Дело № 2-366/2023
УИД 51RS0009-01-2023-000199-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 22.03.2023)
г. Кандалакша 15 марта 2023 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием
представителя Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области – помощника прокурора г. Кандалакши Шейкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» о возложении обязанности оформить и получить правоустанавливающие документы на пользование водным объектом,
третье лицо – Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области,
установил:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кандалакшский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» (далее – МУП «Ресурс») о возложении обязанности оформить и получить правоустанавливающие документы на пользование водным объектом.
В обоснование иска указано, что природоохранной прокуратурой по результатам проверки деятельности МУП «Ресурс» выявлены нарушения законодательства в сфере охраны вод и сохранения водных биологических ресурсов. По результатам анализа информации отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского ДВУ установлено, что МУП «Ресурс» без согласования и без применения мер по охране водных биоресурсов и среды их обитания от негативного воздействия осуществляет забор водных ресурсов из водного объекта рыбохозяйственного значения - оз. Сушозеро Иовского водохранилища. По результатам выявленных нарушений <дата> прокуратурой директору МУП «Ресурс» внесено представление, которое рассмотрено, доводы представления признаны состоятельными, вместе с тем правоустанавливающие документы на пользование оз. Сушозеро МУП «Ресурс» не оформлены. С учетом уточнения требований просит возложить обязанность на МУП «Ресурс» в срок до О 1 июля 2023 года оформить и обеспечить получение правоустанавливающих документов в Двинско-Печорском бассейновом водном управлении (договор водопользования) на пользование водным объектом - оз. Сушозеро Иовского водохранилища в целях забора водных ресурсов.
В судебном заседании представитель Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области – помощник прокурора г. Кандалакши Шейкин В.В. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Представители третьего лица – Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве ходатайствовали об исключении из числа третьих лиц, указали, что Иовское водохранилище включено в Перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, вследствие чего органом, уполномоченным на предоставление данного объекта в пользование является отдел водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика, третьего лица.
Заслушав помощника прокурора г. Кандалакши Шейкина В.В. исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации, природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с ч. 1 ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ озера отнесены к поверхностным водным объектам.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что поверхностные воды относятся к компонентам природной среды.
Как следует из ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 настоящего Кодекса.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч. 4 ст. 11).
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «е» п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 №1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом,
использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В силу ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции и, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны при меняться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам анализа информации отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского ДВУ установлено, что МУП «Ресурс» осуществляет забор водных ресурсов из водного объекта рыбохозяйственного значения - оз. Сушозеро Иовского водохранилища.
В нарушение ст. 9, п. 2 ч. 2 ст.11 Водного кодекса РФ МУП «Ресурс» осуществляет водохозяйственную деятельность на оз. Сушозеро Иовского водохранилища в отсутствие договоров водопользования, в нарушение ст. 55 Водного кодекса РФ, П.П. «е» п. 3, п. 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391, при использовании» оз. Сушозеро Иовского водохранилища МУП «Ресурс» не реализуются водохозяйственные мероприятия.
В нарушение ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предприятием осуществляется деятельность по использованию водных объектов рыбохозяйственной категории с целью забора (изъятия) водных ресурсов в отсутствие согласования с Североморским территориальным управлением Росрыболовства и без применения мер по охране водных биоресурсов и среды их обитания от негативного воздействия.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой по информации отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского ДВУ установлено, что МУП «Ресурс» в целях водоснабжения населенных пунктов Кандалакшского района осуществляет забор водных ресурсов из озера Сушозеро Иовского водохранилища в отсутствие правоустанавливающих документов.
Указанное правонарушение является длящимся и дата его обнаружения является датой совершения, обнаружено <дата>.
<дата> в отношении должностного лица – директора МУП «Ресурс» Леоненко А.В., было составлено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ – самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных нарушений. Также направлено в адрес должностного лица представление Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства РФ об охране воды и водных биологических ресурсов.
В рамках административного дела установлено бездействие должностного лица - директора МУП «Ресурс» Леоненко А.В. и его виновности в совершенном правонарушении, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды а именно: не приняты достаточные меры на по получению правоустанавливающих документов на пользование водным объектом – оз. Сушозеро Иовского водохранилища с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Вынесено постановление <номер> от <дата> о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
<дата> в адрес Мурманский межрайонной природоохранной прокуратуры поступил ответ на представление об устранении нарушений законодательства РФ об охране воды и водных биологических ресурсов, которое было рассмотрено директором МУП «Ресурс» Леоненко А.В. в присутствии специалиста по персоналу Вилковой А.Я., где указано, что требования прокурора признаны обоснованными и в целях их устранения приняты следующие меры: заключен договор возмездного оказания услуг <номер> по разработке и согласованию проекта зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения н.п. Зареченск. Согласно п. 3 технического задания к договору срок окончания оказания услуг <дата>; заключен договор на оказание услуг <номер> по разработке и согласованию в уполномоченных органах власти разрешительной документации по водопользованию. Согласно п. 3 технического задания к договору срок оказания услуг – <дата>. За допущенные нарушения инженер по охране окружающей среды МУП «Ресурс» Орлова А.С. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Анализируя изложенное, учитывая вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает заявленный прокурором срок разумным и достаточным для исполнения судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области удовлетворить.
Обязать МУП «Ресурс» (ИНН 5102003507, КПП 510201001, ОГРН 1165190063796) в срок до 01 июля 2023 года оформить и обеспечить получение правоустанавливающих документов в Двинско-Печорском бассейновом водном управлении (договор водопользования) на пользование водным объектом - оз. Сушозеро Иовского водохранилища в целях забора водных ресурсов.
Взыскать с МУП «Ресурс» государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Лебедева