Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Кизилюрт 15 марта 2021 года
Судья Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан Абдулаев М.М., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
10.03.2021 года в Кизилюртовский городской суд РД поступило заявление Территориального органа Росздравнадзора по РД о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ юридического лица – ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница».
Из приложенного к заявлению материала следует, что в период с 12 февраля по 20 февраля 2020 г. должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по РД проведена внеплановая выездная документарная проверка по факту обращения гражданина по соблюдению медицинским учреждением - ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» порядков и стандартов оказания медицинской помощи гражданке Абдулхамидовой З.С., в рамках которой установлен факт нарушения требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», и утвержденных Минздравом РФ Временных методических рекомендаций профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID- 19). При осуществление медицинской деятельности, а именно: в нарушение требований статей 37, 10, 12, 19, Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан» и пункта 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 02 декабря 2014 года № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи», установлен факт не соблюдения медицинскими работниками ГБУ РД «КизилюртовскаяЦГБ» утвержденных порядков стандартов и методических рекомендаций оказания медицинской помощи: в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19», и утвержденных Минздравом РФ Временных методических рекомендаций профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) пациентке Абдулхамидовой З.С. за время нахождения в стационаре ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» отсутствует динамический контроль за индикаторными показателями осложнений, при нарастании С-реактивного белка, ухудшения КТ картины лёгких, пациентке было необходимо проведение таргентной терапии (ведение препарата Тоцилизумаб), что не было сделано, не проведено исследование Д-димера для установления наличия тромбоза мелких ветвей легочной артерии. При наличии сопутствующего диагноза «Сахарный диабет 2 типа» пациентка не проконсультирована врачом эндокринологом.
В нарушение требований п.п.«л» п.2.2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», не проведена коррекция плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациентки, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения.
Действия юридического лица нарушает требования подпунктов «а», «б», пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. № 291 и подпадает под действие ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Представители Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Дагестан – Таймасханов А.Д. и Багомаева П.А., действующие на основании доверенности №02-250 от 15.03.2021 года, поддержали доводы, изложенные в заявлении, и просили суд их удовлетворить.
Представитель ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» Салимгереев С.М. вину в совершении административного правонарушения признал частично и пояснил, что у пациентки Абдулхамидовой З.С. имелись факторы риска, которые осложняют течение заболевания и приводят к более высокой - сердечнососудистые заболевания, сахарный диабет, ожирение. В связи с угрозой ухудшения (в соответствии порядку маршрутизации) через специализированный ситуационный центр Минздрава РД пациентка была переведена в стационар более высокого уровня (ГБУ РД ГКБ № 1), где последняя скончалась. Не доказано наличие причинно-следственной связи между не надлежащей оказанной медицинской помощью и смертью пациентки. При составлении протокола представителем ЦГБ было разъяснено о том, что при оказании помощи пациентке Абдулхамидовой З.С. сотрудниками больницы были приняты все необходимые и возможные меры для своевременного и квалифицированного лечения. Медицинская помощь пациентке при инфекционных заболеваниях оказывалась в соответствии с временными методическими рекомендациями М3 РФ № 9 с учётом индивидуальных особенностей пациентки и имеющихся сопутствующих заболеваний. Их доводы при составлении протокола услышаны не были.
Выслушав представителей Территориального органа Росздравнадзора по РД и ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ», изучив доводы заявления и возражения, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи19.20 КоАПРФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности.
Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.37Федерального закона от21.11.2011года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу п.46 ч.1 ст.12Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).
Согласно п.1, п.2 ч.11 ст.19Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе человеческие жертвы, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Из представленного материала и пояснений представителей сторон следует, что в период с 12 февраля по 20 февраля 2020 г. должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по РД проведена внеплановая выездная документарная проверка по факту обращения гражданина по соблюдению медицинским учреждением - ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» порядков и стандартов оказания медицинской помощи гражданке Абдулхамидовой З.С., в рамках которой установлен факт нарушения требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», и утвержденных Минздравом РФ Временных методических рекомендаций профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).
При осуществлении медицинской деятельности, а именно: в нарушение требований статей 37, 10, 12, 19, Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан» и пункта 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 02 декабря 2014 года № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи», установлен факт не соблюдения медицинскими работниками ГБУ РД «КизилюртовскаяЦГБ» утвержденных порядков стандартов и методических рекомендаций оказания медицинской помощи: в нарушение требований приказаМинистерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19», и утвержденных Минздравом РФ Временных методических рекомендаций профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) пациенткеАбдулхамидовой З.С. за время нахождения в стационаре ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» отсутствует динамический контроль за индикаторными показателями осложнений, при нарастании С-реактивного белка, ухудшения КТ картины лёгких, пациентке было необходимо проведение таргентной терапии (ведение препарата Тоцилизумаб) что небыло сделано, не проведено исследование Д-димера для установления наличия тромбоза мелких ветвей легочной артерии. При наличии сопутствующего диагноза «Сахарный диабет 2 типа» пациентка не проконсультирована врачом эндокринологом.
В нарушение требований п.п.«л» п.2.2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», не проведена коррекция плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациентки, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения.
Совершение вышеуказанных правонарушений собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 07/с от 20.02.2021 года; приказом территориального органа Росздравнадзора по РД№20 от 11.02.2021 года; предписанием об устранении выявленных нарушений №15 от 20.02.2021 года; актом внеплановой проверки органа государственного контроля (надзора) от 20.02.2021 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения свидетельствуют о слабом внутреннем контроле качества оказания медицинской помощи и в нарушении прав гражданина согласно статьи 10 и 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в условиях ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ».
Кроме того, несоблюдение ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013г. №388н, влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и, следовательно, является грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» является некоммерческой организацией и осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли.
Представленными суду доказательствами достоверно подтверждено, что ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» осуществляло медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 года № 388н, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Доводы представителя ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» об отсутствии вины ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» в совершении административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Деяние ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» судья в соответствии с установленными обстоятельствами квалифицирует по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, необходимо учесть характер совершенного ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающие или отягчающие административную ответственность обстоятельства по делу не установлены.
ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» бюджетное учреждение, денежные средства поступают через ТФОМС РД.
Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкцией ч.3 ст.19.20 КоАПРФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.1 ст.3.12 КоАПРФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом обстоятельств дела, учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствия отягчающих обстоятельств, а также частичного признания представителем юридического лица в совершении правонарушения, считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид административного наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАПРФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1КоАПРФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница», полагаю, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.19.20 КоАПРФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом конкретных обстоятельств дела, считаю необходимым в отношении ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» назначить административное наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАПРФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, установленного санкцией указанной статьи, то есть в размере 75000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.19.20,29.10 КоАПРФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Назначенный штраф перечислить на следующие реквизиты: получатель - ИНН 0562059330, КПП 057301001 УФК по РД (Территориальный орган Росздравнадзора по РД), расчетный счет 03100643000000010300, БИК 018209001, КБК 06011601191010020140 Отделение НБ Республика Дагестан, ОКТМО - по месту нахождения плательщика (с обязательным указанием наименования плательщика).
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАПРФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАПРФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока судья направляет соответствующие материалы судебном приставу - исполнителю для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В случае неуплаты штрафа в течение 30-ти дней со дня вступления данного постановления в законную силу, юридическое лицо может быть привлечено в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАПРФ к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАПРФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: