Дело № 2-1247/2021 (59RS0007-01-2020-009719-06)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 года г.Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при помощнике судьи Седининой Ю.Н.
с участием представителя истца Блохиной Е.Е.,
представителя ответчика Мельниченко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримова Руслана Альбертовича к УМВД России по г.Перми о признании недействительным списания транспортного средства, признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Каримов Р.А. обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. приобрел по договору купли-продажи с ГКУП «Пермские леса» транспортное средство <данные изъяты> идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № и прицеп <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в. С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время транспортное средство находится в его владении, он осуществляет эксплуатацию транспортного средства, заключал договор ОСАГО, однако, постановку на учет транспортного средства в органах ГИБДД он не осуществил. В результате изъятия ДД.ММ.ГГГГ. государственных номеров и документов сотрудниками ГИБДД, истцу стало известно, что транспортное средство снято с учета в связи с его утилизацией прежним собственником. В результате действий представителя ГКУП «Пермские леса» истец лишился возможности пользоваться и распоряжаться транспортным средством, в настоящее время машина не утилизирована, не разобрана, в настоящее время находится у него, он является собственником, моментом перехода права собственности является дата фактического совершения сделки, то есть ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ГКУП Пермские леса ликвидировано в связи с завершением процедуры конкурсного производства.
С учетом изложенного Каримов Р.А. просит признать недействительным списание транспортного средства в утилизацию, признать право собственности на транспортное средство КАМАЗ-53215, идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № и прицеп <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.в.
Истец Каримов Р.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие.
Представитель истца Блохина Е.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что в настоящее время ГКУП «Пермские леса» ликвидировано, в связи с чем обратились с иском к УМВД России по г.Перми. Транспортное средство находится за пределами г.Перми, и у истца нет финансовой возможности привезти транспортное средство в г.Пермь для постановки на регистрационный учет.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. В письменном отзыве указал, что в отношении ГКУП «Пермские моторы» была инициирована процедура банкротства, конкурсный управляющий обратился в регистрационный орган для снятия спорного транспортного средства с регистрационного учета. У должностных лиц УМВД России по г.Перми отсутствовали основания для отказа в предоставлении указанной государственной услуги. Истец при покупке транспортного средства действовал недобросовестно, в установленный законом срок транспортное средство на свое имя не зарегистрировал. В настоящее время истец не лишен возможности обратиться в регистрационный орган по месту своего жительства для постановки транспортного средства на учет.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Пунктом 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (п.1 ст.456 ГК РФ).
Моментом исполнения обязанности передать товар является момент предоставления товара в распоряжение покупателя (п.1 ст.458 ГК РФ).
Пунктом 1 ст.223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений, изложенных в п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ГКУП «Пермские леса» (продавец) и Каримовым Р.А. (покупатель) был заключен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>, VIN №, ДД.ММ.ГГГГ.в. и прицеп лесовозный <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в. Имущество было передано по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-21).
В установленный законом срок Каримов Р.А. транспортное средство на регистрационный учет не поставил, предусмотренная законом процедура снятия автомобиля с регистрационного учета при его продаже и регистрация автомобиля на нового собственника соблюдена не была. Спорный автомобиль не был снят во исполнение договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. с регистрационного учета и не был зарегистрирован Каримовым Р.А. как собственником в установленном порядке на свое имя.
Приказом конкурсного управляющего ГКУП «Пермские леса» Высочанским Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с утратой государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств и паспортов транспортных средств утвержден перечень автотранспортных средств, подлежащих списанию, в том числе спорное транспортное средство (л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ. конкурсный управляющий ГКУП «Пермские леса» обратился в органы ГИБДД с заявлением о снятии спорного транспортного средства с регистрационного учета в связи с его утилизацией и потерей документов (л.д.26). Данное заявление было удовлетворено, ДД.ММ.ГГГГ. транспортное средство было снято с регистрационного учета, а регистрационный знак, паспорт транспортного средства выставлены в розыск как утраченная спецпродукция.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность ГКУП «Пермские леса» прекращена ДД.ММ.ГГГГ. в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Рассматривая заявленные требования, руководствуясь требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, суд приходит к выводу о законности снятия транспортного средства с учета в связи с утилизацией.
Согласно абз. 2 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Вопросы регистрации автомобилей на территории Российской Федерации регулируются Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее - Правила регистрации) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 7 августа 2013 года N 605 (далее - Административный регламент), действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений (снятия автомобиля с учета) по настоящему делу и совершения оспариваемых действий.
Согласно п. 5 Правил регистрации обязанность собственника (владельца) транспортного средства снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные, возникает в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Аналогичное требование содержит п. 65 Административного регламента, в соответствии с которым снятие транспортного средства с учета осуществляется в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание или утилизацией транспортного средства, при этом должны выполняться административные процедуры, предусмотренные п. 32 Административного регламента.
Согласно п. 32 Административного регламента определено, что предоставление государственной услуги включает в себя, среди прочего, проверку полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.
В силу пункта 43 Правил при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.
В соответствии с названными положениями органы ГИБДД обязаны проверять актуальность информации о существующих ограничениях в отношении транспортных средств путем направления межведомственных запросов.
Все представленные конкурсным управляющим ГКУП «Пермские леса» документы, послужившие основанием для совершения регистрационных действий соответствовали требованиям Административного регламента, а сами должностные лица ГИБДД проверили актуальность сведений о наличии ограничений на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, установив при этом, что последнее в розыске не значились, под ограничением не находилось.
При этом суд отмечает, что в отличие от процедуры постановки транспортного средства на учет, при его снятии в связи с утилизацией закон не предусматривает возможность проведения должностными лицами ГИБДД правовой экспертизы представленных документов.
Не влечет удовлетворение исковых требований то обстоятельство, что при снятии транспортного средства с учета в связи с утилизацией не были представлены документы, подтверждающие утилизацию транспортного средства, свидетельства об утилизации, поскольку п.15.10 вышеуказанного Административного регламента, закрепляющий необходимость представления такого документа, был введен приказом МВД России от 20 марта 2017 года N 139, не действовавшим в период снятия транспортного средства с учета 20.06.2017г. (первоначальный текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.06.2017г., приказ вступил в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования).
Таким образом, в действиях должностных лиц органов ГИБДД при рассмотрении заявления по снятию транспортного средства с учета в связи с утилизацией и принятии соответствующего решения какие-либо нарушения отсутствуют.
Помимо этого, суд отмечает, что поскольку за постановкой на учет либо за восстановлением учета транспортного средства истец к ответчику не обращался, в этом ему отказано не было, то истец не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченные на совершение таких действий органы.
Кроме того, ответчик по настоящему делу право собственности истца не оспаривает, данное право возникло у истца в силу положений ГК РФ с момента передачи ему транспортного средства. При таких обстоятельствах Управление МВД по г.Перми является ненадлежащим ответчиком по иску о признании прав собственности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Каримова Р. А. к УМВД России по г.Перми отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В. Коневских
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2021г.