Мотивированное решение составлено 19.07.2024
Дело №2-4568/2024
16RS0046-01-2022-017551-91 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 июля 2024 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Л.А.Шигабутдиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.И.Красноперовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РМР к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о возложении обязанности включить периоды работы истца в реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в вышеприведенной формулировке, указывая, что ... истец обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (МТЗ и СЗ РТ) с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан на основании п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» от ... ...-ЗРТ (наличие стажа государственной службы не менее 15 лет).
Решением МТЗ и СЗ РТ от ... ... истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» от 16 января 2003 г. № 3-ЗРТ, со ссылкой на отсутствие 15 летнего стажа на соответствующих должностях.
Данным решением МТЗ и СЗ РТ в стаж государственной службы Республики Татарстан не был включен период работы с ...г. по ...г. в ... ... РТ в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, поскольку Департамент государственной службы и кадров при Президенте РТ не включил данный период работы в Реестр государственных гражданских служащих РТ.
В специальный стаж работы были включены ... дня:
с ...г. по ...г. в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы ... (12 дней);
с ...г. по ...г. в должности начальника отдела - главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности ... (5 лет 6 месяцев 26 дней);
с ...г. по ...г. в должности начальника финансово экономического отдела ... (7 лет 7 месяцев 16 дней).
С таким отказом истец не согласен, ссылаясь на архивную справку Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Татарстан» от ... .../н о том, что истец с октября 1998г. значится в изменениях к реестрам государственных служащих районных управлений сельского хозяйства и продовольствия от ....
С этой справкой истец обратился за назначением пенсии в МТЗ и СЗ РТ, которое в ответе от ... ... повторно отказало ему в назначении пенсии по выслуге лет.
Поскольку впервые истец был включен в реестр ...., до этого времени с ... по ... работал в этой же должности, то подлежал включению в реестр с ....
По этим мотивам истец заявил требования о возложении на ответчика обязанности включить в реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан период работы с ...г. по ...г. в ... в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы.
Истец и представитель истца в судебное заседание явились, требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменных возражениях с исковыми требованиями согласился, просит включить период службы РМР с ... .... в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, исключить из числа ответчиков Минсельхозпрод РТ.
Представитель третьего лица, МТЗ и СЗ РТ, в судебное заседание не явился, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации в спорный период были установлены Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее -государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации. Порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере государственной службы и правовое положение государственных служащих в Республике Татарстан в указанный выше период были урегулированы Законом Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-XII «О государственной службе» (далее по тексту - Закон Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-XII).
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. №2101-ХП государственная служба представляет собой осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и другими законодательными актами, действующими в Республике Татарстан. Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной властей, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени государства его функции и отнесенных законодательными актами Республики Татарстан к государственной службе. На государственной службе не состоят судьи, граждане, временно работающие в государственных органах, организациях и учреждениях по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал.
Статьей 4 Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-ХП установлено, что государственная должность представляет собой часть полномочий по осуществлению компетенции государственного органа. В Республике Татарстан, исходя из содержания полномочий, устанавливаются конституционные и административные государственные должности. Правовой статус лица, занимающего административную государственную должность, определяется законодательными и иными правовыми актами, устанавливающими компетенцию государственного органа, а также соответствующей должностной инструкцией.
Из статьи 7 Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-ХП следует, что государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном настоящим Законом, оплачиваемую государственную должность и принявшее присягу. Государственный служащий, занимающий государственную должность и наделенный властными полномочиями, является государственным должностным лицом.
В соответствии со статьей 32 Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-ХП реестр государственных служащих представляет собой систематизированные сведения о прохождении ими государственной службы. Ведение реестра осуществляется кадровой службой государственного органа на основе личных дел и карточек учета государственных служащих. Реестры государственных служащих являются основой формирования обобщенного республиканского реестра Республики Татарстан, который ведется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан и содержит сведения о всех государственных служащих, занимающих высшие и главные конституционные и административные государственные должности.
Аналогичное правовое регулирование содержат действующие в настоящее время Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закон Республики Татарстан от 16 января 2003 г. № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».
В Республике Татарстан порядок ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах Республики Татарстан и Реестра государственных гражданских служащих Республики Татарстан определен Положением о порядке ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах Республики Татарстан и Реестра государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденным Указом Президента Республики Татарстан от 23 октября 2006 г. № УП-431 (далее по тексту - Положение от 23 октября2006 г. № УП-431).
