Дело № 2-111/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Волхов
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.
при секретаре Тимофеевой Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева И.И., Остроконской Т.И., Зленко С.И. и Алехиной Л.И. к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области,
у с т а н о в и л:
Лаврентьев И. И., Остроконская Т. И., Зленко С. И. и Алехина Л. И. обратились в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, просили
признать незаконными постановления Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ******, № ******, № ******, № ****** от 16 сентября 2019 года об отказе в установлении факта невозможности проживания, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области;
обязать Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.
Истцы в обоснование требований указали, что относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
13 сентября 1993 года умерла их мать Лаврентьева Н.П..
В 1994 году отец истцов Лаврентьев И.И. обратился в Администрацию Волховского района Ленинградской области с заявлением о принятии на жилищный учет составом семьи в количестве 6 человек: он и его дети: Лаврентьева (после брака Зленко) С.И. ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Алехина) Л.И. ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Остроконская) Т.И. ****** года рождения; Лаврентьев И.И. ****** года рождения; Лаврентьев И.И. ****** года рождения.
06 апреля 1995 года отец истцов Лаврентьев И.И. умер.
Распоряжениями главы администрации Волховского района Ленинградской области от 10.05.1995 № ******-р и № ******-р над истцами, на тот момент несовершеннолетними, была учреждена опека. Над истцами —несовершеннолетними детьми была установлена опека и попечительство, опекуном и попечителем Лаврентьевой Л.И., ****** года рождения, Лаврентьева И.И., ****** года рождения, и Лаврентьевой С.И., ****** года рождения, была назначена Лаврентьева Е.И., а опекуном Лаврентьевой Т.И., ****** года рождения, и Лаврентьева И.И., ****** года рождения, была назначена Шайтанова В.Г..
За несовершеннолетними Лаврентьевой Л.И., ****** года рождения, и Лаврентьевым И.И., ****** года рождения, Лаврентьевой С.И., ****** года рождения, Лаврентьевой Т.И., ****** года рождения, и Лаврентьевым И.И., ****** года рождения, было закреплено жилое помещение по адресу: ******.
Постановлением главы администрации Волховского района от 10.03.1994 № ****** семья истцов (их отец и пятеро детей) в количестве 6 человек была поставлена на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Основанием постановки на учет является нуждаемость в жилом помещении ниже установленной нормы. На момент постановки на учет номер общей очереди - 75, при этом номер льготной (многодетная семья) очереди-1.
21.10.2014 с братом истцов Лаврентьевым И.И. ****** года рождения, был заключен договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за № ******, ему была предоставлена однокомнатная квартира.
Как следует из справки, выданной Администрацией МО «Кисельнинское сельское поселение» от 21.11.2014 № ****** «О жилищном учете Лаврентьевых», на момент выдачи справки истцы стояли на льготной очереди за № ****** как дети-сироты.
Таким образом, истцам Алёхиной (Лаврентьевой) Л. И. ****** года рождения, Зленко (Лаврентьевой) С. И. ****** года рождения, Остроконской (Лаврентьевой) Т. И. ****** года рождения, Лаврентьеву И. И. ****** года рождения, оставшимся детям-сиротам, стоящим на льготной очереди по улучшению жилищных условий и не реализовавшим своего права на получение благоустроенного отдельного жилого помещения, самостоятельное жилое помещение не предоставлено до настоящего времени.
07 августа 2019 года истцы вчетвером обратились в Управление по опеке и попечительству с заявлениями об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.
По результатам рассмотрения заявлений Постановлениями № ******, № ******, № ******, № ****** от 16 сентября 2019 года администрации Волховского муниципального района Ленинградской области истцам было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****** (далее - Квартира). А также отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на основании п. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Отказ обусловлен тем, что представленные документы не подтверждают право истцов на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Перечень документов, приложенных к поданным заявлениям, соответствовал постановлению Правительства Российской Федерации № 397 от 04 апреля 2019 года.
С данными постановлениями истцы не согласны, считают их незаконным. Обжалуемые постановления не мотивированы, причина отказа не указана, а имеет отсылочную норму.
Квартира, расположенная по адресу: ****** была приватизирована в 2010 году, в приватизации участвовали 5 человек: Алехина (Лаврентьева) Л.И., сын истца Алехин Д.В., а также Лаврентьев И.И., Лаврентьев И.И. и Зленко (Лаврентьева) С.И., таки образом каждому собственнику принадлежат по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. Остроконская (Лаврентьева) Т.И. в приватизации не участвовала.
В указанной квартире зарегистрированы постоянно по месту жительства: Алехина (Лаврентьева) Л.И., Алехин Д.В. (сын Алехиной Л. И.), Лаврентьев И.И., Зленко С.И. и Остроконская Т.И., а также дети Остроконской Т. И. - Остроконские Р.И. и Константин И., что подтверждается справками по ф. 9 (от 15.07.2019г. № ******) и ф. 7 (от 16.07.2019г.)
Алехина (Лаврентьева) Л.И., Алехин Д.В. (сын Алехиной Л. И.), Лаврентьев И.И., Зленко С.И. и Остроконская Т.И., а также дети Остроконской Т. И. - Остроконские Р.И. и Константин И. и Лаврентьев И.И., не являются членами одной семьи, соответственно совместное проживание невозможно по одному из обстоятельств, указанному в п.п. «г» пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области № ****** от 11.07.2013г.
Все указанные выше лица имеют самостоятельное право пользования данным квартирой, что противоречит интересам истцов, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей
Таким образом, наличие одного из обстоятельств — невозможность проживания в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот является основанием для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением (том 1 л.д. 7-10, 125-126, том 2 л.д. 14-20, 81-87, том 3 л.д. 27-33, 37-43).
Определениями суда от 27 ноября 2019 года, от 18 декабря 2019 года гражданские дело по искам Лаврентьева И.И., Остроконской Т.И., Зленко С.И. и Алехиной Л.И. к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения по существу (том 1 л.д.117-118, том 2 л.д. 2-5).
Протокольным определением суда от 21 января 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (том 3 л.д. 44-46 (оборот)).
Истцы Лаврентьев И. И., Остроконская Т. И., Зленко С. И., Алехина Л. И., представители третьих лиц Комитета общего и профессионального образования по Ленинградской области, Администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель истцов Лаврентьева И. И., Остроконской Т. И. – Ремизова Е. А., действующая на основании доверенности от 09.10.2019 (том 1 л.д. 22), представитель истцов Зленко С. И. и Алехиной Л. И. – адвокат Ивакина И. А., действующая на основании ордеров № ******, № ****** от 13.12.2019 и доверенности от 20.02.2018 (том 3 л.д. 10-13), в судебном заседании до перерыва требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковых заявлениях, дополнительно указали, что проживание истцов в спорном жилом помещении невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку за Лаврентьевым И.И., который является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ****** имеет право на проживание в указанной квартире.
Представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школина В. В., действующая на основании доверенности № ****** от 06.11.2019 (том 1 л.д. 59), в судебном заседании до перерыва требования истцов не признали, полагала, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными, представила письменные возражения на иски (том 1 л.д. 64-66, 173-175, том 2 л.д. 146-151).
Представитель третьего лица Управления по опеке и попечительства Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Любина Ю. Н., действующая на основании доверенности № ****** от 10.01.2020 (том 3 л.д. 14), в судебном заседании до перерыва, с требованиями истцов не согласилась, полагала, что они не обоснованны, поскольку оспариваемые постановления вынесены в соответствии с законом, представила письменный отзыв на иски (том 4 л.д. 80-84).
Истцы Лаврентьев И. И., Остроконская Т. И., Зленко С. И., Алехина Л. И., представитель истцов Лаврентьева И. И., Остроконской Т. И. – Ремизова Е. А., представитель истцов Зленко С. И. и Алехиной Л. И. – адвокат Ивакина И. А., представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школина В. В., представители третьих лиц Комитета общего и профессионального образования по Ленинградской области, Администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, представитель третьего лица Управления по опеке и попечительства Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Любина Ю. Н. в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представители истцов Ремизова Е. А., адвокат Ивакина И. А., представитель третьего лица Администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, представитель третьего лица Управления по опеке и попечительства Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Любина Ю. Н. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии (том 4 л.д. 73-78, 103-128).
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав до перерыва представителя истцов Лаврентьева И. И., Остроконской Т. И. – Ремизову Е. А., представителя истцов Зленко С. И. и Алехиной Л. И. – адвоката Ивакину И. А., представителя ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школину В. В. представителя третьего лица Управления по опеке и попечительства Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Любину Ю. Н., приходит к следующему.
Установлено, что Лаврентьева (после брака Зленко) С.И. родилась ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Алехина) Л.И. родилась ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Остроконская) Т.И. родилась ****** года рождения; Лаврентьев И.И. родился ****** года рождения; Лаврентьев И.И. родился ****** года рождения. Их матерью является Лаврентьева Н.П., отцом Лаврентьев И.И. (том 1 л.д. 18, 30, 33, 46, 49, 79, 135-136, 150-151, 163-164, том 2 л.д. 26-27, 93, 96)
10 сентября 1993 года Лаврентьева Н.П. умерла (л.д. 80).
В 1994 году Лаврентьев И.И. обратился в Администрацию Волховского района Ленинградской области с заявлением о принятии на учет для улучшения жилищных условий составом семьи в количестве 6 человек: он (Лаврентьев И.И.) и дети: Лаврентьева (после брака Зленко) С.И. ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Алехина) Л.И. ****** года рождения; Лаврентьева (после брака Остроконская) Т.И. 1984 года рождения; Лаврентьев И.И. ****** года рождения; Лаврентьев И.И. ****** года рождения. Постановление Главы администрации Волховского района Ленинградской области № ****** от ****** И.И. с составом семьи 6 человек принят на учет для улучшения жилищных условий Администрации Волховского района по основаниям подп. 15.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиумом Ленинградского областного Совета профессиональных союзов от 23 ноября 1987 года N 481/10 (жилая площадь менее установленной нормы), номер общей очереди - 75, номер льготной очереди (многодетные) - 1 (том 1 л.д. 95-105, том 3 л.д. 60-62, 75-86).
Установлено, что 02 апреля 1995 года Лаврентьев И.И. умер (томи 1 л.д. 81).
Распоряжениями главы администрации Волховского района Ленинградской области от 10.05.1995 № ******-р и № ******-р над несовершеннолетними детьми Лаврентьевыми была установлена опека и попечительство, опекуном и попечителем Лаврентьевой Л.И., ****** года рождения, Лаврентьева И.И., ****** года рождения, и Лаврентьевой С.И., ****** года рождения, была назначена Лаврентьева Е.И., а опекуном Лаврентьевой Т.И., ****** года рождения, и Лаврентьева И.И., ****** года рождения, была назначена Шайтанова В.Г..
За несовершеннолетними Лаврентьевой Л.И., ****** года рождения, и Лаврентьевым И.И., ****** года рождения, Лаврентьевой С.И., ****** года рождения, Лаврентьевой Т.И., ****** года рождения, и Лаврентьевым И.И., ****** года рождения, было закреплено жилое помещение по адресу: ****** (том 1 л.д. 21, том 2 л.д. 33).
Согласно материалам учетного дела семьи Лаврентьевых 16 января 1998 года на имя Лаврентьевой С.И. администрацией Волховского района Ленинградской области направлено извещение, в котором указано, что семья состоит на очереди для улучшения жилищных условий, состав семьи 5 человек, номер общей очереди – 18 (основание: жилплощадь менее установленной нормы), номер льготной очереди -1 (основание – многодетные) (том 3 л.д. 91).
19 февраля 1998 года на имя Лаврентьевой С.И. администрацией Волховского района Ленинградской области направлено извещение, в котором указано, что семья состоит на очереди для улучшения жилищных условий, состав семьи 5 человек, номер общей очереди – 18 (основание: жилплощадь менее установленной нормы), номер льготной очереди -1 (основание – многодетные), номер льготной очереди – 1 (основание – дети-сироты) (том 3 л.д. 92).
10 апреля 2001 года на имя Зленко С.И. администрацией Волховского района Ленинградской области направлено извещение, в котором указано, что семья состоит на очереди для улучшения жилищных условий, состав семьи 6 человек, номер общей очереди – 12 (основание: жилплощадь менее установленной нормы), номер льготной очереди -1 (основание – многодетные), номер льготной очереди -1 (основание- дети-сироты, воспитанники дет. домов) (том 3 л.д. 93, том 3 л.д. 75-250, том 4 л.д. 1-70).
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 13.08.2013 № ****** «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее - решение Совета депутатов от 13.08.2013 № ******) установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 9 (девять) кв. м. общей площади на одного человека (том 1 л.д. 91).
Установлено, что квартира, расположенная по адресу: ****** была приватизирована в 2010 году, в приватизации участвовали 5 человек: Алехина (Лаврентьева) Л.И., сын истца Алехин Д.В., а также Лаврентьев И.И., Лаврентьев И.И. и Зленко (Лаврентьева) С.И., таки образом каждому собственнику принадлежат по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. Остроконская (Лаврентьева) Т.И. в приватизации не участвовала (том 2 л.д. 28-31, 94-95).
В указанно квартире зарегистрированы постоянно по месту жительства: Алехина (Лаврентьева) Л.И., Алехин Д.В. (сын Алехиной Л. И.), Лаврентьев Иван И., Зленко С.И. и Остроконская Т.И., а также дети Остроконской Т. И. - Остроконские Р.И. и Константин И., что подтверждается справками по ф. 9 (от 15.07.2019г. № ******) и ф. 7 (от 16.07.2019г.) (том 2 л.д. 32, 100).
Установлено, что двухкомнатная квартира по адресу: ****** имеет общую площадь 44,8 кв.м, жилую – 27,42 кв.м (15,96 кв.м и 11,46 кв.м) (том 3 л.д. 77, том 4 л.д. 48).
На основании Постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 27.01.2014 Лаврентьев И.И. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Волховском муниципальном районе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку Лаврентьев И. И. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ******, что составляется 8,96 кв.м, что менее учетной нормы – 9,00 кв.м.
Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 16.10.2014 Лаврентьеву И.И., ****** года рождения предоставлено отдельное жилое помещение – однокомнатная квартира, общей площадью 33,5 кв.м, расположенное по адресу: ******.
Постановлением Администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 19.11.2014 Лаврентьев И.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.п. 2 п.1 ст. 56 ЖК РФ (том 3 л.д. 66).
Постановлением Администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 19.11.2014 изменены учетные данные семьи Зленко (Лаврентьевой) С.И., состоящей на учете в качестве нужающейся в жилых помещениях с 10.03.1994 по основаниям Правил п. 15,1 ЖК РСФСР с 5 человек на 4 человека (том 3 л.д. 65).
07 августа 2019 года Лаврентьев И.И., Остроконская (да брака Лаврентьева) Т.И., Зленко (до брака Лаврентьева) С.И. и Алехина (до брака Лавретьева) Л.И. обратились в Управление по опеке и попечительству Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлениями об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области (том 1 л.д. 67-115, 71-74, 176-217, 181-183, том 2 л.д. 152-234, 156-159, 198-201).
По результатам рассмотрения заявлений Постановлениями № ******, № ******, № ******, № ****** от 16 сентября 2019 года администрации Волховского муниципального района Ленинградской области истцам было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ******, а также отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на основании п. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Отказ обусловлен тем, что представленные документы не подтверждают право истцов на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (том 1 л.д. 17-18, 133-134, том 2 л.д. 38-31, 103-105).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ с 1 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в иной редакции.
Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений данной категории граждан осуществляется в порядке,[ установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (пункт 16 статьи 3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункты 1, 2, 6 части 2 статьи 4 указанного Областного закона).
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Однако отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В Ленинградской области регулирование правоотношений, связанных с реализацией права лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями, осуществляется Областным законом Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз (ред. от 17.07.2017) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области».
Перечень обстоятельств, при наличии любого из которых возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, установлен частью 3 статьи 5 данного Закона.
Абзацем 2 части 3 статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз (ред. от 17.07.2017) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: проживание в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
Аналогичное положение содержалось в п. «г» ст. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.07.2013 N 205 (ред. от 04.04.2016).
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Установлено, что Лаврентьев И.И., Остроконская (до брака Лаврентьева) Т.И., Зленко (до брака Лаврентьева) С.И. и Алехина (до брака Лаврентьева) Л.И. и Лаврентьев И.И. являются родными братьями и сестрами, однако они не являются членами одной семьи. Они имеют разные семьи, не состоят в браке, не имеют общего семейного бюджета, имеют различные источники доходов, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода и т.д.
Проживающие в сохраненном за Лаврентьевым Иваном И., Осроконской Т. И., Зленко С. И., Алехиной Л. И., жилом помещении лица в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не являются членами одной семьи.
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и абзаца 2 пункта ч. 3 ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз (ред. от 17.07.2017) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области».
Судом также установлено, что двухкомнатная квартира по адресу: ****** имеет общую площадь - 44,8 кв.м, жилую – 27,42 кв.м. В указанном жилом помещении в настоящее время по месту жительства зарегистрированы: Остроконская Т. И., её сыновья Остроконский К.И., ****** года рождения, Остроконский Р. И., ****** года рождения, Зленко С. И., Лаврентьев Иван. И., Лаврентьева Л. И. и её сын Алехин Д. В., ****** года рождения (том 1 л.д. 20).
Правом собственности и правом пользование на указанное жилое помещение (по 1/5 доли каждый) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 12.01.2010 имеют: Зленко С. И., Алехин Д. В., Алехина Л. И., Лаврентьев И.И. и Лаврентьев И.И.. Каждый из сособственников жилого помещения имеет самостоятельное право пользования квартирой. Поскольку Остроконская Т. И. отказалась от приватизации указанного жилого помещения, то за ней бессрочно сохраняется право пользования данным жилым помещением (том 1 л.д. 31-32).
Следовательно, на каждого, имеющего право пользования жилым помещением по адресу: ****** приходится 7,47 кв.м (44,8 кв.м : 6 (пять сособственников + Остроконская Т. И., за которой сохранено бессрочное право пользования данным жилым помещением)), что менее учетной нормы (9,00 кв.м), установленных в МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Судом также принимается во внимание, что с учетом истцов и Лаврентьева И.И. на каждого имеющего право пользования жилым помещением по адресу: ****** приходится 8,96 кв.м, что также менее учетной нормы (9,00 кв.м), установленных в МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с учетом количества лиц, имеющих право пользования жилым помещением по адресу: ******, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в связи с чем проживание Лаврентьева И.И., Осроконской Т.И., Зленко С.И. и Алехиной Л.И. в закрепленном жилом помещении невозможным.
Само по себе то обстоятельство, что Лаврентьев И.И., являющийся собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ******, не зарегистрирован и не проживает в данном жилом помещении, не свидетельствует о том, что он утратил право пользования данным жилым помещением, а потому подлежит учету при расчете уровня жилищной обеспеченности истцов (том 2 л.д. 169).
Отсутствие истцов на учете нуждающихся в жилых помещениях как детей, оставшегося без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку истцы своевременно в администрации Волховского района Ленинградской области 30 марта 1994 года были поставлены на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, формируются органами государственной власти.
Принятие Лаврентьева И.И., Остроконской Т. И., Зленко С. И. и Алехиной Л. И. 30 марта 1994 года на учет нуждающихся в жилых помещениях на общих условиях, без учета льгот, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, не исключает право истцов быть обеспеченными специализированным жилым помещением ввиду отсутствия оснований для лишения истцов гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как отмечалось ранее в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истцы на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должны были обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лица из названной категории лиц.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истцов при наличии доказательств их обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Материалами дела подтверждено, что истцы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении обратились до достижения ими возрасти 23 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Установлено, что Зленко С. И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20 мая 2011 года является собственником ? доли однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ******. Указанная квартира имеет общую площадь 44,4 кв.м, жилую площадь – 17,5 кв.м (том 4 л.д. 91-96, 99-102).
Сособственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру является Московская Г.И., которая не является членом семьи Зленко С. И. Они имеют разные семьи, не имеют общего семейного бюджета, имеют различные источники доходов, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода и т.д.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, разъяснений данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" сособственник ? доли в жилом помещении по адресу: ******, не является членом семьи Зленко С. И.
При таких обстоятельствах, в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с абзацем 2 части 3 статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз (ред. от 17.07.2017) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» суд исходит из того, что являются самостоятельными основаниями невозможности проживания Зленко С. И. как в жилом помещении по адресу: ******, так и в жилом помещении по адресу: ******, как следствие, основанием для однократного предоставления Зленко С. И. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта (часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Для решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна применяться следующая форма (способ) обеспечения жилым помещением: предоставление жилого помещения для указанных лиц по договору найма специализированного жилого помещения на пять лет. В последующем, после окончания срока договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение исключается из специализированного фонда и в отношении него заключается договор социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен однократно на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации.
Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы граждан указанной категории, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть реализована установленная Федеральным законом N 159-ФЗ форма предоставления жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» (действовавшего до 06.09.2005), а так же Указа Президента РФ от 06.04.1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (действовавшего до 31.01.2007) был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составлял 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения установлен в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
В силу статьи 2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17.06.2011 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» государственные полномочия по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области возложены на органы местного самоуправления.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством сводные муниципальные списки формируют органы местного самоуправления, на которые возложено исполнение функции по опеке и попечительству.
Следовательно, в обязанности Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области входит формирование сводных муниципальных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении и предоставление указанных списков в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Суд также принимает во внимание, что администрация Волховского муниципального района Ленинградской области на основании решения комиссии муниципального образования направляет в комитет общего и профессионального образования предварительную заявку на выделение денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с расчетом стоимости приобретаемого жилого помещения на дату направления заявки.
Суд, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
признать незаконными постановления Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ******, № ******, № ******, № ****** от 16 сентября 2019 года об отказе Лаврентьеву И.И., Остроконской Т.И., Зленко С.И. и Алехиной Л.И. в установлении факта невозможности проживания, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.
Обязать Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области включить Лаврентьева И.И., Остроконскую Т.И., Зленко С.И. и Алехину Л.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы в Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Л. А. Кузнецова.
Мотивированное решение составлено с учетом рабочих дней 27 мая 2020 года.
Судья: подпись Л. А. Кузнецова.