№
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
01 августа 2023 года пгт Красногвардейское
Дело № 2-637/2023
Состав суда: судья Проскурня С.Н.,
при секретаре Ковалёвой С.И.,
Лица, участвующие в деле:
истец: Слесаренко Наталия Ивановна,
ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Республике Крым,
Суд, рассмотрев иск о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Слесаренко Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете размера пенсии; о включении в страховой стаж указанных в трудовой книжке следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате (запись 4-6); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине № МНР (запись 16-17); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СУОР Главзарубежстрой (запись 18-19); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 20-21); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 24-25); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 26); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Аита» (запись 27-28); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 29-30); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Новоград-Волынсксельмаш (запись 31-32); о перерасчете размера пенсии по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ковельской оптово-торговой базе «Облкооплесстройхозторг»; о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом указанных периодов работы с момента обращения за перерасчетом пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом пересмотра срока назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Слесаренко Н.И. отказано в перерасчете размера пенсии по дополнению стажа в связи с отсутствием права.
Истец считает данное решение ответчика незаконным, ограничивающим ее конституционное право на социальное обеспечение, гарантированное частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В связи с реорганизацией, судом произведена замена ответчика с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании представители истца по доверенности Слесаренко В.Н. и Мышевская Т.В. заявленные исковые требования Слесаренко Н.И. поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении разбирательства дела не заявлял.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 167, 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отложения судебного разбирательства, суд счел возможным рассмотреть дело при установленной явке в отсутствие в судебном заседании истца и ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав предоставленные письменные доказательства, в том числе материалы выплатного пенсионного дела Слесаренко Н.И., суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
На основании статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Согласно пункту 2 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
В силу абзаца 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на ее территории иностранным гражданином является получение в установленном порядке вида на жительство.
Судом установлено и материалами выплатного пенсионного дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Крым Слесаренко Н.И. выдан вид на жительство иностранного гражданина серии № и ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована на территории Российской Федерации по месту жительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Слесаренко Н.И. обратилась в государственное учреждение - Управление ПФР в <адрес> Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, предоставив, в том числе, вид на жительство иностранного гражданина серии № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовую книжку с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, и указав, что пенсию на Украине она получала по ДД.ММ.ГГГГ
Решением государственного учреждения - Управление ПФР в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Слесаренко Н.И. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
С целью увеличения размера своей пенсии, ДД.ММ.ГГГГ Слесаренко Н.И. обратилась к ответчику с заявлением (регистрационный №) о перерасчете размера страховой пенсии по дополнению стажа.
Для перерасчета размера пенсии использованы документы, находящиеся в материалах выплатного пенсионного дела, а именно: трудовая книжка дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ и представленная заявителем справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ковельской оптово-торговой базе конторы «Облкооплесстройхозторг», выданная Ковельской оптово-торговой базой конторы «Облкооплесстройхозторг» (далее - справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №).
По результатам рассмотрения всех имевшихся в распоряжении ответчика документов, решением отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Слесаренко Н.И. отказано в перерасчете размера пенсии по дополнению стажа периодами работы по трудовой книжке, а именно:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате (запись 4-6), поскольку в дате увольнения содержится неоговоренное исправление (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен по архивной справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № за период работы с ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате, выданной Администрацией муниципального образования Ломоносовского муниципального образования <адрес>);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине № МНР (запись 16-17), поскольку запись об увольнении с работы заверена печатью, по оттиску которой название предприятия не прочитывается;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СУОР Главзарубежстрой (запись 18-19), поскольку запись об увольнении с работы заверена печатью, по оттиску которой название предприятия не прочитывается;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 20-21), поскольку отсутствует наименование предприятия при приеме на работу;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 24-25), поскольку отсутствует наименование предприятия при приеме на работу;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 26), требует подтверждения справкой центра занятости (п.30 Правил №);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Аита» (запись 27-28), поскольку запись об увольнении с работы заверена печатью, по оттиску которой название предприятия не прочитывается, а также отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Национальную Кассу Социального Страхования Республики Молдова;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 29-30), требует подтверждения справкой центра занятости (п.30 Правил №);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Новоград-Волынсксельмаш (запись 31-32), поскольку уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование не подтверждена компетентным органом Украины.
