Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2268/2021 от 29.01.2021

Судья: Шиганова Н.И.      адм.дело № 33а-2268/2021

№ 2а-1743/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазаревой М.А.,     

судей Хлыстовой Е.В., Марковой Н.В.,

при секретаре Дождевой Ю.А.,

с участием прокурора Никитиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Комяковой О.М. по доверенности Бычкова М.Н. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 03 декабря 2020 года по административному делу № 2а-1743/2020 по административному исковому заявлению Комяковой О.М. к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным и недействующим в части Постановления администрации г.о. Новокуйбышевск №1 от 09.01.2019 года «Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в г.о. Новокуйбышевск», признании незаконным постановления администрации г.о. Новокуйбышевск №1055 от 13.05.2019 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., объяснения представителя административного истца Бычкова М.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Ивлева Д.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, специалистов Олтырева В.А., Демидова В.Ю., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Комякова О.М. обратилась в суд с административным иском к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным и недействующим в части Постановления администрации г.о. Новокуйбышевск №1 от 09.01.2019 года «Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в г.о. Новокуйбышевск», признании незаконным постановления администрации г.о. Новокуйбышевск №1055 от 13.05.2019 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что 16.04.2019 года она обратилась с заявлением в администрацию г.о. Новокуйбышевск (1№ 16.2/537) о перераспределении земель государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности. Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № 1055 от 13.05.2019 г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м., и земельного участка площадью 443 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , с разрешенным использованием «садоводство» и принадлежащим ей на праве собственности. Основанием для отказа указаны подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, пункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 статьи 11.10, подпункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно – часть образуемого земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 09.01.2019 г. № 1 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск». С указанным постановлением не согласна и считает его незаконным. Согласно Таблице 1, Главы 10 «Правил землепользования и застройки городского округов, Новокуйбышевск», утвержденных решением Думы городского округа Новокуйбышевск № 490 от 19.06.2008 г., максимальная площадь земельного участка для садоводства составляет 1000 кв.м. Таким образом, условие, при котором возможно перераспределение участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с увеличением площади на 78 кв.м, при этом, итоговая величина площади не превысит 1000 кв.м., выполняется и процедура перераспределения допускается.

Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 09.01.2019 г. № 1 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск» (далее - Постановление № 1) утверждено местоположение красных линий в районе жилищного строительства Гранный. В соответствии с п. 2 ст. 41 Устава городского округа Новокуйбышевск постановления администрации городского округа, носящие нормативный характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Вестник», если действующим законодательством не установлен иной порядок их вступления в силу. Постановление № 1 вместе с документацией по планировке было опубликовано в газете «Вестник» № 2 (10513) от 15 января 2019 года и размещено на официальном сайте администрации городского округа Новокуйбышевск.

Согласно данным, размещенным в газете «Вестник», а также материалам размещенным в сети интернет, документация по планировке территории района жилищного строительства Гранный (в месте расположения земельного участка, площадью 78 кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , изготовлена на чертеже в масштабе 1:6000, а также не содержит координаты переломных точек осей и красных линий в данном районе. Кроме того, материалы опубликованы в графическом разрешении, явно недостаточном для восприятия содержащейся в этих приложениях информации, поскольку не позволяют установить ни наличие красных линий, ни координаты границ их проведения, ни отношение размещенной схемы к какой-либо части города Новокуйбышевска, поскольку изображения не содержат четких названий улиц или указания на иные топографические ориентиры, позволяющие соотнести с объектами, в отношении которых этим нормативным актом осуществляется правовое регулирование.

Административный истец считает, что вышеуказанные обстоятельства, а именно, нарушение порядка разработки документации по планировке территории (применение не установлен масштаба, отсутствие координат), а также качество публикации, не позволяющие определить точное местоположение красных линий, не позволяют ей реализовать свое право оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (п. 17 ст. 45 ГрК РФ) в месте расположения земельного участка, площадь кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, что в свою очередь лишает ее права на обжалование отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

С учетом изложенного, Комякова О.М. просила суд признать незаконным и недействующим постановление администрации г.о. Новокуйбышевск от 09.01.2019 г. № 1 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском Новокуйбышевск» в части, устанавливающей красные линии в границах расположения земельного участка, площадью 78 кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , указанного на схеме расположения земельного участка от 08.04.2019 г., изготовленной кадастровым инженером ФИО7; признать незаконным постановление администрации городского округа Новокуйбышевск № 1055 от 13.05.2019 г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»; обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области заключить соглашение с Комяковой О.М. о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м, и земельного участка площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , с разрешенным использованием «садоводство».

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области административное исковое заявление оставлено без удовлетворения (л.д. 55-60).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Комяковой О.М. по доверенности Бычкова М.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 80-82).

В заседании судебной коллегии представитель административного истца Комяковой О.М. по доверенности Бычков М.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области по доверенности Ивлев Д.В. в заседании судебной коллегии просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО9 в суде апелляционной инстанции пояснил, что он занимался разработкой проектной документации. Проект планировки разработан с учетом комплексного анализа всей территории. При разработке данного проекта были применены постановления № 564, № 87. Схема выполнена в масштабе 1:5000. В п. Гранный имеются линейные объекты.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО10 в суде апелляционной инстанции пояснил, что при разработке проекта п. Гранный с установлением красных линий он курировал специалистов, которые проверяли проект планировки территории на соответствии его нормам и регламентам, схема изготовлена в масштабе 1:5000, чертеж 1:2000. В газете было опубликование текстовой части, и схема публиковалась в том формате, в котором позволил размер газеты. Размер газеты не позволяет публиковать графическую информацию в том размере, в котором она была изготовлена. Нет требований, чтоб чертежи и проекты были изготовлены в том масштабе, в котором они изготавливаются. Масштаб 1:2000 в соответствии с инструкцией № 98 носит обязательный характер. Публикация носит информационный характер, который говорит, что проект планировки разработан, далее предоставляется информация о проведении публичных слушаний, об этом извещаются граждане, чтоб они имели возможность высказать свои замечания и предложения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, допросив специалистов, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что аргументы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Комяковой О.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 443 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> пригородного лесничества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации

16.04.2019 г. Комякова О.М. обратилась в администрацию г.о. Новокуйбышевск с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего на праве собственности.

Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № 1055 от 13.05.2019 года, Комяковой О.М. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м., и земельного участка площадью 443 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного: <адрес>, с кадастровым номером с разрешенным использованием «садоводство» по тем основаниям, что часть образуемого земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 09.01.2019 года № 1 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск».

Постановлением № 2624 от 26.11.2018 года предусмотрено провести публичные слушания по документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск; провести экспозицию по проекту с 04.12.2018 года по 19.12.2018 года с указанием места ее проведения; дата и место проведения собрания участников публичных слушаний. Постановление опубликовано в газете «Вестник» и на официальном сайте администрации городского округа.

Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № 1 от 09.01.2019 года утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в г.о. Новокуйбышевск, разработанную на основании постановления администрации городского округа Новокуйбышевск от 02.09.2015 № 2790 «О подготовке документации по планировке территории в городском округе Новокуйбышевск». Настоящее постановление опубликовано в газете «Вестник» и на официальном сайте администрации городского округа Новокуйбышевск.

Проанализировав установленные обстоятельства, изучив материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, и не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии отображаются на чертежах основной части проекта планировки территорий и на чертежах проекта межевания территорий, относящихся к документации по планировке территорий.

Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.

По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).

Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Нарушений требований ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, не установлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что указанные постановления не применимы при определении масштаба чертежа красных линий, судебной коллегией признан несостоятельным, поскольку данные положения также относятся к подготовке проекта планировки территории.

Также не влекут отмену принятого по делу решения доводы апелляционной жалобы о нарушении требований к опубликованию оспариваемого постановления, поскольку материалами дела подтверждено, что на сайте муниципального образования и в Департаменте капитального строительства и архитектуры материалы по утвержденному проекту планировки территории размещены в полном объеме, при этом, исполнение картографического материала в том масштабе, который содержится в публикации, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования постановления.

В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Объявление о проводимых слушаниях, опубликовано в районной газете «Вестник», из заключения о результатах публичных слушаний следует, что на публичные слушания явились 19 человек, что свидетельствует об осведомленности населения о рассматриваемых вопросах. Граждане участвовали в обсуждении вопросов, вносили предложения.

Таким образом, административный истец также была не лишена возможности осведомиться о рассматриваемых вопросах, вынесенных на публичные слушания, явиться и участвовать в их обсуждении.

По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В рассматриваемом случае такая совокупность не установлена.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 03 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Комяковой О.М. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2268/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г.о. Новокуйбышевска
Комякова О.М.
Ответчики
администрация г.о. Новокуйбышевск
Другие
НМП Архитектурно-планировочное бюро
Управление Росреетра по Самарской области
ФГБУ ФКП Управление Росреестра по Самарской области
Департамент капитального строительства и архитектуры администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.02.2021Судебное заседание
29.01.2021Передача дела судье
23.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее