Дело №2-3976/2020
(74RS0006-01-2020-001107-09)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2020 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего Сырова Ю.А.
при секретаре Мальковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» к Мухидинову Ю. о взыскании убытков в порядке регресса,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ООО «СО «Сургутнефтегаз» обратилось в суд с иском к Мухидинову Ю., просило взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 100 000 рублей, судебные издержки, ссылаясь на то, что в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ООО «СО «Сургутнефтегаз», заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства автомобиля марки «Фиат» государственный регистрационный знак №. В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 07.09.2018 года, по вине ответчика, управлявшего указанным автомобилем, причинен материальный ущерб собственнику автомобиля марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак №. ДТП было оформлено без участия сотрудников ГИБДД. Гражданская ответственность собственника автомобиля «Митсубиси» была застрахована АО СК «Астро-Волга», которое произвело выплату страхового возмещения потерпевшему в размере 100 000 рублей. Истец в свою очередь перечислили на счет АО СК «Астро-Волга» денежные средства в размере 100 000 рублей в счет выплаты страхового возмещения потерпевшему. Поскольку ответчик не направил страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, страховщик вправе предъявить к нему регрессные требования в размере произведенной страховой выплаты.
Представитель истца ООО «СО «Сургутнефтегаз», представитель АО "ЦДУ" в судебном заседании не участвовали, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик Мухидинов Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что копию извещения передавал страховщику.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ООО «СО «Сургутнефтегаз» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства марки «Фиат» государственный регистрационный знак №, в подтверждении которого выдан страховой полис № (л.д. 12 оборот).
В период действия договора страхования, 07.09.2018 года у. д. 29 по ул. Героев Танкограда в г.Челябинске произошло дорожно-транспортное происшествие: водитель Мухидинов Ю., управляя автомобилем марки «Фиат» государственный регистрационный знак № совершил столкновение с автомобилем марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак №, под управлением Султанова А.Х. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак № получил механические повреждения.
Данные обстоятельства установлены из извещения о ДТП, составленного водителями участниками ДТП на месте (л.д. 13 оборот-14) и сторонами не оспариваются.
Указанное ДТП произошло ввиду нарушения водителем Мухидиновым Ю. п. 8.8 ПДД РФ в соответствии с которым при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления
Данное нарушение требований правил дорожного движения водителем Мухидиновым Ю. находится в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и его последствиями, выразившимися в причинении повреждений принадлежащему на праве собственности Султановой Л.К. автомобилю марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак №
В действиях водителя Султанова А.Х., управлявшего автомобилем марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак №, нарушений ПДД РФ не усматривается.
Учитывая изложенное, суд полагает установленным, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ответчика Мухидинова Ю., а вина водителя Султанова А.Х. отсутствует.
Согласно ст. 1064, 1079 ГК РФ вред причиненный личности или имуществу гражданина, в состав которого входят фактически понесенные расходы и затраты, которые лицо произвело или должно будет произвести для защиты своего нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина- которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.
В соответствии с положениями ст. 929 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО», в связи с повреждением автомобиля марки «Митсубиси» государственный регистрационный знак № потерпевшей Султановой Л.К., обратившейся за возмещение ущерба в порядке прямого возмещения убытков в АО СК «Астро-Волга» произведена выплата в размере 100 000 рублей.
ООО «СО «Сургутнефтегаз», застраховавшее гражданскую ответственность причинителя вреда, возместило АО СК «Астро-Волга» сумму выплаченного страхового возмещения в размере 100 000 рублей, обратилось с настоящим иском о взыскании выплаченного возмещения в регрессном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В силу пункта 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Из положений пункта 3.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19 сентября 2014 года N 431-П, заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Извещение о дорожно-транспортном происшествии водителя - причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, или представителя страховщика.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (п. 3.1).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 1059-О указано, что, по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
По настоящему делу страховщики, рассмотрев представленные документы, в том числе проверив имеющиеся в бланке извещении о дорожно-транспортном происшествии сведения о страховании водителями-участниками ДТП ответственности по ОСАГО, признали изложенные в них сведения достоверными, а случай – страховым, определили размер страхового возмещения и произвели соответствующие выплаты.
При этом, обращаясь в суд с иском, ООО «СО «Сургутнефтегаз" не указало, в чем состоит нарушение прав страховщика как основание регрессной ответственности вследствие непредставления ему экземпляра е извещения.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу с 1 мая 2019 г.
При указанных выше обстоятельствах суд при разрешении спора разрешает вопрос о том, являлись ли действия сторон добросовестными, имея в виду, что в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 10 этого же кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) и полагает, что истцом не представлено надлежащих доказательств нарушения его интересов непредставлением своего бланка извещения виновником ДТП, в то же время из анализа действий ответчика недобросовестность и злоупотребление правом не усматриваются.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика выплаченной суммы страхового возмещения по договору ОСАГО не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» к Мухидинову Ю. о взыскании убытков в порядке регресса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю. А. Сыров
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020 г.