Слесаренко Н.И. также отказано в перерасчете размера пенсии по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку в нарушение требований Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» в документе отсутствует основание его выдачи (лицевые счета, платежные ведомости и др.).
При этом, пенсионным органом дополнительно сообщено, что при включении в подсчет стажа спорных периодов работы по трудовой книжке, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате (запись 4-6); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине № МНР (запись 16-17); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СУОР Главзарубежстрой (запись 18-19); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 20-21); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 24-25); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 26); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Аита» (запись 27-28); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 29-30); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Новоград-Волынсксельмаш (запись 31-32), страховой стаж Слесаренко Н.И. для определения права составит 28 лет 1 месяц 13 дней, а индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом наиболее выгодного варианта расчета размера пенсии (заменой периодов работы иными периодами - периодами ухода за детьми до достижениями ими возраста полутора лет) – 31,645.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по стрости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16). Периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Согласно положениям части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При этом сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не могут быть приняты только в том случае, если они внесены с нарушением положений трудового законодательства, действовавшего на момент внесения записей (КЗоТ РСФСР, ТК РФ), либо правил оформления трудовых книжек (Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 162; Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 69, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225 «О трудовых книжках»). Только при наличии указанных обстоятельств, в качестве доказательств стажа работы в определенный период могут приниматься иные документы, содержащие соответствующие сведения, и только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
При этом действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны препятствовать реализации законных прав граждан на пенсию. Ненадлежащее исполнение в указанной части работодателем требований трудового законодательства не должно повлечь за собой отрицательные последствия для истца.
Учитывая, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже, а записи в трудовой книжке Слесаренко Н.И. внесены последовательно, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приема и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, подписи должностных лиц, суд приходит к выводу о том, что указанные в трудовой книжке периоды работы Слесаренко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате (запись 4-6), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине № МНР (запись 16-17), с ДД.ММ.ГГГГ по 19.08.1985 в СУОР Главзарубежстрой (запись 18-19), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 20-21), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 24-25), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Аита» (запись 27-28), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 29-30), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Новоград-Волынсксельмаш (запись 31-32) подлежат зачету в страховой стаж истца.
Документы, подтверждающие, что в спорный период истец не осуществляла трудовую деятельность согласно записям в трудовой книжке, ответчиком представлены не были.
При включении в подсчет стажа спорных периодов трудовой деятельности Слесаренко Н.И. ее страховой стаж составит 28 лет 1 месяц 13 дней, а индивидуальный пенсионный коэффициент - 31,645, что позволит пересчитать размер пенсии истцу в сторону увеличения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку заявление о перерасчете пенсии Слесаренко Н.И. было подано и зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет ее пенсии должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец также полагает, что пенсия ей должна была быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выплата пенсии по возрасту (старости) по прежнему месту жительства на Украине ей была выплачена по ДД.ММ.ГГГГ, вид на жительство иностранного гражданина был выдан ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования в данной части, суд исходит из того, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (статья 6), выплата пенсии по возрасту (старости) по прежнему месту жительства истцу прекращена, таким образом, у ответчика в силу Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ возникла обязанность продолжить выплату пенсии истцу на территории Российской Федерации.
Ответчиком оставлено без внимания, что Слесаренко Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась получателем пенсии по возрасту бессрочно на территории Украины, необходимый страховой стаж истцом выработан на момент назначения пенсии на территории Украины, выяснению подлежал факт постоянного проживания на территории Российской Федерации и момент прекращения выплаты пенсии на территории Украины.
ДД.ММ.ГГГГ Слесаренко Н.И. выдан вид на жительство иностранного гражданина, с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В силу положений пункта 4 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР», лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст.118 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.
При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии.
