Дело №2-287/1-2019
32RS0018-01-2019-000318-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2019 года пгт. Красная Гора
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи - Сидорова Р.Н.,
при секретаре - Ганжур Ж.Н.,
с участием: истца – Коновалов А.А.,
представителя ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе города Клинцы Брянской обл. (межрайонное) Клиентская служба (на правах отдела) в Красногорском муниципальном районе – Кравцовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коновалов А.А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе города Клинцы Брянской обл. (межрайонное) о признании права на назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Коновалов А.А. обратился в Красногорский районный суд Брянской области с исковым заявлением к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе города Клинцы Брянской обл. (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости.
В обосновании своего искового заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости, предусмотренной ст.ст. 33, 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Однако, ответчик - ГУ УПФ РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области своим решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказал, считая, что у него отсутствует право на снижение возраста по указанному основанию.
Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован и проживал в <адрес> <адрес> <адрес>, относящемуся на тот момент к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес> <адрес> <адрес>, которое до ДД.ММ.ГГГГ относилось к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он зарегистрирован и проживает в <адрес> <адрес>, в зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован и проживал в «чистой зоне» – д. <адрес> <адрес>, где благоустроенное жилье и ссуду согласно Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» не получал.
Согласно ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
При этом, согласно примечанию к статьям 32-35 Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Коновалов А.А. считает, что в соответствии с действующим законодательством, он имеет право на государственную пенсию по старости со снижением возраста по нормам ст.ст.32-35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои требования и просил суд признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости согласно ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № и ст.ст. 33, 35, 36 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», путем суммирования зон проживания и работы, обязать ответчика назначить и выплачивать данную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Коновалов А.А. поддержал заявленные требования, просил суд признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости со снижением возраста по нормам ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № и ст.ст.33, 35, 36 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель УПФ РФ исковые требования Коновалов А.А. не признала и пояснила, что при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по их выбору. Таким образом, считает, что Коновалов А.А. право на страховую пенсию по старости со снижением возраста по нормам ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № и ст.ст.33, 35, 36 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не имеет.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справок с места жительства истец Коновалов А.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне проживания с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне с льготным социально- экономическим статусом.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес> <адрес> <адрес>. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне проживания с правом на отселение.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>. Данный населенный пункт в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к зоне радиационного загрязнения с правом на отселение.
Из удостоверения серии АЗ № на имя Коновалов А.А. следует, что Коновалов А.А. является лицом, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из удостоверения серии АЗ № на имя Коновалов А.А. следует, что Коновалов А.А. является лицом, проживавшим в зоне отселения в <адрес> <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Коновалов А.А. обратился в УПФ в городском округе г. Клинцы с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ в городском округе г. Клинцы отказало ему в назначении страховой пенсии по старости, указав, что он по нормам ст.ст. 33, 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеет права на назначение страховой пенсии по старости.
Согласно ст.28.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует что, отношения связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет.
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения до их переселения в другие районы (пункт 9), граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне) (пункт 10).
Статьи 33, 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 3 года и дополнительно на пол года за каждый год проживания или работы на территории зоны отселения но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Статья 36 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера – наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью – в определённой степени носит компенсационный характер.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
В судебном заседании судом установлено, что истец Коновалов А.А. проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отселения, что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 3,5 года, в зоне проживания с правом на отселение он проживает более 22 лет, что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет.
Таким образом, исходя из положений ст. ст. 33, 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец, с учётом сложения периодов проживания в зоне отселения и в зоне проживания с правом на отселение, имеет право на общее снижение пенсионного возраста не более чем на 7 лет в общей сложности и его требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Коновалов А.А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе города Клинцы Брянской обл. (межрайонное) о признании права на назначение пенсии – удовлетворить.
Признать за Коновалов А.А. право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст.ст. 33, 35, 36 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе города Клинцы Брянской обл. (межрайонное) назначить и выплачивать Коновалов А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красногорский районный суд Брянской области.
Председательствующий судья: Сидоров Р.Н.