Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-238/2024 (2-3338/2023;) ~ М-2780/2023 от 30.10.2023

УИД № 57RS0022-01-2023-003319-79          Производство № 2-238/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кленкова Сергея Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Кленков С.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением пенсионного органа от (дата обезличена) в досрочном назначении пенсии истцу было отказано, поскольку суммарный период проживания на загрязненной территории был определен в размере 1 года 5 дней (с (дата обезличена) по (дата обезличена)), что не дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Ввиду этого истцу было отказано в назначении пенсии по тем основаниям, что факт проживания на загрязненной территории документально не подтвержден.

Истец ссылается, что (дата обезличена). фактически проживает в д. (адрес обезличен) Орловской области в жилом доме, ранее принадлежавшем его теще ФИО4, которой после случившегося инсульта требовался постоянный уход. После смерти ФИО4 истец совместно со своей супругой остались проживать в указанном населенном пункте.

В связи с изложенным, истец Кленков С.М. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 1 год в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с (дата обезличена).

В судебном заседании истец Кленков С.М. и его представитель Милосердов О.В. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика – Чеботарева О.В. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на правомерность отказа в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения регистрации по месту жительства.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – д. (адрес обезличен) Орловской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по настоящее время.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Кленков С.М. (дата обезличена) обратился в ОПФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ОПФР по Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) в установлении пенсии по старости Кленкову С.М. было отказано в связи с отсутствием права.

Принятое решение об отказе Кленкову С.М. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста мотивировано тем, что документально подтвержденный регистрацией по месту жительства период проживания в д. (адрес обезличен) Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 1 год 5 дней, что не дает права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Кленков С.М. ссылался на то, что с сентября 2016 г. фактически проживает в д. (адрес обезличен) Орловской области в жилом доме, ранее принадлежавшем его теще ФИО4, которой после случившегося инсульта требовался постоянный уход. После смерти ФИО4 истец совместно со своей супругой остались проживать в указанном населенном пункте.

Материалами дела подтверждено, что согласно данным паспорта Кленков С.М., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен).

С (дата обезличена) Кленков С.М. состоит в зарегистрированном браке с ФИО5

Ранее собственником домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), являлась ФИО4, приходящаяся матерью супруги истца.

Из выписного эпикриза (номер обезличен) усматривается, что в период с (дата обезличена) ФИО4 находилась на стационарном лечении в БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» с диагнозом: Инфаркт миокарда от (дата обезличена).

(дата обезличена) ФИО4 умерла, наследником по завещанию на указанное домовладение является ФИО5, которая с (дата обезличена) зарегистрирована по вышеуказанному адресу.

Согласно протоколу об административном правонарушении (номер обезличен) от (дата обезличена) и постановлению о назначении административного наказания (номер обезличен) от (дата обезличена) Кленков С.М. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, по факту сжигания мусора-отходов на расстоянии менее 50 метров от зданий по адресу: (адрес обезличен). При этом в качестве адреса проживания истца также указан населенный пункт д. (адрес обезличен).

В соответствии с рапортом-характеристикой старшего оперуполномоченного ОМВД России по (адрес обезличен) от (дата обезличена) и справкой главы администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) Кленков С.М. проживает в д. (адрес обезличен) с (дата обезличена) г.

Из представленного в материалы дела ответа администрации (адрес обезличен) Орловской области от (дата обезличена) следует, что Кленков С.М. обращался по вопросу перебоев в подаче воды по (адрес обезличен) д. (адрес обезличен) Орловской области.

Также в материалы дела представлены квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному жилому дому (дата обезличена) гг., из которых усматривается реальное потребление электроэнергии и бытового газа.

Допрошенная в качестве свидетеля супруга истца - ФИО5 пояснила, что в д. (адрес обезличен) Орловской области она постоянно проживает с супругом с (дата обезличена). по настоящее время, переезд в данный населенный пункт был вызван необходимостью оказания ухода за ее матерью ФИО4, перенесшей инсульт.

Также свидетели ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании пояснили, что Кленков С.М. постоянно проживает в д. (адрес обезличен) с (дата обезличена) года по настоящее время.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела и подтверждаются представленными в материалы дела сведениями об их проживании в спорный периоды.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.

С учетом изложенного, оценивая в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом Кленковым С.М. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт его проживания на протяжении не менее 4 лет в период с (дата обезличена) года по настоящее время в д. (адрес обезличен) Орловской области, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о признании за Кленковым С.М. права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.

Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в вышеуказанных населенных пунктах, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право Кленкова С.М., (дата обезличена) года рождения на досрочную пенсию, с учетом наличия у него права на получение льготный пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения 59 лет, а обращение имело место после указанной даты, то пенсия должна быть назначена исходя из положений ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения за ее назначением, а именно с (дата обезличена).

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ((░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1025700826744, ░░░ 5753002380) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2024 ░.

░░░░░      ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-238/2024 (2-3338/2023;) ~ М-2780/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кленков Сергей Михайлович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Другие
Милосердов Олег Викторович
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
01.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2023Предварительное судебное заседание
07.12.2023Предварительное судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее