Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-525/2024 (2-3746/2023;) ~ М-3694/2023 от 07.12.2023

Дело № 2-525/2024

УИД: 91RS0022-01-2023-004820-61

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 марта 2024 года                                                                                г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                               Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                 Аблязовой Э.Р.,

помощника прокурора                                              Черник М.Ю.,

представителя ответчика                                           Никифоровой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым») о возложении обязанности обеспечить водоотведение поверхностных вод, -

                                                     УСТАНОВИЛ:

В декабре 2023 года Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит обязать ответчика обустроить систему ливнеотвода, обеспечивающую водоотведение поверхностных вод и осадков с территории для предотвращения подтопления жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес>

В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым была проведена проверка по обращениям ФИО6 в интересах ФИО1, по вопросу отсутствия системы ливневой канализации на ул. <адрес> и исполнения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований федерального законодательства в части организации водоотведения на территории муниципального образования. Проверкой установлено, что по <адрес> сети ливневой канализации для приема и отвода поверхностных дождевых вод отсутствуют, вследствие чего происходит подтопление земельного участка и жилых домов граждан. Причинами указанного подтопления является тот факт, что жилые <адрес> по рельефу местности находятся в низине, осадки естественным путем стекают на земельный участок ФИО1, при этом система ливнеотвода на вышеуказанных улицах отсутствует. В настоящее время существует необходимость оборудования системой ливневой канализации вышеуказанной территории для осуществления приема и отвода поверхностных (дождевых) вод с целью предотвращения подтоплений жилых домов и земельных участков. Согласно информации Администрации города Феодосии Республики Крым мероприятия по контролю состояния поверхности дороги, организация отвода ливневых вод, уборке ликвидации намывов грунта и щебня выполняются Муниципальным бюджетным учреждением «Городское благоустройство». В целях предотвращения подтопления придомовых территорий осуществляется мониторинг ситуации в период выпадения осадков. Проверкой установлено, что между Администрацией города Феодосии Республики ФИО3 и ФИО1, ФИО2           02 августа 2019 года заключен договор аренды земельного участка, расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций с кадастровым номером , общей площадью 553 кв.м., для обслуживания жилого дома, сроком до 19 июня 2068 года. Ранее проведенной проверкой по обращению ФИО6 осуществлен выезд рабочей группы. Специалистами Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» с участием представителей Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство» и Муниципального унитарного предприятия «Каскад» проведено обследование состояния улично-дорожной сети на предмет подтопления территории по адресу: <адрес> акта обследования территории от 18 апреля 2023 года следует, что земельный участок между домами № <адрес> (переданный в аренду ФИО1 и ФИО2) огорожен металлическим забором, ниже по земельному участку имеется разрушенный ливневый колодец, дренажный ров, обеспечивающий отвод ливневых вод с <адрес> отсутствует. По результатам ранее проведенных проверок в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым неоднократно вносились акты прокурорского реагирования, вместе с тем, выявленные нарушения фактически не устранены, вопрос обустройства ливневой канализации в указанном районе, Администрацией города Феодосии Республики Крым до настоящего времени не разрешен, ввиду чего, Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обращается в суд с настоящим иском, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 3, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просил исковые требования удовлетворить.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол судебного заседания от 16 января 2024 года).

В пояснениях на исковое заявление начальник Муниципального казенного учреждения «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым» – Стадничук Е.А. указала, что не поддерживает исковые требования, ссылаясь на то, что бюджет города Феодосия Республики Крым, утвержденный решением 71 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 21 декабря 2023 года             № 750 «О бюджете муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств и расходы бюджета города Феодосии Республики Крым формируются с учетом наибольшей социальной значимости для региона. Также указала, что исковые требования не содержат объем требуемых финансовых средств, и рассмотреть вопрос о включении данного расходного обязательства не представляется возможным.

В судебном заседании помощник прокурора города Феодосии Республики Крым – Черник М.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым – Никифорова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что бюджет муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств и расходы бюджета города Феодосии Республики Крым формируются с учетом наибольшей социальной значимости для региона.

Третье лицо – Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило и о причинах его неявки суду не сообщило, в пояснениях на исковое заявление его начальник – Стадничук Е.А., просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Муниципального казенного учреждения «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым».

Третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, учитывая, что третьи лица по делу надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц – Муниципального казенного учреждения «Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой города Феодосии Республики Крым была проведена проверка по неоднократным обращениям ФИО6 в интересах ФИО1, по вопросу отсутствия системы ливневой канализации на <адрес>, и исполнения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований федерального законодательства в части организации водоотведения на территории муниципального образования.

В ходе проведения проверки установлено, что по <адрес> сети ливневой канализации для приема и отвода поверхностных дождевых вод отсутствуют, вследствие чего происходит подтопление земельного участка и жилых домов граждан. Причинами указанного подтопления является тот факт, что жилые <адрес> по рельефу местности находятся в низине, осадки естественным          путем стекают на земельный участок ФИО1, при этом система ливнеотвода на вышеуказанных улицах отсутствует. В настоящее время существует необходимость оборудования системой ливневой канализации вышеуказанной территории для осуществления приема и отвода поверхностных (дождевых) вод с целью предотвращения подтоплений жилых домов и земельных участков.

По информации, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от 06 октября 2023 года, сведения об объекте недвижимости – земельном участке площадью 553 +/- 8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>,                    22 августа 2018 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как «актуальные», и данному объекту присвоен кадастровый ; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, правообладатель: Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, от 22 февраля 2018 года; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда, срок действия: 24 марта 2021 года по                       19 июня 2068 года; лица, в пользу которых установлены ограничения прав или обременение объекта недвижимости: ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации серии и ФИО2 (паспорт гражданина Украины серии ).

09 февраля 2023 года Прокуратурой города Феодосии Республики Крым в адрес заместителя Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО9 было направлено представление «Об устранении нарушений требований федерального законодательства».

Как следует из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от                  10 марта 2023 года на представление прокуратуры от 09 февраля 2023 года, в реестре имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым отсутствует ливневая сеть в районе <адрес>. Данный участок дороги стоит на балансе Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство». Мероприятия по контролю состояния поверхности дороги, организации отвода ливневых вод, уборке, в случае намывов грунта, щебня, выполняются силами Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство» в рамках муниципального задания. Территория жилого <адрес>, по рельефу местности, расположена в низине, что определяет сток и накопление ливневых вод на данном участке и является причиной подтопления придомовой территории. Сотрудниками управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым и подведомственного учреждения Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство» осуществлен выезд по адресу: <адрес> с целью проведения обследования ливневой канализации.                               По факту выезда определено, что ливневая канализация в районе домов № <адрес> частично проходит через территорию частного домовладения <адрес>. Сотрудниками была предпринята попытка получить согласие собственника на проведение обследования ливневой канализации, однако, собственник участка отказался предоставлять доступ на территорию домовладения, в связи с чем, провести обследование ливневой канализации в полном объеме и принять соответствующие меры реагирования, не представляется возможным. Дополнительно было сообщено, что по состоянию на             31 декабря 2022 года окончен первый этап выполнения работ по инвентаризации системы городской ливневой канализации. Заказчиком выполнения работ выступало Муниципальное бюджетное учреждение «Городское благоустройство». Инвентаризация проведена с целью определения месторасположения, размеров, работоспособности, исправности ливневой канализации и наличия несанкционированных врезок. В рамках выполнения второго этапа работ по инвентаризации системы ливневой канализации муниципального образования в 2023 году будут обследованы отводные и второстепенные, открытые и закрытые системы, выявлен потенциал надежности отведения дождевых и паводковых вод таких канализаций. Система ливневой канализации по <адрес> будет включена во второй этап работ по инвентаризации системы ливневой канализации муниципального образования.

