ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Пержаковой Д.И., с участием истца <ФИО>1, представителя истца <ФИО>3, действующего на основании доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2023 по иску <ФИО>1 к <ФИО>2 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований с учетом уточнений указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В указанной квартире зарегистрирован и проживал ответчик <ФИО>2, <дата> г.р.
Ответчик в данной квартире перестал постоянно проживать, место его постоянного проживания истцу неизвестно. Ответчик ведет асоциальный образ жизни, распивает спиртные напитки, употребляет запрещенные вещества, не осуществляет трудовую деятельность.
Нарушение прав <ФИО>1 фактом регистрации <ФИО>2 в жилом помещении истца выражено в том, что в ее жилое помещение осуществляются выходы сотрудников полиции, которые разыскивают ответчика и тем самым нарушают ее покой. Истец вынуждена платить обязательные платежи, связанные с вывозом ТКО региональному оператору за ответчика.
В связи с тем, что ответчик перестал постоянно проживать в квартире, не несет какое-либо бремя содержания квартиры и отказывается добровольно сняться с регистрационного учета, истец считает необходимым признать утратившим право пользования <ФИО>2 жилым помещением, с последующим снятием его с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Истец просит суд признать утратившим право пользования <ФИО>2 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец <ФИО>1, ее представитель <ФИО>3 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик <ФИО>2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом путем направления заказного судебного письма с уведомлением о вручении посредством почтовой связи, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, об уважительности причин неявки не сообщил, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии со ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая, что обязанность суда по заблаговременному извещению ответчика о месте и времени судебного заседания исполнена, ответчик за получением судебного извещения в почтовое отделение не явился, у суда имеются основания для признания извещения ответчика надлежащим, в связи с чем, с учетом согласия истца, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по правилам ст. 233 ГПК РФ. При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные истцом (ст. ст. 56, 60, 234 ГПК РФ).
Выслушав доводы истца, ее представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в нем доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Ч. 1 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Судом установлено, что <ФИО>1 является собственником квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер> от <дата>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата>.
Как следует из справки <номер> от <дата>, выданной МКУ «Сервисно-регистрационный центр», выкопировки из домовой книги, в квартире по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными <ФИО>1 с <дата>, <ФИО>2 (прочие) с <дата>.
Исходя из пояснений истца, ответчик проживал совместно с ней в квартире по адресу: <адрес>, поставлен на регистрационный учет, в настоящее время он не проживает в жилом помещении, выехал добровольно, с регистрационного учета не снялся, его личных вещей в жилом помещении не имеется, не участвует в несении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, местожительство его неизвестно.
В ходе судебного разбирательства судом в качестве свидетеля по делу со стороны истца была допрошена <ФИО>4, которая подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Свидетель был предупрежден судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. ст. 307-308 УК РФ, показания не вызывают у суда сомнений, суд не усматривает заинтересованности свидетеля в исходе дела.
Обстоятельства дела ответчиком не оспорены, доказательств наличия права пользования жилым помещением или соглашения с истцом - собственником относительно прав на жилье, не представлено (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из разъяснений, содержащихся в пп. а, б п. 11, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
По смыслу действующего жилищного законодательства РФ, в частности приведенных норм положений, закрепленных в ч. ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ, и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в пп. а, б п. 11, п. 13 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ответчик утратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности истцу, ввиду того, что совместно с собственником в спорном жилом помещении не проживает, не участвует в несении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, добровольно выехал на иное постоянное место жительства, которое неизвестно, соглашения о правах на спорное жилое помещение, в том числе о сохранении права пользования жильем сторонами не достигнуто.
Таким образом, <ФИО>2 каких-либо законных оснований, порождающих право на спорное жилое помещение, не имеет.
Сохранение регистрации ответчика в спорном жилом помещении нарушает права истца, как собственника, препятствует реализации правомочий владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования о признании утратившим право пользования жилым помещением предъявлены <ФИО>1 к <ФИО>2 на законных основаниях, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Регистрация же по месту жительства является административным актом, свидетельствующим о реализации гражданином права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, права на жилище (ст. ст. 27, 40 Конституции РФ), наличие либо отсутствие таковой само по себе не может служить основанием для решения вопроса о наличии жилищного права.
По правилам ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подп. «е» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, отдельного разрешения судом требования о снятии с регистрационного учета с вынесением судебного решения не требуется.
Ввиду прекращения у ответчика права пользования спорным жилым помещением, находящемся в собственности истца, он подлежит снятию с регистрационного учета регистрирующим органом на основании настоящего заочного решения суда, вступившего в законную силу, которое послужит основанием для снятия его с регистрационного учета - как гражданина, утратившего право пользования жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО>1 удовлетворить.
Признать <ФИО>2, <дата> года рождения, урож: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения 19.01.2023.
Ответчик вправе в течение 7 дней подать в Куйбышевский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.
Судья О.А. Матвиенко