Рассматривая конкретное дело в конкретных обстоятельствах, с учетом личности заявителя, суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер российского государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого на государственную пенсию (статья 7, часть 2).
Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав кредитора, взыскателя, должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
Судом установлено, что пенсионным органом направлены запросы справок о стаже работы Слесаренко Н.И., о периодах ее работы, а также запрос выплатного дела истца, однако ответы на указанные запросы из Пенсионного фонда Украины не поступили.
Учитывая, что иным способом получить материалы выплатного пенсионного дела не представляется возможным, отсутствие ответов на запросы пенсионного органа не должно повлиять на объем пенсионных прав Слесаренко Н.И., которыми она наделена в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
В создавшихся условиях, где интересы России и ее граждан в должной мере не учитываются, Конституционный суд России признал приоритет Конституции над международными договорами и решениями ЕСПЧ.
Взаимодействие международной и национальных правовых систем на уровне идеологии и правосознания, деление государств на демократические и недемократические, ущемляют права граждан России ввиду не признания ее территориальной целостности иностранными государствами. Исходя из этого, при отсутствии баланса сил ни о каком взаимодействии международного и национального права говорить не приходиться. Речь может идти лишь о применении права одного государства, которое действует в интересах своих граждан в экономике, политике, правовой и гуманитарной сфере.
Отсутствие сведений о дате прекращения выплаты пенсии на территории Украины не может ограничивать пенсионные права истца, так как в случае обнаружения переплаты страховой пенсии, факта одновременного получения пенсии и по прежнему месту жительства на территории Украины, и по законодательству Российской Федерации, пенсионный орган вправе обратиться в суд с иском в соответствии с нормами статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Слесаренко Н.И. получила вид на жительство иностранного гражданина, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства на территории России, ДД.ММ.ГГГГ обратилась за назначением пенсии, выплата пенсии по возрасту (старости) по прежнему месту жительства на Украине ей произведена по ДД.ММ.ГГГГ, у пенсионного органа возникла обязанность продолжить выплату пенсии истцу на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание, что пенсия Слесаренко Н.И. на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была назначена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, на ответчика следует возложить обязанность произвести истцу перерасчет пенсии с учетом пересмотра срока назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований Слесаренко Н.И. следует отказать.
При этом суд также не находит оснований для перерасчета размера пенсии Слесаренко Н.И. по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №, так как при предварительном расчете отношение заработков по вышеуказанной справке составило - 0,369, что меньше чем отношение заработков по материалам выплатного дела - 0,474 и не приводит к увеличению размера пенсии.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.
Поскольку у Слесаренко Н.И., как у получателя пенсии по старости, не было обязанности по оплате государственной пошлины, пенсионный орган не обязан возмещать ей понесенные расходы в указанной части, поскольку они не были вызваны требованиями гражданского процессуального закона.
Уплаченную в виде государственной пошлины сумму в размере 300,00 руб. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить Слесаренко Н.И.
Руководствуясь ст.ст.12, 55-57, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Слесаренко Наталии Ивановны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение отдела установления пенсий № Управления установления пенсий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете размера пенсии Слесаренко Наталии Ивановне.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить Слесаренко Наталии Ивановне в страховой стаж указанные в трудовой книжке с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ломоносовском бытпромкомбинате (запись 4-6);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине № МНР (запись 16-17);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СУОР Главзарубежстрой (запись 18-19);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 20-21);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части 96789 (запись 24-25);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 26);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Аита» (запись 27-28);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице (запись 29-30);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Новоград-Волынсксельмаш (запись 31-32).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести Слесаренко Наталии Ивановне перерасчет размера страховой пенсии по дополнению страхового стажа с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести Слесаренко Наталии Ивановне перерасчет пенсии с учетом пересмотра срока назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований Слесаренко Наталии Ивановне отказать.
Возвратить Слесаренко Наталии Ивановне государственную пошлину в размере 300,00 руб. (Триста рублей 00 копеек), уплаченную при подаче искового заявления согласно квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н. Проскурня