Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Бекмурзиева И.Т.,
представителя администрации муниципального образования «<адрес>» Барахоева С.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Хучбарова Б.М. – Цороева И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» и неопределенного круга лиц к Хучбарову Б. М. о признании действий, выразившихся в использовании земельных участков, незаконными, признании объектов капитального строительства самовольными постройками и возложении обязанности привести земельные участки в первоначальное состояние путем сноса самовольных построек и встречному исковому заявлению Хучбарова Б. М. к администрации <адрес> и прокурору <адрес> о признании права собственности на объекты самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Хучбарову Б. М. о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, признании действий, выразившихся в использовании земельных участков, незаконными, признании объектов капитального строительства самовольными постройками и возложении обязанности привести земельные участки в первоначальное состояние путем сноса самовольных построек.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при строительстве на территории <адрес> паркового комплекса «Шелковый путь, 2 этап».
В ходе проверки установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией города передан в безвозмездное пользование ООО «Олимп» земельный участок с кадастровым номером 06:06:0100005:827, общей площадью 37755 кв.м., находящийся в собственности муниципального образования «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям договора, участок предоставляется в пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ на время выполнения работ по благоустройству общественной территории парка «Шелковый путь, 2 этап» (продолжение парка, прилегающего к площади Алания).
В последующем администрацией города произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 06:06:0100005:827, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 06:06:0100005:833 общей площадью 3600 кв.м, с видом разрешенного использования - под культурное развитие; 06:06:0100005:834 общей площадью 290 кв.м, с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:835 общей площадью 341 кв.м, с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:836 общей площадью 342 кв.м, с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:837 общей площадью 342 кв.м, с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:838 общей площадью 80 кв.м, с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:839 общей площадью 110 кв.м с видом разрешенного использования - под бытовое обслуживание.
На все вновь образованные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности <адрес>.
Согласно информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вновь образованные земельные участки находятся в муниципальной собственности и в пользование третьих лиц не передавались.
При этом в ходе проведенного прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ выезда на территорию строящегося паркового комплекса установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 осуществляется возведение объектов капитального строительства.
Согласно информации Госстройнадзора Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на возведение объектов капитального строительства на вышеуказанных земельных участках уполномоченными органами республики не выдавалось.
В ходе проверки установлено, что возведение объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 осуществляется гражданином Хучбаровым Б.М.
Опрошенный в ходе проверки Хучбаров Б.М. пояснил, что строительство данных объектов им осуществляется на основании достигнутого с администрацией города устного соглашения, согласно которому ему на безвозмездной основе предоставляются земельные участки с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 для инвестиционного строительства объектов, которые в последующем использовались бы для бытового обслуживания и общественного питания посетителями паркового комплекса «Шелковый путь, 2 этап», возводимого в рамках муниципального контракта вблизи данных объектов.
Также Хучбаров Б.М. пояснил, что земельные участки в установленном законом порядке для осуществления строительства ему не отводились, рабочая и проектная документация на объекты строительства им не разрабатывалась и в уполномоченные органы для получения разрешительной документации для их строительства он не обращался.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что возведенные Хучбаровым Б.М. на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 объекты обладают признаками самовольного строительства, в том числе в связи с незаконным использованием земельных участков муниципальной собственности, незаконным строительством на них, а также в связи с непринятием должных мер по легализации возводимых объектов.
По мнению прокурора, неправомерными действиями Хучбарова Б.М., выразившимся в незаконном использовании земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 для самовольного возведения объектов капитального строительства грубо нарушаются права и интересы муниципального образования «<адрес>» на интенсивное развитие и застройку города, а также нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе создавая угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц путем их обрушения.
Указанные нарушения стали возможными в силу допущенного администрацией города нарушения требований ст.72 ЗК РФ, выразившееся в бездействии по осуществлению муниципального земельного контроля за соблюдением на территории города требований земельного и градостроительного законодательства и принятию в отношении нарушителей предусмотренных законом мер ответственности, тем более в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии надлежащих в рамках муниципального земельного контроля по фактам допущенных нарушений при использовании Хучбаровым Б.М. земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 и возведении на них объектов капитального строительства; признать незаконными действия Хучбарова Б.М., выразившиеся в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839, расположенных в прибрежно-парковой зоне <адрес>, для возведения объектов капитального строительства; признать самовольными строениями возведенные Хучбаровым Б.М. на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 объекты капитального строительства; обязать Хучбарова Б.М. привести в первоначальное состояние земельные участки с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 за счет личных средств посредством сноса (демонтажа) незаконно возведенных на них объектов капитального строительства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое требование прокурора к администрации <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии надлежащих мер в рамках муниципального земельного контроля по фактам допущенных нарушений при использовании Хучбаровым Б.М. земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 и возведении на них объектов капитального строительства выделено в отдельное производство ввиду невозможности одновременного участия администрации <адрес> в разбирательстве по делу как со стороны истца, так и в качестве ответчика.
На указанное исковое заявление Хучбаровым Б.М. подан встречный иск, которым последний просил признать за ним право собственности на спорные объекты капитального строительства, ссылаясь на то, что в соответствии с проектной документацией в рамках конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды «Благоустройство общественной территории парка «Шелковый путь 2 этап» (продолжение парка, прилегающего к площади Алания) начато осуществление строительства объектов капитального строительства, необходимых для бытового обслуживания и общественного питания посетителями паркового комплекса «Шелковый путь, 2 этап».
В целях соблюдения требований градостроительного законодательства между администрацией <адрес> и Хучбаровым Б.М. заключен Договор безвозмездного пользования земельным участком на инвестиционных условиях от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данный договор заключён на основании Положения «Об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденного Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно упомянутому договору администрацией <адрес> переданы Хучбарову Б.М. во временное владение и пользование указанные выше земельные участки.
Земельные участки переданы в безвозмездное пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГг. на время выполнения работ по благоустройству общественной территории парка: «Шелковый путь» 2 этап (продолжение парка, прилегающего к площади Алания).
В рамках данного договора Ссудополучатель реализует инвестиционный проект, результатом которого будут следующие объекты: помещение кратковременного пребывания детей «Языковое гнездо»; помещение для досуга и обучения представителями старшего поколения молодежи различным ремеслам, рукоделию, игре на старинных ингушских музыкальных инструментах; павильоны торговли и питания с возможностью проката спортивного и игрового оборудования; молельня; галерея ремесленников; помещение торговли и питания; комната матери и ребенка с санузлом.
В качестве результата инвестирования администрации <адрес> предоставляет рабочие места, услуги населению.
В пользу Ссудодателя силами и средствами Ссудополучателя осуществляется прокладка инженерной инфраструктуры на Участках. Указанное в настоящем пункте полностью компенсирует Ссудодателю отсутствие отчислений Ссудополучателю на развитие городской инфраструктуры.
Хучбаров Б.М. обязан за свой счет обеспечить проведение необходимых землеустроительных работ (закрепление границ Участков в натуре с последующим составлением плана Участков и обозначением на нем границ Участков поворотными точками), представить Ссудополучателю кадастровый план Участков.
Администрацией <адрес> изданы постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, МО ’’<адрес>”, 25 микрорайон (прибрежно-парковая зона)»
Указанные постановления изданы в соответствии с Приказом Министерства регионального развития градостроительного плана земельного участка, заявлением Хучбаров Б. М. от ДД.ММ.ГГГГ №-ог, договором аренды земельного участка на инвестиционных условиях от ДД.ММ.ГГГГ №.
По итогам реализации Договора в собственность Администрации передаются 100% общей площади построенных или реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения; в собственность Инвестора - 100% общей нежилой площади.
Оформление имущественных прав Сторон по результатам реализации инвестиционного проекта, с учетом всех дополнительных соглашений к Договору, производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по Договору и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта (пускового комплекса) согласно условиям Договора.
До начала строительства объектов получены подтверждения технической возможности подключения планируемых объектов капитального строительства на указанных земельных участках к сетям газо, электро водоснабжения и канализации.
На основании заявления Хучбарова Б.М. получены Градостроительные планы по всем отведенным земельным участкам.
В администрацию <адрес> было направлено также заявление о выдаче разрешения на строительство, однако в связи с принятием Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия», заявление было направлено в инспекцию государственного строительного надзора Республики Ингушетия, что подтверждается соответствующими письменными доказательствами.
