ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 05 июня 2024 года № 7а-180/2024
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница» ФИО на постановление судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 29.03.2024, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница»,
установила:
на основании решения врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Вологодской области) №..., решения заместителя прокурора Вологодской области №... от 19.123.2023 в период с 16.01.2024 по 19.01.2024 Территориальным органом Росздравнадзора по Вологодской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница» (далее БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ») по адресам осуществления лицензируемых видов деятельности медицинской организации.
По результатам проведенной проверки установлено, что по состоянию на дату проверки БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 2 части 1 статьи 79, пункта 3 части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подпункта «б» пункта 5, подпункта «а» пункта 6, подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852, пункта 38 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н.
По факту выявленных нарушений, 15.02.2024 врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Вологодской области в отношении БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 29.03.2024 юридическое лицо БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» признано виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
В жалобе исполняющий обязанности главного врача БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» ФИО просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Обращает внимание на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие события административного правонарушения, ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки, утверждая, что акт выездной проверки от 19.01.2024 не может быть принят в качестве достаточного доказательства вины лица, привлекаемого к административной ответственности, ввиду отсутствия в материалах дела протоколов осмотра и опроса.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в том числе, наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Положениями пункта 2 части 1, пункта 3 части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при осуществлении медицинской деятельности БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» допустило нарушение стандартов и порядков оказания медицинской помощи, в том числе оказание медицинской помощи гражданам в условиях недостаточного оснащения медицинским оборудованием структурных подразделений медицинского учреждения согласно стандартов. Допущенные нарушения приведены должностным лицом в протоколе по делу об административном правонарушении и в постановлении судьи районного суда.
Факт совершения БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными в ходе производства по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении №... от 15.02.2024, актом выездной проверки от 19.01.2024, предписанием об устранении выявленных нарушений №... от 19.01.2024, а также иными материалами дела, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» в совершении указанного административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие правонарушения и подтверждают вину учреждения, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
Доводы жалобы о недопустимости доказательств, представленных в материалы дела, в связи с существенным нарушением Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 31.07.2020
№ 248-ФЗ) при проведении проверки, подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (часть 1).
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрено, что для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
Как указано выше, внеплановая проверка в отношении БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» проведена в соответствии с решением врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Вологодской области №..., а также на основании решения заместителя прокурора Вологодской области №... от 19.123.2023 в период с 16.01.2024 по 19.01.2024.
По окончании проведения выездной плановой проверки в соответствии со статьей 87 Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ составлен акт выездной плановой проверки от 19.01.2024 №..., согласно которому при проведении выездной проверки произведены соответствующие контрольные (надзорные) действия, в том числе осмотр по месту осуществления медицинской деятельности, опрос от 17.04.2024.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в материалах дела протокола опроса, протокола осмотра, произведенных в рамках выездной проверки не свидетельствует о грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанных в части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ при проведении контрольного мероприятия в отношении БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», поскольку обстоятельства, установленные в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в полной мере отражены в акте выездной проверки, составленном по ее результатам.
Анализ совокупности представленных в материалы дела доказательств, а также фактические обстоятельства рассматриваемого события свидетельствуют о том, что данные, полученные административным органом в ходе проведения мероприятий по контролю, являлись достаточными для возбуждения на основании положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ судьей районного суда были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы фактически выражают несогласие с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, что не может служить основанием для отмены вынесенного по делу акта. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии состава административного правонарушения, а также опровергающих выводы о виновности БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» в совершении вменяемого правонарушении, в жалобе не приведено.
Административное наказание назначено заявителю в соответствии с санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, оснований для признания его несправедливым или чрезмерно суровым не имеется.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах постановление судьи является законным и обоснованным, жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 29.03.2024, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница» оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница» ФИО - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Т.Н. Балаева