Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
представителя административных истцов по доверенности Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело Евича Владимира Андреевича, Морозова Алексея Васильевича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
У с т а н о в и л :
Евич В.А., Морозов А.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили с учетом уточнения признать недействующими со дня принятия пункт 10302 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункт 9993 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, пункт 11016 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, пункт 9550 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, пункт 9410 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233.
Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административным истцам на праве общей долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером №, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется как основные и вспомогательные помещения, часть помещений пустует, помещения под офисные и торговые объекты менее 20 % от общей площади здания. Здание имеет назначение –нежилое, наименование - обособленное здание. По сведениям технического учета состоит из лестничной клетки, бойлерной, подсобного, кладовой, санузла. Включение нежилого здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованные лица –Администрация г.о. Тольятти не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что спорный объект является нежилым зданием с наименованием «обособленное здание», что позволяет его отнести к объектам, предназначенным в целях размещения административных, офисных и коммерческих объектов, и министерство правомерно включило его в Перечни на основании п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечень на 2018 год под пунктом 10302, в Перечень на 2019 год под пунктом 9993, в Перечень на 2020 год – под пунктом 11016, в Перечень на 2021 год- под пунктом 9550, в Перечень на 2022 год - под пунктом 9410.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Евичу В.А. и Морозову А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 2638,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование – обособленное здание.
По сведениям технического паспорта, выполненного МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 28.09.2005 года, в здании располагаются лестничные клетки, складские помещения, санузлы, загрузочные, подсобные, бойлерное, кладовая уборочного инвентаря, нежилые помещения, кабинет администратора, кабинет охраны.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости и сведения технического учета не позволяли министерству включить здание в Перечни, а наименование здания ( обособленное здание) не подтверждает назначение данного здания как объекта офисного, делового, коммерческого назначения, объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации помещения, который не подразумевает его использование для размещения объектов офисного, делового, коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2018-2022 годы административным ответчиком не проводились.
Суду представлен договор аренды нежилого помещения, заключенный Евичем В., Морозовым А.В. с ИП Шориным А.Б. 1.11.2011 года.
14.07.2020 года ИП Шорин А.Б. заключил договоры субаренды с ООО «Торговая Компания «Лето» на использование в здании помещений площадью 303,9 кв. м.
10.08.2020 года ИП Шорин А.Б. заключил договор субаренды с ООО «ДНС РИТЕЙЛ» на использование в здании нежилого помещения площадью 201,5 кв. м.
Из пояснений представителя административного истца и письменных пояснений ИП Шорина А.Б., следует, что в 2018-2019 годах он предоставлял в субаренду ООО «Неотрейд» помещения площадью 251,6 кв. м. и ООО «Центр Региональной Безопасности» помещения площадью 250,0 кв. м.
Основным видом деятельности ООО «Торговая компания «Лето» и ООО «ДНС РИТЕЙЛ» является торговая деятельность.
Доля торговых помещений, занимаемых ООО Торговая компания «Лето» и ООО «ДНС РИТЕЙЛ», от общей площади здании составляет менее 20 % (19,15 %).
Актом осмотра здания, выполненным ООО «ОГК-САМАРА» 2 сентября 2022 года, установлено, что в здании находятся лестничные клетки, санузлы, коридоры, лестничные клетки, пустые помещения, которые составляют 2132,7 кв. м, что от общей площади здания составляет 80,84%. Торговые помещения с учетом вспомогательных помещений составляет 505,4 кв. м, что от общей площади здания составляет 19,16%.
Таким образом, представленные суду доказательства не подтверждают назначение или фактическое использование более 20% помещений в здании в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером № необоснованно включено в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Евича Владимира Андреевича, Морозова Алексея Васильевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 10302 нежилого здания с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 9993 нежилого здания с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 11016 нежилого здания с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 9550 нежилого здания с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 9410 нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2022 года.