В соответствии с проектной документацией «Благоустройство общественной территории парка «Шелковый путь 2 этап» (продолжение парка, прилегающего к площади Алания) МО «<адрес>» Республики Ингушетия 2022г. Корректировка» начато осуществление строительства объектов капитального строительства, необходимых для бытового обслуживания и общественного питания посетителями паркового комплекса «Шелковый путь, 2 этап».
В частности, построены:
нежилое помещение «Молельня», общей площадью 70 кв. метра;
нежилое помещение кратковременного пребывания детей - «Языковое гнездо», общей площадью 141 кв. метра;
-нежилое помещение для досуга и обучения представителями старшего поколения молодежи различным ремеслам, рукоделию, игре на старинных ингушских музыкальных инструментах, общей площадью 141 кв. метра;
-нежилое помещение павильоны торговли и питания с возможностью проката спортивного и игрового оборудования, общей площадью 141 кв. метра;
-нежилое помещение - галерея ремесленников, общей площадью 141, 15 кв. метра;
-нежилое помещение торговли и питания, общей площадью 141 кв. метра;
-комната матери и ребенка с санузлом, общей площадью 48 кв. метра.
Все указанные объекты предусмотрены в проектной документацией «Благоустройство общественной территории парка «Шелковый путь 2 этап» (продолжение парка, прилегающего к площади Алания) МО «<адрес>» Республики Ингушетия 2022г. Корректировка». Без завершения строительства указанных объектов невозможно осуществить строительство самого парка, что подтверждается самой проектной документацией.
Кроме того, согласно выводам Заключения строительно-технической экспертизы, на предмет безопасности эксплуатации объекта незаверенного строительства -павильоны паркового комплекса «Шелковый пути» по адресу: РФ, <адрес>, прибрежная-парковая зона № соответствует проектно-сметной документации 228/23-ИМ.
Рассматриваемый объект незавершенного строительства - павильоны паркового комплекса «Шелковый путь» по адресу: РФ, <адрес>, прибрежно-парковая зона соответствует строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации, не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не нарушают права и законные интересы других лиц.
Им предприняты все меры для легализации использования земельных участков, разработке проектной документации на возводимые объекты, получению в установленном порядке разрешительной документации.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, в удовлетворении встречного искового заявления просил отказать. Представил также заявление об увеличении исковых требований, согласно которому просил признать недействительными договор безвозмездного пользования земельными участками на инвестиционных условиях и инвестиционный договор, на которые ссылался Хучбаров Б.М. в своих возражениях и встречном исковом заявлении, ссылаясь на их ничтожность. Данные дополнительные требования судом к производству не приняты, прокурору разъяснено право на обращение в суд с самостоятельным иском, поскольку ст. 39 ГПК РФ не допускает возможность одновременного увеличения основания и предмета иска.
Представитель администрации <адрес> исковые требования прокурора не поддержал, просил отказать в их удовлетворении, встречный иск Хучбарова Б.М. полагал подлежащим удовлетворению.
Представитель Хучбарова Б.М. Цороев И.В. первоначальный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, встречные исковые требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, предъявляющий иск, является процессуальным истцом. При этом процессуальный истец определяется как лицо, выступающее от своего имени в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц. Юридический (процессуальный) интерес процессуального истца - это предусмотренная законом возможность требовать от своего имени защиты права другого лица.
В то время, как прокурор в гражданском процессе занимает положение процессуального истца, истцом в материальном смысле является то лицо, в защиту прав, свобод или законных интересов которого прокурором предъявлен иск. Придавая прокурору статус процессуального истца, действующее гражданское процессуальное законодательство не отрицает его роли как представителя государства, однако такой статус служит лишь формой для надлежащего осуществления прокурором своих функций по защите прав других лиц.
Процессуальный статус органа государственной власти или органа местного самоуправления, выступающего от имени соответствующего публично-правового образования, определяется через правовую связь с публично-правовым образованием. То есть, действуя через свои органы в материальном правоотношении (ст. 124, 125 ГК РФ), публично-правовое образование действует через них и в процессуальном правоотношении.
В данном случае, истцом по спору в части требований, предъявленных в интересах муниципального образования следует считать именно администрацию <адрес>, как орган, уполномоченный выступать от имени муниципального образования «<адрес>».
Вместе с тем, с учетом того, что настоящий иск прокурором предъявлен также в интересах неопределенного круга лиц, суд не может принять позицию представителя администрации как отказ от первоначального иска и признание встречного иска, и считает необходимым рассмотреть дело по существу.
Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом <адрес> и на основании технического задания на проектирование в рамках реализации проекта «Благоустройство общественной территории парка «Шелковый путь» 2 этап (продолжение парка, прилегающего к площади Алания) МО «<адрес>», ставшего победителем VII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, разработан соответствующий проект.
Проект благоустройства планируется реализовать за счет средств:
а) 80 000 000 рублей – средства гранта;
б) 3 684 210,53 рублей – региональные средства;
в) 17 915 789, 50 рублей – муниципальные средства МО «<адрес>»;
г) 58 400 000 рублей – инвестиционные средства.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией города передан в безвозмездное пользование ООО «Олимп» земельный участок с кадастровым номером 06:06:0100005:827, общей площадью 37755 кв.м., находящийся в собственности муниципального образования «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям договора, участок предоставляется в пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ на время выполнения работ по благоустройству общественной территории парка «Шелковый путь, 2 этап» (продолжение парка, прилегающего к площади Алания).
Администрацией города произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 06:06:0100005:827, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 06:06:0100005:833 общей площадью 3600 кв.м с видом разрешенного использования - под культурное развитие; 06:06:0100005:834 общей площадью 290 кв.м с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:835 общей площадью 341 кв.м с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:836 общей площадью 342 кв.м с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:837 общей площадью 342 кв.м с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:838 общей площадью 80 кв.м с видом разрешенного использования - под общественное питание; 06:06:0100005:839 общей площадью 110 кв.м с видом разрешенного использования - под бытовое обслуживание.
На все вновь образованные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности <адрес>.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 администрацией <адрес> предоставлены Хучбарову Б.М. для возведения за счет личных средств объектов для бытового обслуживания и общественного питания посетителей паркового комплекса «Шелковый путь, 2 этап».
На основании заявления Хучбарова Б.М. администрацией города постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ утверждены градостроительные планы на предоставленные земельные участки. Также получены подтверждения технической возможности подключения планируемых объектов капитального строительства на указанных земельных участках к сетям газо, электро водоснабжения и канализации
Как усматривается из проектной документации проекта «Благоустройство общественной территории парка «Шелковый путь, 2 этап», все спорные объекты являются частью единого ансамбля, без их завершения эксплуатация парка невозможна. Открытие парка, согласно пояснениям участвующих лиц, приурочено к 100-летию государственности Ингушетии, и назначено на октябрь 2024 года.
Судом также установлено, что на момент обращения прокурора с иском в суд указанные объекты находятся на стадии завершения.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: – возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; – возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; – возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; – возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 51 ГК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям строительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 16 уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия по осуществлению полномочий по выдаче разрешений на строительство определена Инспекция государственного строительного надзора Республики Ингушетия.
Таким образом, с учетом того, что спорные объекты возведены Хучбаровым Б.М. без получения в Госстройнадзоре РИ разрешений на их строительство, они в силу закона обладают признаками самовольных построек, в связи с чем заявленный иск прокурора в части требования о признании данных объектов самовольными постройками подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконными действий Хучбарова Б.М., выразившиеся в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839, расположенных в прибрежно-парковой зоне <адрес>, для возведения объектов капитального строительства, и возложении обязанности привести земельные участки в первоначальное состояние путем сноса за свой счет объектов капитального строительства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» (далее -Постановление Пленума РФ №) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством.
В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки.
Вместе с тем, исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц (п. 25 Постановления Пленума РФ №).
Согласно п. 29 Постановления Пленума РФ № по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной.
Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность. В частности, возведение объекта с нарушением нормативно установленного предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ), с нарушением строительных норм и правил, повлиявшим или способным повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.
С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении (создании) постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил (например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что использование Хучбаровым Б.М. земельных участков для строительства спорных объектов произведено с ведома и согласия их собственника, вид разрешенного использования земельных участков не нарушен, им приняты меры по получению градостроительных планов и подтверждений технической возможности по подключению к коммунальным сетям, при этом каких-либо доказательств умышленных действий со стороны Хучбарова Б.М., направленных на незаконное получение в пользование данных земельных участков, процессуальным истцом суду не представлено и судом не добыто.
Кроме того, как следует из заключения строительно-технической экспертизы №, проведенной ООО «Центр экспертных исследований и проектирования», рассматриваемый объект незавершенного строительства - павильоны паркового комплекса «Шелковый путь» по адресу: РФ, <адрес>, прибрежно-парковая зона, соответствует проектно-сметной документации 228/23-ПМ, строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации и не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не нарушают права и законные интересы других лиц.
У суда отсутствуют основания не доверять выводам указанной экспертизы, поскольку она проведена уполномоченной экспертной организацией с привлечением сертифицированного специалиста.
На соответствующее предложение суда сторонами ходатайства о назначении судебной строительно-технической экспертизы не заявлено.
Суд также считает необходимым отметить, что удовлетворение требований прокурора не только приведет к несоразмерным убыткам для Хучбарова Б.М. и сложностям при привлечении иных инвесторов при реализации дорогостоящего проекта, но и к нарушению баланса публично-частных интересов.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Соответствие нормам действующего законодательства действий администрации <адрес> по предоставлению Хучбарову Б.М. земельных участков для возведения спорных объектов в рамках инвестиционной деятельности подлежит проверке при разрешении самостоятельных исков, решения по которым, по мнению суда, правового значения для правильного разрешения настоящего спора не имеют.
Встречное исковое заявление Хучбарова Б.М. о признании права собственности на объекты самовольной постройки удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий: – если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; – если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; – если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Из изложенного следует, что признание права собственности на самовольную постройку за лицом возможно только случае, если земельный участок, на котором возведен (создан) объект, находится в его собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании.
Хучбаров Б.М. не соответствует указанному требованию, в связи с чем признание за ним права собственности на спорные объекты в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ невозможно.
Ссылка Хучбарова Б.М. на договор безвозмездного пользования земельным участком на инвестиционных условиях от ДД.ММ.ГГГГ № является преждевременной, поскольку данный договор предусматривает переход к нему права собственности на возведенные объекты только после полного завершения строительства. Кроме того, данный договор в настоящее время является предметом спора по другому иску прокурора.
Требование Хучбарова Б.М. к прокурору <адрес> во всяком случае не подлежит удовлетворению, поскольку последний не имеет субъективного материально-правового интереса в исходе разбирательства и не может выступать в качестве ответчика по встречному иску.
В силу ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты обеспечительные меры в виде запрета Хучбарову Б. М. и любым иным лицам ведение строительных и других работ на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части требования о сносе самовольной постройки, а также с целью недопущения срыва сроков сдачи объекта - парка «Шелковый путь, 2 этап» в целом, что может повлечь существенный ущерб для иных заинтересованных лиц, суд считает необходимым отменить указанные меры по обеспечению иска одновременно с принятием решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» и неопределенного круга лиц к Хучбарову Б. М. о признании незаконными действий, выразившихся в использовании земельных участков, незаконными, признании объектов капитального строительства самовольными постройками и возложении обязанности привести земельные участки в первоначальное состояние путем сноса самовольных построек и встречному исковому заявлению Хучбарова Б. М. к администрации <адрес> и прокурору <адрес> о признании права собственности на объекты самовольной постройки удовлетворить частично.
Признать самовольными строениями возведенные Хучбаровым Б. М. на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839 объекты капитального строительства.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора <адрес> отказать.
Встречное исковое заявление Хучбарова Б. М. к администрации <адрес> и прокурору <адрес> о признании права собственности на объекты самовольной постройки оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры в виде запрета Хучбарову Б. М. и любым иным лицам ведение строительных и других работ на земельных участках с кадастровыми номерами 06:06:0100005:834, 06:06:0100005:835, 06:06:0100005:836, 06:06:0100005:837, 06:06:0100005:838, 06:06:0100005:839, принятые по настоящему гражданскому делу определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, отменить со дня принятия настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий