<***>
Дело № 2-2693/2022
УИД № 66RS0003-01-2022-001476-69
Мотивированное решение суда изготовлено 28 июля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 21 июля 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Станевич (Игуменщевой) В. С., при секторе Тепляковой А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаяхметовой Светланы Юрьевны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
установил:
Шаяхметова С. Ю. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование исковых требований истец указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон № 400-ФЗ). Решением от *** *** в назначении пенсии было отказано ввиду недостаточности стажа.
С указанным решением истец не согласна, просит суд возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии следующие периоды:
-с *** по ***;
-с *** по ***;
-с *** по ***;
-с *** по ***.
Возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости за работу в особых условиях труда с ***.
Истец, представители истца Федорова Л. В., Майер О. А. в судебном заседании поддержали доводы и требования иска по заявленному предмету и основаниям, указали, что трудовая функция истца за весь период деятельности не менялась, в связи с чем, незаконно и необоснованно исключение периода с *** по *** из специального страхового стажа на основании проведенной спецоценки. Кроме того отметили, что работодателем допущены нарушения процедуры по подписанию с работником дополнительного соглашения.
Представитель ответчика Стахеева Ю. А. поддержала доводы и требования письменного отзыва,, не возражала относительно включения в специальный страховой стаж истца периодов с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, поскольку в настоящее время работодателем откорректированы сведения индивидуального лицевого счета. Относительно период с *** по *** возражала, указав, что включение данного периода будет возможно только в случае корректировки работодателем сведений и оплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, в настоящее время код льготы не проставлен, в связи с чем, оснований для включения указанного периода не имеется.
Представители третьих лиц ЕМУПЕ «Гортранс» - Батанина И. А., ООО «Уральский региональный центр сертификации и аттестации» - Ермохина Е. В., суду пояснили, что *** утверждены отчеты о проведении внеплановой специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей троллейбусов в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», установлен 2 класс условий труда. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ко 2-му классу относятся допустимые условия труда. 30.10.2018 утверждены отчеты о проведении внеплановой специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей троллейбусов в ЕМУП, был установлен класс условий труда 3.2., то есть вредные. Таким обратом, поскольку в период с 18.11.2015 по 29.10.2018 был установлен 2 класс условий труда - допустимые условия труда, страховые взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд не перечислялись, водители троллейбусов ЕМУП «Гортранс», в том числе Шаяхметовой С. Ю., не имеют права на включение периодов работы с 18.11.2015 по 29.10.2018 в стаж, дающий право па досрочное назначение пенсии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
*** Шаяхметова С.Ю. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от *** *** было отказано в назначении пенсии по причине отсутствии стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С данным решением истец не согласна, в части не включения периодов трудовой деятельности в должности водителя трамвая в ЕМУП «Гортранс» (ранее Филиал МУП ЕТТУ «Южное трамвайное депо») с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
Оценивая законность отказа во включении в страховой стаж в целях досрочного назначения перечисленных периодов, суд приходит к следующему.
Впервые право на досрочную пенсию водителям троллейбусов было предоставлено Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом, как в данном Законе, так и в ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в Законе № 400-ФЗ профессия водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах выделена в отдельный пункт соответствующей статьи закона, предусматривающей право работников на досрочную пенсию.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (пункт 3) исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что Шаяхметова С. Ю. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ***, ей присвоен СНИЛС ***.
Согласно представленной суду копии трудовой книжки с *** по настоящее время истец работает в должности водителя трамвая, что также следует из представленной уточняющей справки от ***.
После проведения специальной оценки условий труда для профессии «водитель троллейбуса» установлен 2 класс условий труда. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу начислены и перечислены в полном объеме по ***. В соответствии с Постановлением семнадцатого арбитражного суда *** от ***, в целях восстановления права на досрочное пенсионное обеспечение водителей трамвая и троллейбусов период работы водителей трамваев и троллейбусов с *** по *** засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, во исполнение решения суда работодателем была произведена корректировка сведений, оплачены взносы, что подтверждается данными индивидуального лицевого счета.
Согласно п. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи).
Пунктом 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для плательщиков, указанных, в том числе в п. 2 настоящей статьи, для установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда «Вредный» подкласса условий труда 3,2 применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4%.
Таким образом, положения ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по результатам специальной оценки рабочих мест которых установлен вредный или опасный класс условий труда.
Согласно представленным материалам, с *** по *** по результатам СОУТ водителям трамвая установлен 2 класс условий труда, в связи с чем, дополнительные взносы не перечислялись. С истцом заключено дополнительное соглашение от ***.
При этом, *** утвержден отчет по СОУТ, по результатам которого водителям трамваев установлен класс условий труда 3.2. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу начислены и перечислены в полном объеме с даты утверждения отчета по настоящее время.
Таким образом, в отсутствии данных индивидуального лицевого счета о трудовой деятельности истца в особых условиях в период с *** по ***, совокупности необходимых условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется. В связи с чем, пенсионным органом обосновано отказано во включении периода с *** по *** в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.
При этом, к доводам истца относительно неизменности условий труда за весь период трудовой деятельности в ООО «Гортранс», суд относится критически, как противоречащим установленным обстоятельствам, поскольку представленная СОУТ от *** свидетельствует об обратном, что также подтверждено заключением *** от ***. Также подлежат отклонению доводы о то, что в нарушение действующего законодательства дополнительное соглашение было заключено с работником ***, а не датой утверждения отчета, поскольку данное обстоятельство не имеет юридического значения при разрешении вопроса о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии. Истец, заявляя настоящие требования, по сути, не соглашается с результатами СОУТ от ***, которые не оспорены. Разрешение вопроса о действительности результатов СОУТ лежит за пределами настоящих требований и подлежит рассмотрению в рамках трудового спора.
Одновременно суд приходит к выводу, что периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** подлежат включению в стаж в целях назначения досрочной страховой пенсии, поскольку на момент рассмотрения дела судом работодателем были откорректированы данные индивидуального лицевого счета и произведены необходимые взносы.
Таким образом, стаж истца на соответствующих видах работ составляет 15 лет 2 месяца 2 дня (12 лет 4 месяца 23 дня + 2 дня + 2 месяца 29 дней + 8 месяцев 8 дней), что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, требование истца о назначении пенсии с *** не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шаяхметовой Светланы Юрьевны (паспорт гражданина Российской Федерации *** к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187) о включении периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию – удовлетворить частично.
Возложить на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, Шаяхметовой Светланы Юрьевны, периоды работы в Филиале МУП ЕТТУ «Южное трамвайное депо» (ЕМУП «Гортранс»):
-с 22.09.2006-23.09.2006,
-с 01.04.2015-30.06.2015,
-с 01.01.2020-07.09.2020
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> В.С. Станевич
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>