Дело № 2-532/2024
11RS0020-01-2024-000908-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балиной Ж. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию,
установил:
Балина Ж.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения <Номер> от 01 марта 2024 года, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию с даты обращения за ее назначением 26 февраля 2024 года.
Истец в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении.
Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, пенсионное дело (отказное) истца, суд приходит к следующему.
Установлено, что Балина Ж.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 08 декабря 1997 года.
26 февраля 2024 года истец обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 01 марта 2024 года <Номер> Балиной Ж.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях Крайнего Севера.
При этом в стаж работы в МКС и РКС не включены: дни отпуска без сохранения заработной платы - 1 день в 2002 году, 03.11.2015, с 05.11.2015 по 06.11.2015, 01.12.2016, с 23.03.2020 по 25.03.2020; обучение с 01.09.1988 по 27.06.1991 в Старобельском СПТУ № 1; периоды получения пособия по безработице и оплачиваемых общественных работ – с 22.11.2005 по 12.02.2016, с 04.02.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 30.04.2014, с 05.05.2014 по 11.05.2014, 12.05.2014, с 13.05.2014 по 29.08.2014, с 01.09.2014 по 30.09.2014, с 06.10.2014 по 20.10.2014, с 06.11.2014 по 24.11.2014, с 03.12.2014 по 18.01.2015, с 18.12.2015 по 31.01.2016, с 01.02.2016 по 29.04.2016; период работы на неполную ставку с 02.04.2018 по 13.04.2018; период ухода за ребенком 09.09.1997 года рождения с 04.06.1998 по 20.06.1999 и с 02.09.1999 по 12.03.2000; период с 09.01.2014 по 31.01.2014 – работодателем не подтвержден факт работы.
Доводов о несогласии с решением ответчика в указанной части истцом не заявлено.
Полагая свое право нарушенным, Балина Ж.В. считает необходимым применить к возникшим правоотношениям аналогию права, установленную пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ, путем перерасчета стажа работы в РКС как за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статья 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из оспариваемого решения, страховой стаж истца составляет 26 лет 3 месяца 18 дней; стаж работы в МКС - 12 лет 10 месяцев 05 дней, что меньше требуемого стажа - 17 лет; стаж работы в РКС - 6 лет 2 месяца 15 дней, что меньше требуемого стажа 12 календарных лет; индивидуальный персонифицированный коэффициент (ИПК) 57,928.
Оценив представленные доказательства и принимая во внимание, что пенсионное законодательство при подсчете продолжительности требуемого для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400 – ФЗ стажа работы женщин, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, не предусматривает возможности полного или частичного суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях либо применения правила, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, а у истца не выработан необходимый стаж в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца и назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Довод истца о возможности применении к возникшим спорным правоотношениям положении пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ является субъективным мнением истца, не основанным на толковании вышеприведенных норм материального права о порядке назначения досрочной пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, и имеющим необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, вследствие чего признается несостоятельным.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Балиной Ж. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения <Номер> от 01 марта 2024 года, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева