Судья: ФИО10 гр. дело №
(гр. дело №) (33-15891/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2024 года г.о.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего ФИО19,
судей Головиной Е.А., Кривошеевой Е.В.,
при помощнике ФИО13,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам в суде первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.о. <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Восстановить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) срок для принятия наследства, оставшегося после смерти ее отца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в порядке наследования по закону право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью 43,3 кв.м., этаж №, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, после смерти отца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО19, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г.о. Тольятти, в обоснование указал, что ФИО1 принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью 43,3 кв.м., этаж №, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту - «ЕГРН») внесены следующие сведения: Общая долевая собственность, 1/3 доли, №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №. Факт смерти удостоверен свидетельством о смерти от «30» августа 2022 года IV-EP № (повторное).
Непосредственно после смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось.
Наследственное дело № заведено нотариусом <адрес> ФИО8 только в 2022 году по заявлению Администрации городского округа Тольятти.
Истец приходится ФИО1 дочерью, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ IV-EP №.
Фамилия истца, ФИО9, изменилась с ФИО20 на ФИО21 в связи с заключением брака с ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ II-ЕР №.
Истец является наследником первой очереди.
После расторжения брака с ФИО3, матерью Истца, ФИО1 ушел от них в новую семью и прекратил какое-либо общение с Истцом.
Общению Истца со своим отцом также препятствовали мать ФИО1, и его новая супруга.
Истцу было невозможно наладить общение с отцом, поскольку он даже не брал трубку телефона, когда она ему звонила.
Поэтому общение истца со своим отцом полностью прекратилось.
После прекращения общения со своим отцом, истец ничего не знала о его судьбе. Также истец не знала и о его смерти.
О смерти своего отца и об открытии наследства истец узнала только ДД.ММ.ГГГГ, когда получила сообщение в социальной сети «ВКонтакте» от помощника нотариуса ФИО8.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об уважительной причине пропуска срока для принятия наследства.
После чего истец начала незамедлительно предпринимать все необходимые меры, чтобы восстановить пропущенный срок для принятия наследства и принять наследство.
На основании изложенного истец просила:
- восстановить ей срок для принятия наследства, оставшегося после смерти ее отца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
- признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, назначение: жилое, общей площадью 43,3 кв.м., этаж №, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, после смерти ее отца ФИО1, «ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении ее требований. В апелляционной жалобе выражает несогласие с выводами суда об наличии оснований для восстановления срока для принятия наследства, ссылаясь при этом на то, что изложенные в исковом заявлении доводы не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока для принятия наследства, кроме того, апеллянт указывает, что суд необоснованно не принял во внимание показания третьего лица ФИО14, из которых следует, что истец и ее мать знали о смерти наследодателя и сознательно не желали принимать наследство. Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, ввиду чего решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
В судебное заседании суда апелляционной лица, участвующие в деле, в не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле привлекались в качестве третьих лиц родственники умершего ФИО1, имеющие право наследовать после него, в частности ФИО18 и ФИО7
Между тем, судебной коллегией установлено, что сведений об извещении указанных третьих лиц о судебном заседании, состоявшемся 08.09.2023г., в котором дело было рассмотрено по существу, не имеется, дело было рассмотрено судом по существу в отсутствие доказательств извещения третьих лиц о времени и месте судебного заседания.
Указанные нарушения являются существенными и влекут безусловную отмену решения суда на основании п.2 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного определением ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследую в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
Пунктом 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 63:09:0201057:10576, общей площадью 43,3 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО21 (ФИО20) Н.В. IV-EP № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после заключения брака ей была присвоена фамилия «ФИО21», что подтверждается свидетельством о заключении брака II-EP № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти IV-ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ рег. № следует, что в производстве нотариуса ФИО8 находится наследственное дело № после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, открытое ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Тольятти №.2 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество. Кроме того, в деле имеется заявление ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, о пропуске срока для принятия наследства с просьбой отложить выдачу свидетельства о праве на наследство, в связи с подачей искового заявления в суд.
Наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоит из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость вышеуказанной доли на день смерти наследодателя составляла 472 482 (четыреста семьдесят две тысячи четыреста восемьдесят два) рубля 38 копеек.
Сведений о другом наследственном имуществе в деле не имеется.
Согласно ответу на запрос суда из отдела ЗАГС <адрес> городского округа Тольятти управления ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В исковом заявлении истец указывает, что ей стало известно, о смерти своего отца ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ, когда получила сообщение в социальной сети «ВКонтакте» от помощника нотариуса ФИО8. С отцом после расторжения брака с её мамой ФИО3 отношения не поддерживали, ФИО1 ушел от них в новую семью и прекратил какое-либо общение с истцом.
Также указывает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют об уважительной причине пропуска срока для принятия наследства. После чего истец начала незамедлительно предпринимать все необходимые меры, чтобы восстановить пропущенный срок для принятия наследства и принять наследство.
В суде первой инстанции были допрошены свидетели.
Свидетель ФИО16 суду пояснила, что она является подругой истца, с ней знакомы с 1 класса школы. После развода родителей истца, всяческие отношения между истцом и её отцом и его родственниками со стороны отца прекратились. Она не могла узнать о смерти отца, так как все контакты с ним и с его родственниками были прекращены, ранее в период обучения в школе, была знакома с отцом истца.
Свидетель ФИО2 суду показал, что он является мужем истца, знал, что у истца есть отец, но она о нем ничего не говорила. Они никак не общались, отец ей не звонил. Брак между ним и ФИО21 (девичья фамилия ФИО20) Н.В. заключен в 2012 году, на свадьбу отца истца не приглашали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Истица в обоснование своих требований о восстановлении срока для принятия наследства ссылается на то, что она не знала о смерти отца ввиду того, что не поддерживала с ним отношений.
Между тем согласно положениям пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
При этом незнание истцом об открытии наследства само по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного срока. Отсутствие у истца сведений о смерти наследодателя не относится к числу юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства.
В данном случае истца ФИО4, проживая с отцом в одном городе, не была лишена возможности поддерживать отношения с отцом, интересоваться его судьбой, состоянием здоровья. При должной осмотрительности и заботливости она могла бы и должна была знать о смерти отца, об открытии наследства, о действиях наследников в отношении наследственного имущества.
Нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца.
Обстоятельств, связанных с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), ФИО4 приведено не было и судом первой инстанции не установлено, в материалах дела такие сведения также отсутствуют.
Вышеуказанные доводы истца, сводящиеся к тому, что отец и дочь не общались длительный период, родственные отношения не поддерживали по причине сложных отношений с отцом, также не являются основанием для восстановления срока для принятия наследства, поскольку родственные отношения предполагаемого наследника с наследодателем подразумевают не только возможность предъявить имущественные требования в отношении наследства, но и проявление внимания наследника к судьбе наследодателя. О существовании родного отца истица знала; каких-либо достоверных доказательств, которые могут с объективностью свидетельствовать о том, что имелись препятствия к общению истца и наследодателя, материалы дела не содержат, показания свидетелей указанные обстоятельства не подтверждают, а лишь свидетельствуют о том, что истица отношений с отцом не поддерживала. При должной степени заботы и внимательности к наследодателю истица должна была знать о смерти наследодателя и открытии наследства.
Следует также принять во внимание пояснения третьего лица ФИО17 (долевой собственник квартиры, в которой доля в праве принадлежала наследодателю), которая в судебном заседании пояснила о том, что мать истца знала о смерти ФИО1, после его смерти свидетель общалась с матерью истца, спрашивала у нее будут ли они принимать наследство, на что последняя пояснила, что наследство принимать не будут, поскольку у наследодателя имеются долги. Указанные пояснения третьего лица свидетельствуют о том, что истица знала или должна была знать о смерти своего отца, поскольку данных о том, что истица не поддерживает отношения и со своей матерью материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения, заявленных ФИО4 требований, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: