Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-303/2018 от 11.09.2018

Судья Самарин А.И.          дело № 12-303/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., рассмотрев 03 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу представителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Маминой Л.В. на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07 августа 2018 года,

установил:

постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07.08.2018 администрация МО МР «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, представитель администрации МО МР «Сыктывдинский» Мамина Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, как незаконного и необоснованного.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст).

Из материалов дела видно, что администрация МО МР «Сыктывдинский», являясь ответственным лицом за выполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах общего пользования в границах населенного пункта, 10.05.2011 допустила на участке автомобильной дороги «<Адрес обезличен>» отсутствие средств организации движения пешеходов (тротуары и пешеходные дорожки), что не соответствует п.4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 ; п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Указанные обстоятельства и вина администрации МО МР «Сыктывдинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от 20.06.2018; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 10.05.2018; фотоматериалом к акту выявленных недостатков от 10.05.2018; актом приемо-передачи муниципального имущества из собственности МО СП «Пажга» в собственность МО МР «Сыктывдинский» от 25.08.2016, согласно которому автодорога «Савапиян-Пажга-Гарья-Жуэд» передана в собственность МО МР «Сыктывдинский» и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы об отсутствии события административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что обустройство тротуара на спорном участке дороги не предусмотрено, так как она относится к 4 категории, не состоятельны в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: - общее число полос движения;- ширина полос, обочины и разделительной полосы; - пересечение с другими автомобильными и железными дорогами; - доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет); - максимальный уровень загрузки движением.

Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

В соответствии с пунктом 4.1 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ГОСТ Р 52398-2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 296-ст, автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: - количества и ширины полос движения; - наличия центральной разделительной полосы; - типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; - условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Согласно разделу 5 ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 296-ст, дорога обычного типа (нескоростная) 3 категории имеет общее количество полос движения - 2, ширину полосы движения - 3,5 м, на ней не требуется наличие центральной разделительной полосы. Дорога обычного типа (нескоростная) 4 категории имеет общее количество полос движения - 2, ширину полосы движения - 3,0 м, на ней также не требуется наличие центральной разделительной полосы.

ГОСТ Р 52398-2005 приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 88).

Действительно, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, на который ссылается заявитель, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

Вместе с тем, данная формулировка не содержит в себе запрета устраивать тротуары и пешеходные дорожки на дорогах IV категории. Требованиями ГОСТ категоризация дорог используется для целей установления дополнительных оснований к их оборудованию тротуарами, и это касается дорог с твердым покрытием.

В соответствии с Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог

В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

Как видно из материалов дела, спорная дорога построена в 1985-90г.г. с асфальтобетонным покрытием. В основном проходит по деревням с.Пажга. По состоянию на 01.08.1998 имела тип дорожного покрытия: асфальто-бетон, щебень; по состоянию на 01.07.2009 - в виде песчано-гравийной смеси, асфальто-бетон. Сведений о том, что в настоящее время дорога имеет какое-либо иное покрытие, не относящееся к твердому, в материалах дела не имеется.

Поскольку спорная автодорога имеет твердое дорожное покрытие, находится в черте населенного пункта, в зоне жилой застройки, то на ней в силу требований выше приведенного ГОСТа требуется обустройство тротуаров, и наличие у данной дороги 4 категории не исключает обязанности администрации МО МР «Сыктывдинский» как лица ответственного за ее содержание, по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что оборудование тротуара не входит в состав работ по содержанию автодороги в соответствии с п.п. «з» ч. 2 п. 6 раздела 4 Классификации, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, не принимаются во внимание в силу следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В силу взаимосвязанных положений пункта 5 части 1 статьи 14, части 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Допущенные администрацией МО МР «Сыктывдинский» нарушения требований приведенных выше стандартов создает реальную угрозу для участников дорожного движения. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Таким образом, действия администрации МО МР «Сыктывдинский» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация МО МР «Сыктывдинский», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 названного Кодекса.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления судьи, не установлено.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление судьи является законным, оснований для его отмены нет.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации МО МР «Сыктывдинский» оставить без изменения, жалобу представителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Маминой Л.В. - без удовлетворения.

Судья .

.                            

12-303/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Другие
Мамина Л.В. в инт. АМО МР "Сыктывдинский"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И.М.
Статьи

ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
11.09.2018Материалы переданы в производство судье
19.09.2018Судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее