонд развития территорий») (л.д. NN).
Протокольным определением суда от 28 апреля 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кафеев Е.А. (л.д. NN).
Протокольным определением суда от 26 июня 2023 г. ППК «Фонд развития территорий» исключена из состава лиц, участвующих в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве соответчика (л.д. NN).
Материальный истец Матюхина Л.Ю. обратилась в суд с самостоятельным иском к администрации МО г. Лакинск об обязании предоставить в собственность в черте г. Лакинск Собинского района Владимирской области благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Лакинск Собинского района Владимирской области, в многоквартирном доме, площадью не менее 28,7 кв.м, взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (л.д. NN).
В обоснование исковых требований Матюхина Л.Ю. указала, что является собственником квартиры с кадастровым номером NN, площадью 28,7 кв.м, расположенной по адресу: <...>. В указанном жилом помещении также зарегистрирована <данные изъяты>. Постановлением администрации г. Лакинска от 3 апреля 2019 г. № 114 «О признании многоквартирного дома аварийным и переселении граждан из аварийного жилого фонда» многоквартирный дом № NN по <...> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 г. № 235. Поскольку дом включен в региональную адресную программу, собственники жилых помещений имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Денисова А.Н. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указала, что многоквартирный дом не пригоден для проживания в нем, установленный срок переселения жителей из вышеуказанного аварийного дома является неразумным.
Материальные истцы Кафеева Л.Н., Самарина С.К., Самарин Ю.А., Матюхина Л.Ю., Борисова Н.Ю., Молькова И.Ю., действующая в интересах <данные изъяты>, позицию прокурора поддержали, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Подтвердили, что фактически проживают в принадлежащих им жилых помещениях, жилой дом трескается, везде плесень и сырость, полы проваливаются, протекает крыша. Истец Молькова И.Ю. указала, что в квартире в жилом доме № NN по <...> фактически не проживает, ей приобретено иное жилое помещение, в котором проживает ее семья, в том числе и <данные изъяты>
Истец Матюхина Л.Ю., ее представитель по устному ходатайству Юсова Н.В. также поддержали свои исковые требования по доводам, изложенным в иске. Указали, что проживание в принадлежащем истцу жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью, у несовершеннолетнего ребенка Матюхиной Л.Ю. выявлена аллергия на плесень, другого жилого помещения Матюхина Л.Ю. не имеет. Полагали, что истцом конкретизирован способ исполнения ответчиком обязанности по принятию меры по обеспечению ее жилищных прав в виде предоставления иного жилого помещения в собственность.
Материальные истцы Беляев Ю.В. и Ерохина И.В. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. NN), ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. NN).
Представитель ответчика администрации МО г. Лакинск Жукова Г.В. в судебном заседании исковые требования Собинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов жителей многоквартирного дома № NN по <...>, признала в части обязания предоставить жилое помещение Самарину Ю.А. и членам его семьи, при этом полагала необходимым установить срок исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части уточненные требования прокурора не признала, указав, что иные материальные истцы с заявлениями о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда не обращались. Кроме спорного аварийного дома в муниципальном образовании г. Лакинск есть также другие дома, признанные аварийными раньше, годовой бюджет ограничен в финансовом обеспечении. Министерство ЖКХ Владимирской области отказано в софинансировании мероприятий по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 г., так как в настоящее время приоритетным является вопрос о расселении жителей многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г. Удовлетворение требований прокурора в части возложения на администрацию МО г. Лакинск обязанности принять меры в соответствии со ст. 32 ЖК РФ приведет к невозможности исполнения решения суда, данное требование направлено на вмешательство в бюджетный процесс муниципального образования. В удовлетворении исковых требований Матюхиной Л.Ю. просила отказать, поскольку доказательств опасности проживания в жилом помещении истцом не представлено (л.д. NN).
Представитель ответчика ППК «Фонд развития территорий» в судебное заседание также не явился, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. NN). Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил отказать в части требований, предъявленных к ППК «Фонд развития территорий», полагая компанию ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. NN).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кафеев Е.А. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. NN), направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. NN).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области в судебное заседание также не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. NN), сведений о причинах неявки суду не сообщил, письменной позиции по иску не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с п. 3 ст. 35 указанного выше закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 г. № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из приведенных положений закона следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения положениями ст. 14 ЖК РФ возложена на органы местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных нрав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в том числе: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Судом установлено, что в Собинскую межрайонную прокуратуру обратились жильцы дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: Кафеева Л.Н., Самарин Ю.А., Матюхина Л.Ю., Молькова И.Ю., Беляев Ю.В. и Ерохина И.В. с заявлениями о нарушении их жилищных прав, поскольку указанный дом находится в аварийном состоянии, проживание в нем угрожает жизни и здоровью жителей дома (л.д. NN).
В соответствии с постановлением администрации г. Лакинска от 3 апреля 2019 г. № 114 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу, переселение граждан из занимаемых жилых помещений запланировано в срок до 31 декабря 2025 г. (л.д. NN).
Согласно заключению об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 18 марта 2019 г., физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, 1928 года постройки, составляет 70 % (л.д. NN).
Вышеуказанное заключение основано на техническом отчете № NN, составленном ООО «АФБ-Баупроект» от 23 января 2019 г. (л.д. NN).
В соответствии с выписками из ЕГРН Матюхина Л.Ю. является собственником квартиры с кадастровым номером NN, площадью 28,7 кв.м, расположенной по адресу: <...>; Ерохина И.В. и Беляев Ю.В. – квартиры с кадастровым номером NN, площадью 32,8 кв.м, расположенной по адресу: <...>; <данные изъяты> – квартиры с кадастровым номером NN, площадью 32,3 кв.м, расположенной по адресу: <...> Кафеева Л.Н. – квартиры с кадастровым номером NN, площадью 61,6 кв.м, расположенной по адресу: <...>. Квартира № NN в указанном многоквартирном доме является муниципальной собственностью (л.д. NN).
23 июня 2014 г. между администрацией МО г. Лакинск и Самариным Ю.А. заключен договор социального найма жилого помещения № NN, в соответствии с которым ему и членам его семьи - Самариной Н.Ю. (в настоящее время – Борисова Н.Ю.), Самариной С.К., в бессрочное владение и пользование передана квартира, расположенная по адресу: <...>, площадью 62,3 кв.м (л.д. NN).
Согласно справкам МКУ «Управление ЖКХ г. Лакинска» в квартире № NN вышеуказанного дома зарегистрированы Самарин Ю.А., Самарина С.К., Борисова Н.Ю., в квартире № NN – Молькова И.Ю., несовершеннолетний Мольков М.К., в квартире № NN – Кафеева Л.Н. и Кафеев Е.А., в квартире № NN – Матюхина Л.Ю. и Матюхина К.М. (л.д. NN). Беляев Ю.В. и Ерохина И.В. в квартире № NN не зарегистрированы и фактически не проживают (л.д. NN).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 г. № 235 (Подпрограмма «Обеспечение проживающих в аварийном жилищном фонде граждан жилыми помещениями»), срок расселения - 2024 год; в муниципальную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда г. Лакинска», утвержденную постановлением администрации г. Лакинска от 10 апреля 2019 г. № 123 (л.д. NN).
Представителем ответчика администрации МО г. Лакинск представлены характеристики бюджета муниципального образования на 2023 г. и на плановый период 2024, 2025 гг., согласно которым дефицит бюджета за указанный период равен нулю (л.д. NN).
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, начиная с 2022 г. финансирование подпрограммы «Обеспечение проживающих в аварийном жилищном фонде граждан жилыми помещениями» за счет средств областного бюджета не осуществляется. В областном бюджете отсутствуют средства на расселение многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 г. (л.д. NN).
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Жилые помещения, в которых проживают материальные истцы, представляют опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния многоквартирного дома, отселение истцов не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Факт наличия опасности для жизни и здоровья граждан жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, подтверждается материалами дела, в том числе и заключением ООО «АФБ-Баупроект» от 23 января 2019 г., представленными фотоматериалами жилых помещений истцов (л.д. NN). Указанное обстоятельство требует незамедлительного решения вопроса о переселении граждан, проживающих в таком доме.
Исследуя собранные по делу доказательства, судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что техническое состояние жилого дома не позволяет обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; использование данного жилого дома небезопасно и представляет угрозу не только для проживающих в нем истцов.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что дальнейшая эксплуатация спорного жилого дома несет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей, их безопасности, равно как и для граждан, временно находящихся в доме или рядом с ним.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения па случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Как следует из материалов дела, в исковом заявлении прокурора содержится поддержанная материальными истцами просьба о немедленном отселении жителей многоквартирного дома со ссылкой на техническое состояние многоквартирного дома, которое создало угрозу жизни и здоровью граждан.
Данное требование расценивается судом как ходатайство об обращении решении суда об отселении к немедленному исполнению.
Решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
С учетом наступления в скором времени неблагоприятных климатических условий (зима), влекущих снеговые нагрузки и воздействие ветра, что может привести к внезапному обрушению многоквартирного дома, 1928 года постройки, имеющего физический износ 70%, доводы администрации о невозможности немедленного исполнения решения суда отклоняются.
Положения пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Не имеется в ней и указаний на предоставление жилья после соблюдения процедуры и определенных действий собственника аварийного дома. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не после окончания внутренних либо внешних процедур, проводимых третьими лицами, в том числе, организованных органом местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика администрации МО г. Лакинск о том, что материальные истцы не выразили согласие на предоставление жилого помещения для временного проживания (маневренный фонд), не могут быть приняты во внимание, оснований для предоставления истцам жилого помещения маневренного фонда не установлено. То обстоятельство, что жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе, для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение при отсутствии согласия со стороны собственников жилых помещений.
При вынесении решения суд также принимает во внимание то обстоятельство, что несовершеннолетний Мольков М.К., Ерохина И.В. и Беляев Ю.В. фактически в жилых помещениях, расположенных по адресу: <...>, не проживают, оснований для их немедленного отселения из многоквартирного дома № NN по <...> не имеется.
Суд полагает разумным и достаточным установить срок исполнения решения суда в части предоставления Самарину Ю.А. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения и принятия мер по обеспечению жилищных прав Кафеевой Л.Н., <данные изъяты> Ерохиной И.В. и Беляева Ю.В. в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и жителей многоквартирного дома № NN по <...> к администрации МО г. Лакинск в указанной части, а также требования Матюхиной Л.Ю., предъявленные к администрации МО г. Лакинск.
При удовлетворении требований Матюхиной Л.Ю. с указанием конкретного способа исполнения обязанности по принятию меры по обеспечению ее жилищных прав в виде предоставления иного жилого помещения в собственность, суд принимает во внимание включение многоквартирного жилого дома в областную адресную программу независимо от вида подпрограммы, имеющееся у нее право выбора на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, наличие угрозы обрушения многоквартирного дома, а, следовательно, и опасности для жизни и здоровья истцов. Данная обязанность подлежит исполнению администрацией МО г. Лакинск также в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что обязанность по исполнению предъявленных требований возложена на органы местного самоуправления, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей многоквартирного дома № NN по <...> к ППК «Фонд развития территорий».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей многоквартирного дома № NN по <...>, Кафеевой Л.Н. (паспорт NN), Самарина Ю.А. (паспорт NN), Самариной С.К. (паспорт NN), Борисовой Н.Ю. (паспорт NN), Матюхиной Л.Ю. (паспорт NN), Мольковой И.Ю. (паспорт NN), действующей в интересах <данные изъяты>, Ерохиной И.В. (паспорт NN), Беляева Ю.В. (паспорт NN) к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN), публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (ИНН NN) об обязании принять меры к немедленному отселению, предоставить равнозначное благоустроенное жилое помещение, принять меры по обеспечению жилищных прав удовлетворить частично.
Исковые требования Матюхиной Л.Ю. (паспорт NN) к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) об обязании предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) немедленно после вступления решения в законную силу отселить Кафееву Л.Н., Самарина Ю.А., Самарину С.К., Борисову Н.Ю., Матюхину Л.Ю. из многоквартирного дома № NN по <...>.
Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области, общей площадью не менее занимаемой, Самарину Ю.А. (паспорт NN), составом семьи 3 человека (Самарина С.К., паспорт NN; Борисова Н.Ю., паспорт NN), общей площадью не менее 62,3 кв.м.
Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по обеспечению жилищных прав Кафеевой Л.Н. (паспорт NN), <данные изъяты>, Ерохиной И.В. (паспорт NN) и Беляева Ю.В. (паспорт NN) в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Собинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) и в удовлетворении исковых требований к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (ИНН NN) отказать.
Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (ИНН NN) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить Матюхиной Л.Ю. (паспорт NN) в собственность в черте г. Лакинск Собинского района Владимирской области благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Лакинск Собинского района Владимирской области, общей площадью не менее 28,7 кв.м, взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 27 июля 2023 г.