Дело №
(УИД 26RS0№-73)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кононов И.О., при секретаре ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5, представителя ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> – ФИО3, действующей на основании доверенности, представителей третьих лиц отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> – ФИО6, действующего на основании доверенности, Новосредненского территориального отдела администрации Кировского городского округа <адрес> – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа <адрес>, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд, в порядке статьи 45 ГПК РФ, с иском к администрации Кировского городского округа <адрес>, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в июне 2022 года проведена проверка исполнения земельного законодательства, по результатам которой начальнику Новосредненского территориального отдела администрации Кировского городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены общественные закрытые кладбища, не проведением кадастровых работ по установлению границ земельных участков, непринятием мер по регистрации права муниципальной собственности.
Вместе с тем, до настоящего времени право муниципальной собственности Кировского городского округа на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0947, долгота: 43,7887), площадью 1300 кв.м., а также на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0632, долгота: 43,8064), площадью 900 кв.м., не зарегистрировано.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра кладбищ, расположенных на территории <адрес>» общественные закрытые кладбища, расположенные в х.<адрес>ю 1300 кв.м., в с.<адрес>ю 900 кв.м., включены в реестр кладбищ, расположенных на территории <адрес> (п.п.11.19-11.20).
Вместе с тем, право муниципальной собственности Кировского городского округа на земельные участки под указанными кладбищами не зарегистрировано.
Новосредненским территориальным отделом администрации Кировского городского округа ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кировского городского округа направлено ходатайство о поручении отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа провести в 2022 году работы по межеванию земельных участков, на которых расположены общественные закрытые кладбища, зарегистрировать право муниципальной собственности Кировского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ Новосредненским территориальным отделом в отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа направлено ходатайство о продолжении проведении работ по подготовке документации по оформлению земельных участков, на которых расположены общественные закрытые кладбища в сх.Совпахарь и <адрес>, в связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки Кировского городского округа в части изменений территориальной зоны СХ-1 на зону размещения кладбищ С-1.
Из содержания информации администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что захоронения на кладбище в <адрес> производились в период с 1912-1939г.г.; на кладбище в <адрес> – с 1926 по 1970 г.г.; решение о ликвидации кладбищ не принималось.
Согласно информации администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ работы по оформлению земельных участков под общественными закрытыми кладбищами в <адрес> и в <адрес> ведутся. Для проведения публичных процедур по выбору организаций, осуществляющих подготовку документации на проведение межевых работ, в электронном магазине ОТС-Маркет администрацией размещена закупка под №.
Отсутствие регистрации права муниципальной собственности на указанные земельные участки приводит к обезличиванию территорий данных кладбищ, что может повлечь нарушение санитарных правил, а также правил в сфере благоустройства территорий кладбищ, и, как следствие, нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, просит суд обязать администрацию Кировского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0947, долгота: 43,7887), площадью 1300 кв.м.; зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0632, долгота: 43,8064), площадью 900 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители третьих лиц отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> ФИО6, а также Новосредненского территориального отдела администрации Кировского городского округа <адрес> ФИО4, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав процессуальных участников, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что данные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.7, ст. ст.25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Права на земельные участки, предусмотренные, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.23 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно п.п.1, 2 ст.4, п.1 ст.18, п.2 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 ст.4 Закона № 8-ФЗ.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу подп.26 п.2.3 Положения об администрации Кировского муниципального городского округа <адрес>, утвержденного решением думы Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям администрации Кировского городского округа.
В соответствии с п.п.2.2, 2.3 Положения об организации похоронного дела на территории Кировского городского округа <адрес>, утвержденного постановлением администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, организация и обеспечение реализации администрацией Кировского городского округа <адрес> полномочий в вопросах похоронного дела осуществляется территориальными отделами Кировского городского округа <адрес> на подведомственных территориях.
Принимая во внимание положения ст.130, ч.1 ст.131 ГК РФ, общественные кладбища являются объектами недвижимого имущества. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно подп.18-20 п.2.1, подп.1 п.2.2 Положения об отделе имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, утвержденного решением Думы Кировского городского округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> осуществляет по поручению администрации Кировского городского округа юридические действия по приобретению имущества в муниципальную собственность Кировского городского округа; выступает в пределах своей компетенции от имени Кировского городского округа стороной в сделках о приобретении имущества в муниципальную собственность Кировского городского округа; осуществляет от имени Кировского городского округа действия, связанные с государственной регистрацией прав муниципальной собственности Кировского городского округа на недвижимое имущество.
Отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа осуществляет в установленном земельном законодательством порядке действия, необходимые для государственной регистрации сделок с земельными участками.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в июне 2022 года проведена проверка исполнения земельного законодательства.
По результатам данной проверки ДД.ММ.ГГГГ начальнику Новосредненского территориального отдела администрации Кировского городского округа внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены общественные закрытые кладбища, не проведением кадастровых работ по установлению границ земельных участков, непринятием мер по регистрации права муниципальной собственности.
Вместе с тем, право муниципальной собственности Кировского городского округа на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0947, долгота: 43,7887), площадью 1300 кв.м., а также на земельный участок, расположенный под общественным закрытым кладбищем в <адрес> (широта 44,0632, долгота: 43,8064), площадью 900 кв.м., до настоящего времени не зарегистрировано.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра кладбищ, расположенных на территории <адрес>» общественные закрытые кладбища, расположенные в х.<адрес>ю 1300 кв.м., в с.<адрес>ю 900 кв.м., включены в реестр кладбищ, расположенных на территории <адрес> (п.п.11.19-11.20).
ДД.ММ.ГГГГ Новосредненским территориальным отделом администрации Кировского городского округа <адрес> на основании предписания прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кировского городского округа направлено ходатайство о поручении отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> провести в 2022 году работы по межеванию земельных участков, на которых расположены общественные закрытые кладбища и зарегистрировать право муниципальной собственности Кировского городского округа <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Новосредненским территориальным отделом в отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа направлено ходатайство о возобновлении работ по подготовке документации по оформлению земельных участков, на которых расположены общественные закрытые кладбища в <адрес> и <адрес>, в связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки Кировского городского округа в части изменений территориальной зоны СХ-1 на зону размещения кладбищ С-1.
Из содержания информации администрации Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № адресованной прокурору <адрес> следует, что захоронения на кладбище в <адрес>, площадью 900 кв.м. производились в период с 1912-1939г.г.; на кладбище в <адрес>, площадью 1300 кв.м., в период с 1926 по 1970 г.г.; решение о ликвидации кладбищ не принималось.
Согласно информации администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованной прокурору <адрес>, работы по оформлению земельных участков под общественными закрытыми кладбищами в <адрес>, площадью 1300 кв.м. и <адрес>, площадью 900 кв.м., администрацией ведутся. Для проведения публичных процедур по выбору организаций, осуществляющих подготовку документации на проведение межевых работ, в электронном магазине ОТС-Маркет, администрацией размещена закупка под №.
Вместе с тем, право муниципальной собственности Кировского городского округа на земельные участки под указанными кладбищами не зарегистрировано.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком требований земельного законодательства, что может повлечь нарушение санитарных правил, а также правил в сфере благоустройства территорий кладбищ, и, как следствие, нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обосновывает предъявление прокурором иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░ 44,0947, ░░░░░░░: 43,7887), ░░░░░░░░ 1300 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░ 44,0632, ░░░░░░░: 43,8064), ░░░░░░░░ 900 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░