Дело № 2-2090/19
УИД 16RS0050-01-2019-001915-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2019 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Зариповой Л.Н.,
при секретаре Агзамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Ю. С. к Гатину А. АлексА.у о защите чести и достоинстве, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о защите чести и достоинстве, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование иска указав, что истица знакома с ответчиком по линии своего мужа, которому ответчик приходится родственником. Некоторое время назад ответчик со своей женой арендовали у истицы с мужем квартиру и вместе проживали с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик, будучи <данные изъяты>, проявлял в отношении истицы и ее семьи признаки агрессии, раздражительности и не сдержанности, оскорблял истицу и членов ее семьи нецензурной бранью, оскорбления в мобильном приложении в <данные изъяты> носили постоянный характер. Оскорбления унижали честь, достоинство истицы, как человека и гражданина. Публичность оскорблений основывается на том, что ответчик неоднократно оскорблял истицу в мобильном приложении <данные изъяты>, то есть в общедоступной сети, поскольку их могли видеть муж истицы и двое ее несовершеннолетних детей. Ответчик состоит на учете в психиатрической больнице. Истицей неоднократно указывалось ответчику на недопустимость такого поведения, прекращения постоянных оскорблений истицы и ее семьи, необходимость изменить свое поведение, стиль общения. Являясь <данные изъяты>, истица испытывает стресс и нервные переживания от оскорблений ответчика, что негативно сказывается на общем состоянии ее здоровья.
На основании изложенного, истица просит взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель истицы поддержал иск.
Ответчик иск признал частично, указав, что писал истице по <данные изъяты> нецензурные слова, однако истица его сама провоцировала, его слова не могли причинить ей моральный вред, в связи с чем, не подлежит возмещению вред.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 21, статей 23 и 34, статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому право на судебную защиту своей чести и доброго имени.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
На основании пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пунктам 1 и 9 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истицы Новикова Ю.С. знакома с ответчиком Гатиным А.А. по линии своего мужа, которому ответчик приходится родственником. Некоторое время назад ответчик со своей женой арендовали у истицы с мужем квартиру и вместе проживали с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик, будучи <данные изъяты>, проявлял в отношении истицы и ее семьи признаки агрессии, раздражительности и не сдержанности, оскорблял истицу и членов ее семьи нецензурной бранью. Оскорбления в мобильном приложении в <данные изъяты> носили постоянный характер, унижали честь, достоинство истицы, как человека и гражданина. Публичность оскорблений основывается на том, что ответчик неоднократно оскорблял истицу в мобильном приложении <данные изъяты>, то есть в общедоступной сети, поскольку их могли видеть муж истицы и двое ее несовершеннолетних детей. Ответчик состоит на учете в <данные изъяты>. Истицей неоднократно указывалось ответчику на недопустимость такого поведения, прекращения постоянных оскорблений истицы и ее семьи. Являясь <данные изъяты>, истица испытывает стресс и нервные переживания от оскорблений ответчика, что негативно сказывается на общем состоянии ее здоровья.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В пункте 9 вышеуказанного Постановления разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обращаясь в суд, в обоснование своих доводов истицей представлены фотоснимки с приложения <данные изъяты> с текстом, содержавшим нецензурные слова, наверху страниц которых указано «<данные изъяты>» (л.д. 12-33).
Иные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, истцовой стороной суду не представлены.
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что из представленных фотоснимков приложения <данные изъяты> с текстом с нецензурными словами невозможно определить, кому они адресованы и могут ли являться распространением сведений, порочащих честь и достоинство истицы.
Само по себе признание ответчиком, состоящего со слов сторон на учете в психоневрологическом диспансере, того факта, что он выражался в адрес истицы нецензурной бранью, не может служить основанием для удовлетворения иска о защите чести и достоинства на основании статьи 152 ГК РФ и компенсации морального вреда.
В 2011 году статья 130 УК РФ утратила силу, а совершение такого деяния как оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, было декриминализировано и в настоящее время подлежит квалификации по статье 5.61 КоАП РФ.
Доказательства того, что ответчик был привлечён к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление Новиковой Ю.С. истцовая сторона суду не представила.
Кроме того, суд считает несостоятельными доводы истицы о том, что оскорбление в мобильном приложении <данные изъяты> на странице истицы возможно расценивать, как общедоступное, поскольку пользователем указанной страницы является лишь она сама, а доступ ее мужа и двоих ее несовершеннолетних детей возможен лишь с согласия истицы.
Исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления о защите чести и достоинстве, взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 08.05.2019 ░░░░