Дело № 5-25/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пос. Усть-Нера 29 мая 2019 года
Судья Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) Соколовская Л.В., рассмотрев в порядке подготовки протокол об административном правонарушении и другие материалы, составленный в отношении Могиляса Ю.В. по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Для рассмотрения по подведомственности в Оймяконский районный суд РС (Я) из ОГИБДД ОМВД России по <адрес> поступило дело об административном правонарушении в отношении Могиляс Ю.В. привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее сокращенно - Кодекс).
Статья 24.1 Кодекса устанавливает задачи производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что корреспондирует положениям ст. 1.6 Кодекса, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ст. 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, место, время совершения и событие административного правонарушения, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства потерпевших, если имеются потерпевшие, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29.1 и п. 4 ч.1 ст. 29.4 Кодекса судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а так же правильно ли оформлены иные материалы дела и вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из положений указанных норм, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, в том числе и соблюдение требований к составлению протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов, и осуществлению порядка производства по делу.
Однако данные требования при привлечении Могиляс Ю.В. к административной ответственности в полной мере соблюдены не были, в связи с чем, протокол об административном правонарушении и другие материалы подлежат возвращению в орган, должностное лицо которого его составило, поскольку при подготовке дела к рассмотрению из-за недостатков представленных документов и их неполноты возникли неустранимые препятствия к назначению судебного заседания и рассмотрению дела по существу, что выражается в следующем:
Согласно ст.25.2 Кодекса потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что в соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении сведения о потерпевших отсутствуют, отсутствуют сведения о разъяснении им прав, о том, что они были извещены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и о направлении им копии протокола об административном правонарушении.
Вышеизложенное свидетельствует о неправильном оформлении протокола об административном правонарушении, его неполноте и нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, что делает невозможным принятие на основании представленного протокола, как главного процессуального документа по делу, законного и обоснованного решения по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, данные нарушения могут быть устранены административным органом после возвращения судом протокола, что не создаст препятствий в дальнейшем для рассмотрения дела по существу. Поскольку имеется предусмотренная п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса возможность исправить допущенные нарушения, протокол об административном правонарушении в отношении Могиляс Ю.В. по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и другие материалы дела надлежит возвратить в орган, должностное лицо которого его составило.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Могиляс Ю.В., и другие материалы дела возвратить во ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, разъяснив, что устранение отмеченных недостатков, пересоставление протокола об административном правонарушении либо внесение в него, в другие документы, изменений должно производиться по правилам ст. 28.2 Кодекса, т.е. в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевших, либо в их отсутствие - при наличии надлежащего уведомления о необходимости явки для участия в исправлении недостатков, с тем, чтобы были обеспечены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевших и гарантии их защиты.
Копию определения направить должностному лицу, составившему протокол, лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшим, разъяснив, что оно может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд либо путем подачи жалобы непосредственно в вышестоящий суд в течение 10 суток с момента его получения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшими, но не может быть обжаловано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Судья: Л.В. Соколовская