РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2024 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Илюшкиной О.Ю.,
при секретаре Грушко Е.А.,
с участием истцов Кочетова В.С., Марканичевой А.А.,
представителя ответчика ГУЗ «Ленинская районная больница» по доверенности Скрипова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-934/2024 (УИД 71RS0015-01-2024-001075-58) по иску Кочетова Виктора Сергеевича, Марканичевой Анны Александровны к ГУЗ «Ленинская районная больница» об установлении специальной социальной выплаты,
установил:
истцы Марканичева А.АК., Кочетов В.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, свои исковые требования мотивировали тем, что они работают в ГУЗ «Ленинская районная больница» (далее - ГУЗ «Ленинская РБ») врачами-патологоанатомами патолого-анатомического отделения. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 (далее Постановление № 2568) установлена дополнительная государственная поддержка медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования в виде специальной социальной выплаты.
Однако данная специальная социальная выплата производится не в полном объеме, ввиду того, что администрацией ГУЗ «Ленинская РБ» в реестр работников для специальной социальной выплаты внесены сведения согласно подпункту «в» пункта 2, несмотря на то, что должности врачей районных больниц включены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 в перечень должностей для её выплаты, согласно подпункту «а» пункта 2 и соответственно, как следует из указанного постановления, выплата специалистам, указанным в подпункте «а» пункта 3, врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 2 настоящего постановления составляет - 18500 рублей.
К специалистам указанным под подпунктом «в» пункта 2 истцы не относятся, хотя по роду своей деятельности осуществляют прижизненные гистологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта. К подпункту «в» пункта 2 относятся врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, то есть речь идет о специализированных лабораториях и медицинских учреждениях города.
Истцы же работают в ГУЗ «Ленинская районная больница» врачами патолого-анатомического отделения и полагают, что имеют право на выплату в размере 18500 рублей.
Ответчик отказал им во включении в реестр работников для получения специальной социальной выплаты и установлении выплаты, согласно подпункту «а», мотивируя тем, что при исполнении своих должностных обязанностей они не выполняют работу, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС). В пункте 2 четко прописано, что не врач, а медицинские организации, входящие в государственную и муниципальную системы здравоохранения должны участвовать в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения. Выводы администрации ГУЗ «Ленинская районная больница» противоречивы, так как истцы внесены в реестр на получение выплат по подпункту «в» пункта 2 постановления, что прямо подтверждает их непосредственное участие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Таким образом, им должна быть установлена специальная социальная выплата, предусмотренная Постановлением Правительства от 31.12.2022 г. № 2568, как врачам районной больницы из расчета 18 500 рублей в месяц, исходя из исполнения ими трудовой функции, установленных трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, а их данные должны быть включены в реестр работников, имеющих право на получение указанной специальной социальной выплаты и направлены в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области доля осуществления выплат.
С учетом изложенного просили суд признать за врачом-патологоанатом патолого-анатомического отделения ГУЗ «Ленинская районная больница» Марканичевой А.А. и Кочетовым В.С. - заведующим патолого-анатомического отделения - врачом-патологоанатом ГУЗ «Ленинская районная больница» право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «а» п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в размере 18 500 рублей за каждый полный месяц, начиная с 01 января 2023 года; обязать ГУЗ «Ленинская районная больница» включить истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты по п.п. «а» п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022, начиная с 01 января 2023 года.
Определением суда от 19 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Тульской области.
Истцы Марканичева А.А., Кочетов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика ГУЗ «Ленинская районная больница» по доверенности Скрипов А.В. в судебном заседании просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Тульской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Частью 2 статьи 72 вышеназванного Федерального закона закреплено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Согласно указанным Правилам с 1 января 2023 г. установлено, что право на специальную социальную выплату имеют следующие категории медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц; б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта; г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи; д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц; е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи; з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц; и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу; к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи; л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи. (ч. 2)
В соответствии с подп. «а» п. 1.2 раздела I номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н (действующей на 01.01.2023 года) к должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) относится, в том числе должность «врач-патологоанатом».
Согласно пункту 5.1.49 приказа Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» (начало действия 01.09.2023 года) должность врача-патологоанатом отнесена к «Должности специалистов с высшим медицинским образованием (врачи)».
В соответствии с п. 3 Правил установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику: а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей; б) врачи, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей; в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей; г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи - 11500 рублей; д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления, - 8000 рублей; е) специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления, - 6500 рублей; ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи - 7000 рублей; з) медицинские работники, указанные в подпунктах «з» - «л» пункта 2 настоящего постановления, - 4500 рублей.
Согласно пп. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 г. и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Как следует из содержания п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику (п. 6 Правил).
Из материалов дела следует, что истцы Марканичева А.А., Кочетов В.С. имеют высшее медицинское образование.
С 10.09.2021 года Марканичева А.А. принята на должность врача-патологоанатом в ГУЗ «Ленинская районная больница».
С 28.11.2008 года Кочетов В.С. принят на должность заведующего отделения- врача-патологоанатом в МУЗ «Ленинская районная больница».
На основании приказа №163-лс ГУЗ «Ленинская районная больница», Кочетов В.С. с 29.06.2023 года был уволен по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
С 01.08.2023 года Кочетов В.С. принят на должность заведующего отделением-врач-патологоанатом в ГУЗ «Ленинская районная больница».
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно должностной инструкции врача-патологоанатома ГУЗ «Ленинская районная больница» требования к квалификации на должность врача- патологоанатома - высшее образование по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Патологическая анатомия» или профессиональную переподготовку по специальности при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей.
Согласно должностной инструкции заведующего патологоанатомическим отделением - врача патологоанатома ГУЗ «Ленинская районная больница» требования к квалификации на должность заведующего патологоанатомическим отделением- врача- патологоанатома - высшее профессиональное образование по специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское и (или)дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Патологическая анатомия» без предъявления требований к стажу работы.
Из сообщений и.о.главного врача ГУЗ «Ленинская РБ» от 09.04.2024 г. следует, что основная работа, которую выполняют истцы – это посмертная диагностика путем вскрытия трупов умерших, не включена в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС) и финансируется из бюджета Тульской области; в соответствии с п.2 п.п. «в» Постановления №2568 от 31.12.2022 специальная социальная выплата установлена категории «врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинским организаций работников, указанных в п.п. «а,б» настоящего пункта и должность истцов относиться к данной категории, согласно п.3 п.п. «в» Постановления, размер социальной выплаты медицинскому работнику установлен -11500 руб., что согласно реестров истцы ежемесячно получали, исходя из фактически отработанного времени.
Суд, исследовав представленные доказательства, должностные инструкции истцов, приходит к выводу, что Марканичева А.А. и Кочетов В.С. не относятся к специалистам, указанным в п.п. «в» п.2, так как к данному подпункту относятся врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, то есть речь идет о специализированных лабораториях и медицинских учреждениях города.
Истцы же работают в ГУЗ «Ленинская РБ» врачами патолого-анатомического отделения.
В обязанности врача-патологоанатома входит: проведение прижизненных патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала); проведение посмертных патологоанатомических исследований; проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала; оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Марканичева А.А., Кочетов В.С. по состоянию на 01.01.2023 года и по настоящее время занимают должности врача-патологоанатома ГУЗ «Ленинская РБ».
Согласно Уставу ГУЗ «Ленинская районная больница» является Государственным учреждением здравоохранения, созданным для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий министерства здравоохранения Тульской области.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2586, а именно п.п. «а» п. 2 предусмотрено, что право на специальную социальную выплату имеют врачи центральных районных, районных и участковых больниц.
Каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты врачами центральных районных, районных и участковых больниц Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в том числе осуществление лечебной деятельности, не предусматривает.
Не содержится таких условий и в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н.
При таких обстоятельствах ответчик обязан был во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 включить истцов в реестр медицинских работников, имеющих право на получение социальной выплаты согласно п.п. «а» п. 2, п.п. «а» п. 3 названного Постановления.
ГУЗ «Ленинская районная больница» является медицинской организацией, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования. Истцы являются врачами районной больницы, что ответчиком не оспаривается и подтверждается документами об образовании.
Согласно пункта 17 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 в случаях, когда в 1 квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
При изложенных обстоятельствах право на получение выплаты возникло у истцов с 01 января 2023 года.
Таким образом, исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме, и им должна быть установлена специальная социальная выплата, предусмотренная п.п. «а» п. 3 постановления Правительства от 31 декабря 2022 года № 2568, как врачам районной больницы, из расчета 18 500 рублей в месяц, исходя из исполнения ими трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, начиная с 01 января 2023 года, а данные об истцах должны быть включены в реестр работников, имеющих право на получение указанной специальной социальной выплаты, и направлены в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области для осуществления выплат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кочетова Виктора Сергеевича, Марканичевой Анны Александровны к ГУЗ «Ленинская районная больница» об установлении специальной социальной выплаты - удовлетворить.
Признать за врачом-патологоанатом патолого-анатомического отделения ГУЗ «Ленинская районная больница» Марканичевой Анной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> (паспорт <данные изъяты> <данные изъяты>.) право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в размере, установленном подп. «а» п. 3 Постановления № 2568 - 18 500 рублей с 01 января 2023 года.
Признать за заведующим патолого-анатомического отделения, врачом-патологоанатом ГУЗ «Ленинская районная больница» Кочетовым Виктором Сергеевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения д.<адрес> (паспорт <данные изъяты> <данные изъяты> г.) право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в размере, установленном подп. «а» п. 3 Постановления № 2568 - 18 500 рублей с 01 января 2023 года.
Обязать ГУЗ «Ленинская районная больница» (ИНН 7130002516) включить врача-патологоанатома Марканичеву Анну Александровну и заведующего патолого-анатомического отделения, врача-патологоанатома Кочетова Виктора Сергеевича в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п.п. «а» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», со дня возникновения права на ее назначение, а именно в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, начиная с 01 января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.06.2024 г.
Председательствующий О.Ю.Илюшкина