Судья: Полякова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-4264/2024
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-6547/2023)
19 марта 2024 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Левиной М.В. и Желтышевой А.И.,
при секретаре – Челомбитко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на решение Октябрьского районного суда города Самары от 10 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Обязать ООО «Газпром Трансгаз Самара» (<данные изъяты>) произвести начисление и уплату страховых взносов ФИО1 (<данные изъяты>) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по дополнительному тарифу за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года.
Обязать ООО «Газпром Трансгаз Самара» (<данные изъяты> предоставить в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области отчетность по форме РСВ-1 за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года с учетом начисления и уплаты страховых взносов в отношении ФИО1 в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по дополнительному тарифу за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года.
Обязать ООО «Газпром Трансгаз Самара» (<данные изъяты>) предоставить в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области отчетность по форме РСВ-1, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в отношении ФИО1 (<данные изъяты>).
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области принять от ООО «Газпром Трансгаз Самара» (<данные изъяты>) отчетность по форме РСВ-1, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в отношении ФИО1 (<данные изъяты>) и включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в Самарском Управлении аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром Трансгаз Самара» с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года, и назначить ФИО1 (<данные изъяты>) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 24 января 2023 года.
В остальной части иска отказать.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика – Государственного учреждения - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Пыленок М.С., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя истца – Потапова А.Г. – Неретиной В.В. и представителя ответчика – ООО «Газпром Трансгаз Самара» - Серковой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Потапов А.Г. обратился в суд с иском о возложении обязанности по выплате страховых взносов, предоставлении отчетности и назначении досрочной страховой пенсии по старости к ответчикам – ООО «Газпром Трансгаз Самара» и Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, в обоснование своих требований указав, что 24 января 2023 года истец - Потапов А.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, досрочно, по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». 24 апреля 2023 года ответчиком принят решение №26117/23, в соответствии с которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального страхового стажа на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет. В частности, в страховой стаж ответчиком не засчитаны следующие периоды работы истца в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в лаборатории контроля качества сварочных соединений в ООО «Газпром Трансгаз Самара»: - с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; - с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; - с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года, в связи с тем, что «в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица данные периоды без кода льготной профессии. Документально подтвержденный стаж на подземных работах, на работах вредными условиями труда и в горячих цехах, по мнению отделения ответчика, составляет 6 лет 4 месяца 15 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует требуемая продолжительность специального стажа работы по «Списку №1» не менее 10 лет. Решение №26117/23 от 24 апреля 2022 года нарушает права истца, так как ответчику предоставлены все необходимые документы, подтверждающие специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии. Так Потапов А.Г. принят в ООО «Самаратрансгаз» 26 августа 2002 года на должность «трубопроводчик линейный 4 разряда службы аварийно-восстановительных работ» на основании трудового договора №027. Пунктом 1.2 названного трудового договора установлено, что работодатель удостоверяет, что рабочее место истца характеризуется в соответствии с картой рабочего места по условиям труда – вредными условиями труда. Пунктом 4.5. трудового договора определены льготы и компенсации за работу во вредных условиях. В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 26 января 2004 года истец переведен на должность «дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования 4 разряда рентгено-гаммаграфирования. В соответствии с дополнительным соглашением №3 от 18 июня 2007 года истец переведен на должность «дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования лаборатории рентгено-гаммаграфирования». Дополнительным соглашением №ДС-4 от 10 января 2010 года изменена редакция п. 1.2 трудового договора на «Работодатель настоящим трудовым договором удостоверяет, что рабочее место работника в соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда характеризуется вредными условиями труда». В соответствии с дополнительным соглашением №5 от 30 августа 2011 года истец переведен на должность «дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования Лаборатории контроля качества сварных соединений». Дополнительным соглашением №6 от 7 июля 2014 года трудовой договор дополнен пунктом 1.8, согласно которому итоговый класс (подкласс), условия труда (КУТ) истца: 3.2 (вредные второй степени), обусловленные этим гарантии компенсации: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность рабочего времени, право на досрочное назначение трудовой пенсии, проведение медицинских осмотров 1 раз в год. Условия труда на рабочем месте истца определены при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и указаны в карте аттестации рабочих мест по условиям труда №11000043. Дополнительным соглашением №7 от 18 января 2016 года трудовой договор изложен в новой редакции. В соответствии с новой редакцией трудового договора истцу предоставлена работа по профессии «дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования 6 разряда Лаборатории контроля качества сварных соединений» (п. 1.1), условия труда на рабочем месте вредные, класс 3.2, что отражено в карте аттестации рабочего места от 3 июля 2013 года №11000043 (п. 1.5, п. 1.5.1), истцу предоставлены гарантии и компенсации как работнику, занятому на работах с вредными условиями труда – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 21 календарный день, повышенная оплата труда – доплата в размере 6% от тарифной ставки (п. 1.6), истцу установлен режим сокращенной продолжительности рабочего времени в связи с вредными условиями труда – не более 30 часов в неделю (п. 4.1.1). Дополнительным соглашением б/н от 1 декабря 2017 года внесены изменения в п. 1.5, п. 1.5.1, п. 1.6 трудового договора: подтверждены условия труда – вредные, класс 3, подкласс 3.2 (по результатам специальной оценки условий труда) (п. 1.5); конкретизированы характеристики условий труда на рабочем месте: по классу (подклассу) при воздействии вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда – класс 3, подкласс 3.2; химический – класс 2; шум – класс 2; инфразвук – класс 2; вибрация общая – класс 2; ионизирующие излучения – класс 3, подкласс 3.2; параметры световой среды – класс 2; тяжесть трудового процесса – класс 1(п. 1.5.1); изменен размер повышенной оплаты труда – доплата в размере 8% от тарифной ставки (п. 1.6). Истец во время трудовой деятельности полный рабочий день, постоянно и непосредственно работал с переносными рентгеновскими установками, гаммадефектоскопами. За время работы истца в Обществе выплаты заработной платы ему производились Обществом в полном размере, включая доплату к должностному окладу в связи с вредными и (или) опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Истцу ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска продолжительностью 21 день в связи с тяжелыми условиями труда. Весь период работы истца в указанной должности, его условия труда, выполняемая трудовая функция, круг должностных обязанностей оставался неизмененным, что также указывает на незаконность отказа во включении части периодов трудовой деятельности истца в специальный стаж. Согласно решению №26117/23 от 24 апреля 2023 года в специальный стаж истца не включены периоды работы в связи с представлением Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период с общими условиями труда без указания кода льготной профессии по списку №1, что предполагает отсутствие факта уплаты Обществом страховых взносов за истца по дополнительному тарифу. Специальный стаж истца на момент обращения с заявлением к ответчику составлял 20 лет 5 месяцев, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, которого истец достиг 8 января 2023 года.
На основании изложенного истец просил суд: 1) обязать ответчика - ООО «Газпром Трансгаз Самара» произвести начисление уплату страховых взносов за Потапова А.Г. в Фонд пенсионного и социального страхования по дополнительному тарифу за периоды его с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года; 2) обязать ответчика - ООО «Газпром Трансгаз Самара» предоставить в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области отчетность по форме РСВ-1 за периоды с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года, с учетом начисления и уплаты страховых взносов в отношении Павлова А.Г. в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу; 3) обязать ООО «Газпром Трансгаз Самара» предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области отчетность по форме РСВ-1, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за периоды с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года, в отношении Потапова А.Г.; 4) обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области принять от ООО «Газпром трансгаз Самара» отчетность по форме РСВ-1 за периоды, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за периоды с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в отношении Потапова А.Г. и включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в Самарском Управлении аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром Трансгаз Самара» с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года и назначить Потапову А.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 8 января 2023 года.
Судом принято вышеуказанное решение, которое ответчик – Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Государственного учреждения - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 1 января 2002 года и сохранялось Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Частями 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 ( в редакции от 4 марта 2021 года) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
- список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, разделом ХХII пунктом 5 предусмотрены работники, непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве и работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности и строительстве.
В соответствии с разъяснением №5, утвержденным постановлением Министерством труда России от 22 мая 1996 года №29 в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения данного вида пенсии, включаются периоды работы при условии полной занятости по основной должности (профессии). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем, администрация предприятия (организация) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
С 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых на производствах и работах с вредными и тяжелыми условиями труда, введены дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что с 1 января 2013 года в специальный страховой стаж необходимый для назначения страховой пенсии досрочно по названному основанию включаются периоды работы при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, предусмотренным для лиц, работающих в тяжелых условиях труда.
Основным условием предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу 5 раздела ХХII Списка №1, является постоянная занятость работников (независимо от наименований профессий и должностей) на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и на строительстве (позиция 220500-1754а), либо на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой (включая работников рентгеновских лабораторий) (позиция 12205000-1754б).
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Федеральным законом.
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года №766н (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившего в законную силу с 01 января 2014 года, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 названного закона).
Из положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
Частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ периоды работы, предусмотренные, в том числе пунктом 2 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные в частности, пунктом 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно части 8 статьи 35 названного Закона положения части 6 статьи 30 Закона не препятствует учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Судом первой инстанции установлено и не опровергается сторонами, что 24 января 2023 года истец - Потапов А.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
24 апреля 2023 ответчиком принято решение №, согласно которому Потапову А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, не менее 10 лет. Так в специальный страховой стаж истца ответчиком не засчитаны следующие периоды работы в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в лаборатории контроля качества сварочных соединений в ООО «Газпром Трансгаз Самара»: - с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в связи с тем, что справка уточняющая характер работы и условия труда в соответствии со «Списком №1» и занятость во вредных условиях в течение полного рабочего дня заявителем не представлена.
Из трудовой книжки истца следует, что он работал с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в лаборатории контроля качества сварочных соединений в ООО «Газпром Трансгаз Самара».
Согласно справке №12-00/430 от 20 сентября 2023 года выданной ООО «Газпром Трансгаз Самара», Потапов действительно работает в Управлении аварийно-восстановительных работ – филиала ООО «Газпром трансгаз Самара»: - с 26 августа 2002 года - трубопроводчиком линейным 4 разряда службы аварийно-восстановительных работ (приказ о приеме 26 августа 2002 года №436/к); - с 26 января 2004 года - дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования 4 разряда лаборатории рентгено-гаммаграфирования (приказ о переводе от 20 января 2004 года №4/к); - с 24 октября 2005 года - дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования 5 разряда лаборатории рентгено-гаммаграфирования (приказ о переводе от 24 октября 2005 года №174/к); - с 18 июня 2007 года - дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования 6 разряда лаборатории рентгено-гаммаграфирования (приказ о переводе от 18 июня 2007 года №58/к); - с 26 января 2008 года - дефектоскпоистом рентгено-гаммаграфирования 6 разряда лаборатории рентгено-гаммаграфирования (приказ о переводе от 25 января 2008 года №86); - с 30 августа 2011 года по настоящее время дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования 6 разряда лаборатории контроля качества сварных соединений (приказ о переводе от 30 августа 2011 года №144/к).
Из представленных в материалах дела расчетных листков следует, что Потапову А.Г. начислялась заработная плата за период с сентября 2005 по декабрь 2022. Кроме того, с выплат, производимых Потапову А.Г., работодателем, ООО «Газпром Трансгаз Самара» уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Из материалов дела усматривается, что Потапов А.Г. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Так по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Потапова А.Г. в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в лаборатории контроля качества сварочных соединений в ООО «Газпром Трансгаз Самара»: с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года; с 3 декабря 2007 года по 7 декабря 2007 года; с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года отражены в системе обязательного пенсионного страхования без указания кода особых условий труда.
Из представленных карт аттестации рабочих мест по условиям труда за 2007, 2013, 2017 и 2019 годы дефектоскописта РГГ следует, что рабочее место Потапова А.Г. аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.2 (вредность второй степени), указана льгота на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно справке от 11 мая 2023 года №12-00/149 выданной ООО «Газпром Трансгаз Самара», истец работает в Управлении аварийно-восстановительных работ – филиале ООО «Газпром трансгаз Самара» (регистрационный номер в ПФР <данные изъяты>) в производстве (структурном подразделении) лаборатория контроля качества сварных соединений в профессии (должности) дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования 6 разряда. Полный рабочий день, работа производится вручную. С 26 января 2004 года (приказ от 20 января 2004 года №4/к) по настоящее время (с 1 июля 2010 года код льготы по данной профессии не проставляется), Список №1 раздел ХХII подраздел «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», пункт 12205000 позиция 1754А.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения иска:
– обязал ответчика - ООО «Газпром Трансгаз Самара» произвести начисление и уплату страховых взносов ФИО1 в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по дополнительному тарифу за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года;
- обязал ответчика - ООО «Газпром Трансгаз Самара» предоставить в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области отчетность по форме РСВ-1 за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года с учетом начисления и уплаты страховых взносов в отношении ФИО8 в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по дополнительному тарифу за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года;
- обязал ответчика - ООО «Газпром Трансгаз Самара» предоставить в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области отчетность по форме РСВ-1, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в отношении ФИО9 (<данные изъяты>);
- обязал ответчика – ГУ- Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области принять от ООО «Газпром Трансгаз Самара» отчетность по форме РСВ-1, а также корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части указания льготных условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости код «27-1» за период с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года в отношении ФИО10 (<данные изъяты>) и включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы в качестве дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в Самарском Управлении аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром Трансгаз Самара» с 19 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2022 года, и назначить ФИО11 (<данные изъяты>) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 24 января 2023 года;
и отказу в удовлетворении иска в остальной части, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлен факт работы истца в указанных должностях в спорные периоды, при этом, весь период работы истца в указанной должности у ответчика его условия труда, выполняемая функция, круг должностных обязанностей оставался неизмененным. С учетом включенных судом в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы, страховой стаж истца составит 18 лет 10 месяцев 16 дня, суммарный ИПК составит – 115,140, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии у Потапова А.Г. возникнло по достижении им возраста 50 лет, то есть с 24 января 2023 года.
Поскольку назначение досрочной пенсии истцу не представляется возможным лишь в связи с не начислением и уплатой работодателем ООО «Газпром трансгаз Самара» страховых взносов по дополнительному тарифу и не предоставлением соответствующей отчетности с учетом начисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, что нарушает право истца на досрочную пенсию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований, предъявленных истцом к ответчику - ООО «Газпром трансгаз Самара».
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Газпром трансгаз Самара» не является промышленным предприятием, поскольку занимается только транспортировкой газа, в связи с чем работы по контролю (просвечиванию) трубопроводов на переносных рентгеновских установках, производимые работниками нефте и газотранспортных организаций подразделом 5, раздела ХХII Списка №1 (позиция 12205000-154а) не предусмотрены, следовательно, истец не имеет право на назначение страховой пенсии досрочно, являются несостоятельными, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Газпром Трансгаз Самара» является транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки (код 49.50.2).
Согласно положениям статьи 2 в их системной взаимосвязи с положениями статей 6 и 14 федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе, деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Поскольку природный газ является одним из видов современного топлива, а вовлеченный в процесс газоснабжения имущественный производственный комплекс входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, газоснабжение является отраслью топливной промышленности. Таким образом, система газоснабжения – имущественный неделимый комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных, и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставки газа. Собственником этих объектов является ПАО «Газпром», которое также является единственным участником, создавшим ООО «Газпром трансгаз Самара» для реализации целей деятельности газовой отрасли топливной промышленности.
В соответствии с Уставом ООО «Газпром трансгаз Самара» общество наряду с иными видами деятельности осуществляет транспортировку и хранение природного газа, его реализацию, научно-техническую деятельность, разработку и внедрение новых технологий производства, строительство скважин разного назначения, проведение геологоразведочных работ, разработку месторождений природных ресурсов, а также эксплуатацию принадлежащих ПАО «Газпром» объектов.
Исходя из указанного следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, производственно-хозяйственная деятельность общества – это деятельность в газовой отрасли топливной и строительной промышленности, в связи с чем, доводы ответчика о том, что его работники не пользуются правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подразделом 5, раздела ХХII Списка № 1 (позиция 12205000-154а), несостоятельны.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 10 ноября 2023 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 марта 2024 года.
Председательствующий –
Судьи -