20 апреля 2023 года Администрацией города Феодосии Республики Крым в            адрес Прокуратуры города Феодосии Республики Крым направлен ответ на требование от 13 апреля 2023 года № по вопросу подтопления домовладения № <адрес>, из содержания которого следует, что                   18 апреля 2023 года осуществлен выезд рабочей группы по адресу: г. <адрес>. В обследовании земельного участка приняли участие представители Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города ФИО3 Республики Крым», Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, подведомственных учреждений Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство» и Муниципального унитарного предприятия «Каскад». По результатам выезда составлен акт обследования территории, в котором установлено, что ливневая система водоотведения проходит через дворовую территорию домовладения <адрес>; вход в вышеуказанное домовладение огорожен металлическим забором, под которым расположена металлическая труба для отвода ливневых вод, находится в нерабочем состоянии; указанная металлическая труба не соединена с ливневым колодцем, расположенным на территории домовладения по                    <адрес>; дренажный ров, обеспечивающий отвод ливневых вод с территории, отсутствует. Участок ливневой системы водоотведения (приемный колодец и участок трубы для отвода ливневых вод по <адрес>), прилегающий к территории Муниципального унитарного предприятия «Каскад», находится на обслуживании указанного подведомственного учреждения. Приемный колодец и участок трубы для отвода ливневых вод по <адрес>, проходящий через территорию Муниципального унитарного предприятия «Каскад», исправен и содержится в рабочем состоянии. При необходимости, силами и средствами Муниципального унитарного предприятия «Каскад» проводится комплекс мероприятий по ремонту и очистке ливнеприемника. Дополнительно было сообщено, что с целью принятия мер по недопущению возникновения затопления домовладения № <адрес> и прилегающей территории, существует необходимость обустройства дренажного рва для отведения ливневых вод с территории домовладения.

13 сентября 2023 года Администрацией города Феодосии Республики Крым с участием сотрудников прокуратуры города Феодосии ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО13, было рассмотрено представление прокурора от 26 июля 2023 года (входящий регистрационный номер от 02 августа 2023 года ) об устранении нарушений федерального законодательства, и сообщено о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению выявленных нарушений. По вопросу по обращению ФИО6 в отношении ливневой канализации по <адрес> сообщено, что бюджет муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым утвержден решением 58 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 23 декабря 2022 года. Бюджет муниципального образования городской округ Феодосия является дотационным и сформирован в режиме жесткой экономии финансовых средств. В бюджете муниципального образования городской округ Феодосия не запланированы финансовые средства на обустройство дренажного рва на указанном земельном участке, либо строительство ливневой канализации, данные виды работ не входят в муниципальное задание подведомственной организации Муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство». При наличии достаточного финансирования в 2024 году будет рассмотрена возможность для оборудования ливнеотвода по адресу: <адрес>. Также сообщено, что при наличии достаточного финансирования в 2024 году будет рассмотрена возможность для ливнеотвода по адресу: <адрес>

Таким образом, в рамках проведенной Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проверки, было установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым не в полном объеме исполняются требования федерального законодательства в части организации водоотведения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года           № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с положением пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.3 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», утвержденного решением 12 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28 февраля 2020 года № 88, основными задачами Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», в том числе, являются: организация в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством, а в сфере эксплуатации улично-дорожной сети выполняет следующие функции: готовит обоснованное предложение по формированию выполнению муниципальных заказов, контрактов и договоров с предприятиями на: выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения общего пользования; проведению проектных работ на объектах улично-дорожной сети муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым; содержанию улично-дорожной сети муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым; содержанию и ремонту ливневой канализации улиц муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены обязанности по содержанию и ремонту ливневой канализации улиц муниципального образования.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что ответчиком не принято должных мер по организации водоотведения с земель общего пользования, что противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает закрепленное и гарантированное 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от            15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В ходе судебного разбирательства заявленные Заместителем прокурора города Феодосии Республики Крым исковые требования о возложении на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности обустроить систему ливнеотвода, обеспечивающую водоотведение поверхностных вод и осадков с территории для предотвращения подтопления жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес> ответчиком не оспорены, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто, а также судом не установлено обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность осуществления ответчиком возложенной на него, в силу норм действующего законодательства, обязанности осуществить указанные действия.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что по <адрес> сети ливневой канализации для приема и отвода поверхностных дождевых вод отсутствуют, вследствие чего происходит подтопление земельных участков и жилых домов граждан, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности обустройства системы ливнеотвода, обеспечивающей водоотведение поверхностных вод и осадков с территории для предотвращения подтопления жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес>, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2024 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Иск Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым (ИНН ОГРН ) обустроить систему ливнеотвода, обеспечивающую водоотведение поверхностных вод и осадков с территории для предотвращения подтопления жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись                                          Чибижекова Н.В.

2-525/2024 (2-3746/2023;) ~ М-3694/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора города Феодосии
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым»
Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым»
Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым"
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее