Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд <адрес>
В составе председательствующего ФИО20
при секретаре ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 13 июля 2023 года гражданское дело по иску ФИО8 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО7 обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру, в обоснование иска указывая, что с августа 1999 года она зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение приобретено ею у ФИО1 в соответствии с распиской от ДД.ММ.ГГГГ. По правоустанавливающим документам, собственниками квартиры являются ФИО2, ФИО5, ФИО6, которые приватизировали данное жилое помещение и впоследствии продали его ФИО1 без надлежащего оформления документов.
Учитывая, что истец продолжительное время добросовестно, открыто, непрерывно владеет жилым помещением, претензии третьих лиц относительно квартиры отсутствуют, руководствуясь нормами гражданского законодательства о приобретательной давности, просит суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к рассмотрению дела в качестве ответчиков привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.
Истец ФИО7 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовала.
Представитель истца – адвокат ФИО16 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал и показал, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 приобрела у ФИО1 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Фактически квартира представляет собой изолированную часть жилого дома. В качестве подтверждения купли-продажи, стороны сделки составили расписку о передаче денежных средств за отчуждаемый ФИО1 дом. Кроме того, ФИО1 передала истцу оригинал договора приватизации предыдущих собственников ФИО17. На протяжении всего периода времени с 1999 года по настоящее время, ФИО7 открыто и непрерывно владеет спорным жилым помещением, оплачивает коммунальные платежи, осуществляет все полномочия собственника домовладения. Претензии и требования относительно прав на квартиру никем не заявляются. Учитывая, что сделка купли-продажи между ФИО1 и ФИО8 не была оформлена надлежащим образом, считает необходимым признать право собственности истца на квартиру в порядке приобретательной давности. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования признает в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Исковые требования признает, подтверждает обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании отсутствовал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании отсутствовала, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании отсутствовала, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО7 в августе 1999 года вселилась, зарегистрировалась по месту жительства в квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
Указанная квартира представляет собой изолированную часть одноэтажного помещения. <адрес> квартиры составляет 44,5 кв.м., кадастровый №, право собственности в ЕГРН не зарегистрировано.
Согласно справки администрации Ильменского сельского поселения, квартире с кадастровым номером №, присвоен адрес: <адрес>.
Из материалов дела следует, что истец приобрела указанное домовладение у ФИО1 В качестве подтверждения купли-продажи стороны ДД.ММ.ГГГГ подписали расписку о получении ФИО1 от ФИО19 денежных средств в счет оплаты дома, состоящего из двух комнат, кухни, коридора. Договор купли-продажи в письменной форме сторонами не заключался, переход права собственности в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество не регистрировался.
Из показаний представителя истца, не оспоренных сторонами установлено, что ФИО1 приобрела спорную квартиру у титульных собственников ФИО2, ФИО11, ФИО4 Указанные лица получили названное жилое помещение по договору передачи квартиры в собственность граждан (приватизации) от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно названному договору (л.д. 9-10), ФИО2, ФИО5 (на момент рассмотрения дела фамилия «ФИО3») и ФИО6 (на момент рассмотрения дела фамилия «ФИО4»), получили безвозмездно в собственность от администрации Ильменского сельского поселения квартиру, общей площадью 44,5 кв.м., расположенную в <адрес>. Договор купли-продажи ФИО1 и ФИО17 не заключали. В качестве подтверждения отчуждения квартиры, ФИО17 передали ФИО1 оригинал своего правоустанавливающего документа на квартиру – договор приватизации.
По ходатайству представителя истца, в судебном заседании были допрошены свидетели:
- ФИО12, которая показала, что ФИО7 знает давно, поскольку последняя является родной тетей ее супруга. В 1999 году ФИО7 переехала в <адрес> из Киргизии, где происходили боевые действия. На тот период в <адрес>, помимо племянника ФИО13, проживал ее сын – ФИО14 В связи с тяжелым финансовым положением истца, ее сын и племянник решили помочь ей приобрести жилье. Она помогала подобрать истцу подходящее жилое помещение. На тот период квартира, расположенная по <адрес> уже пустовала. Ранее там проживала ФИО1, но после развода с мужем она уехала. Изначально собственником квартиры был ФИО2, к которому они с ФИО19 обратились по вопросу приобретения жилого помещения. ФИО17 ответил, что продал квартиру ФИО1, поэтому с вопросом о продаже необходимо обращаться к ней. После обращения к ФИО1, вопрос с продажей жилого помещения был решен. ФИО18, в счет оплаты за квартиру, передала ФИО1 денежные средства, о чем была составлена расписка. Она подписала названную расписку в качестве свидетеля сделки. Договор купли-продажи не составлялся;
- ФИО15, которая показала, что проживает в <адрес>. Подтверждает, что ФИО7 длительное время, с 90-х годов, непрерывно проживает в жилом доме по <адрес>. Ранее это жилое помещение принадлежало семье ФИО2, позднее – ФИО1, которая пожила в указанной квартире немного времени, продав ее ФИО8
Судом установлено, что с момента вселения в жилое помещение в 1999 году, истец несет бремя содержания спорного имущества, на ее имя открыты лицевые счета на оплату коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 указанного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
При этом давностное владение недвижимым имуществом, по смыслу приведенных выше положений абзаца второго пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется без государственной регистрации.
В частности, пунктом 60 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда разъяснено, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО7 вступила во владение спорным имуществом по воле титульных собственников. Факт добросовестности владения истцом спорным имуществом не оспорен, признан со стороны титульных собственников.
ФИО7 с момента вступления во владение спорным недвижимым имуществом владела им открыто, как своим собственным, добросовестно и непрерывно, указанные обстоятельства судом установлены и ответчиками не оспаривались.
В течение всего указанного времени более 20 лет никакое иное лицо не предъявляло своих прав на недвижимое имущество и не проявляло к нему интереса как к своему собственному, в том числе как к наследственному либо выморочному.
Данных о том, что спорное недвижимое имущество признавалось бесхозяйным, либо о том, что оно является самовольной постройкой, в материалах дела не имеется.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что ФИО7 открыто и непрерывно владеет и пользуется квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на протяжении более 20 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░8 (░░░░░░░ 18 04 №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 44,5 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░