Согласно пунктам 2, 3, 10, 12, 14 Положения от 23 октября 2006 г. № УП-431 реестры государственных гражданских служащих Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан формируются на основе сведений из личных дел государственных гражданских служащих Республики Татарстан, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан.
Реестры государственных служащих в государственных органах образуют Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, который представляет собой сводный перечень сведений о государственных служащих в государственных органах.
Реестр государственных служащих Республики Татарстан и реестры государственных служащих в государственных органах включают в себя сведения о: персональных данных государственного служащего; наименовании государственного органа, в котором государственный служащий проходит государственную службу; наименовании структурного подразделения данного государственного органа; наименовании замещаемой государственным служащим должности государственной службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан;включении государственного служащего в кадровый резерв на государственной службе.
Сведения о гражданах, поступающих на государственную службу, вносятся в реестры государственных служащих в государственных органах в течение двух рабочих дней со дня их назначения на должности государственной службы на основании актов руководителей государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан) о назначении.
Основанием для исключения сведений о государственном служащем из реестра государственных служащих в государственном органе и из Реестра государственных служащих Республики Татарстан является его увольнение, назначение на государственную должность Республики Татарстан или должность, не являющуюся должностью государственной службы, смерть (гибель), а также признание лица безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу.
Основанием для исключения сведений о государственном служащем из реестра государственных служащих в государственном органе является также его назначение на должность государственной службы в другом государственном органе.
Сведения о государственном служащем по указанным основаниям исключаются из реестра государственных служащих в государственном органе в день, следующий за днем увольнения, назначения на должность государственной службы в другом государственном органе, назначения на государственную должность Республики Татарстан или должность, не являющуюся должностью государственной службы, смерти (гибели), или в день вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сведения о государственных служащих, проходивших государственную службу в государственных органах и исключенных из реестров государственных служащих в государственных органах, хранятся в Информационной системе.
По смыслу приведенных выше взаимосвязанных нормативных положений Реестр государственных гражданских служащих государственного органа имеет информационное, учетное значение; основанием для включения в него является поступление гражданина на государственную службу и замещением им оплачиваемой государственной должности. При этом, несоответствие государственного гражданского служащего предъявляемым законом квалификационным требованиям не является основанием для отказа во внесении соответствующих сведений в Реестр государственных гражданских служащих государственного органа.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для дела при разрешении настоящего спора, является, наряду с иными, факт прохождения РМР государственной гражданской службы в период с ... по ... в ... в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, относящейся к должностям государственной гражданской службы.
В ходе судебного заседания было установлено, что ... истец обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (МТЗ и СЗ РТ) с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан на основании п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» от ... ...-ЗРТ (наличие стажа государственной службы не менее 15 лет). Однако решением МТЗ и СЗ РТ от ... ... истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» от 16 января 2003 г. № 3-ЗРТ, со ссылкой на отсутствие 15 летнего стажа на соответствующих должностях.
Данным решением МТЗ и СЗ РТ в стаж государственной службы Республики Татарстан не был включен период работы с ... по ... в ... ... РТ в должности в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, поскольку Департамент государственной службы и кадров при Президенте РТ не включил данный период работы в Реестр государственных гражданских служащих РТ.
В специальный стаж работы были включены 13 лет 2 месяца 24 дня:
- с ... по ... в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы ... РТ (12 дней);
- с ... по ... в должности начальника отдела - главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности ... по РТ (5 лет 6 месяцев 26 дней);
- с ... по ... в должности начальника финансово экономического отдела ... в Кукморском муниципальном районе (7 лет 7 месяцев 16 дней).
... истцу стало известно об отказе в назначении данной пенсии. Департаментом государственной службы и кадров при Президенте РТ истец был включен в Реестр государственных гражданских служащих РТ с лишь с ..., не включая период с ... по ....
Как видно из материалов дела, отказ в назначении истцу данной пенсии последовал из-за действий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, не предоставившего в Департамент государственной службы и кадров при Президенте РТ для включения в Реестр государственных гражданских служащих РТ данных о периоде работы истца с ... по ... в ... ... РТ в должности в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы (2 года 6 месяцев 8 дней).
Изучив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования РМР подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что на ... для включения в Реестр государственных служащих РТ у истца не имелся 3-х летний стаж работы на должности ведущего специалиста, согласно Закону РТ «О государственной службе» от 08 февраля 1994 г. ...-XII.
Суд не может согласиться с данной позицией, поскольку истец проработал с .... в должности главного бухгалтера колхоза ..., с ... г. в должности главного бухгалтера ... РТ. Указанное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой колхозника от 1971 года ..., а также трудовой книжкой от ....
Согласно «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 102/6-142 (действовавшего до 21 августа 1998 г.), должность главного бухгалтера отнесена к должности руководителя (раздел I).
Согласно п. 1 Указа Президента РТ «О квалификационных требованиях по высшим и главным административным государственным должностям в системе органов государственного управления Республики Татарстан» от 19 апреля 1999 г. № УП-306, в целях обеспечения высокого профессионального уровня государственных служащих в Республике Татарстан, единства квалификационных требований по высшим и главным административным государственным должностям в системе государственного управления Республики Татарстан и в соответствии сост. 6 Закона Республики Татарстан «О государственной службе» установлены квалификационные требования по высшим и главным административным государственным должностям в системе государственного управления Республики Татарстан для главных административных государственных должностей: высшее, как правило, профильное образование, стаж государственной службы на должностях главных специалистов не менее 3-х лет или стаж работы на должностях руководителей, не относящихся к государственной службе, не менее 5 лет.
Таким образом, на 01 октября 1998 г. для включения в Реестр государственных служащих Республики Татарстан у истца имелось и высшее профильное образование (КФЭИ), и имелся не менее 5-и лет стаж работы на должности руководителя, относящегося к государственной службе, согласно Закона РТ «О государственной службе» от 08 февраля 1994 г. № 2101 -XII.
Изложенные доводы о не соответствии РМР квалификационным требованиям, установленным Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 года № 2101-XII «О государственной службе» и как следствие, не включение Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан истца в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан только ... года являются не состоятельными, поскольку РМР М.Р. таковым не был признан.
Указанное согласуется с положениями части 5 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающими, что претенденту на замещение должности государственной службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи ограничениями, установленными для поступления на гражданскую службу и е прохождения.
По общему правилу соответствие претендента на замещение должности государственной службы или государственного служащего квалификационным требованиям проверяет подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (часть 9 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, статья 21 ранее Федерального закона от 31 июля1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации, статья 18 ранее действовавшего Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 года № 2101-XII «О государственной службе»).
Поступление на государственную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям, является нарушением правил заключения служебного контракта, исключающим возможность продолжения государственной службы, и влечет прекращение служебного контракта с государственным служащим.
Кроме того, в целях определения соответствия уже замещаемой должности гражданской службы законодательством о государственной гражданской службе предусмотрена аттестация государственных служащих (статья 48 Федерального закона №79-ФЗ, статья 21 Закона Республики Татарстан № 3-ЗРТ). В статье 21 ранее действовавшего Закона Республики Татарстан от 08.02.1994 № 2101-XII «О государственной службе» указывалось, что аттестации подлежали государственные служащие, занимающие административные государственные должности. Аттестация проводилась не реже одного раза в 4 года в порядке, установленном законодательством. Аттестационная комиссия формировалась руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего несоответствующим занимаемой должности, он мог быть направлен на профессиональную переподготовку, понижен в должности или уволен.
Из приведенных норм следует, что государственный служащий в случае признания его аттестационной комиссией несоответствующим занимаемой должности, мог продолжать находиться на государственной службе в случае прохождения профессиональной переподготовки либо перевода на должность ниже.
Минсельходпрод РТ несоответствующим РМР квалификационным требованиям, несоответствующим замещаемой должности не признавало, статус государственного служащего он приобрел со дня издания приказа ... Республики Татарстан от ... ... о назначении его на должность государственной службы, в связи с этим истцу неправомерно было отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Что касается позиции ответчика об исключении Минсельхозпрод РТ из числа ответчиков, оснований для этого не имеется, поскольку трудовая деятельность истцом осуществлялась в подразделении ответчика, обязанность предоставления сведений о работе возложена на работодателя.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан включить в период работы с ... по .... в должности главного специалиста (начальника отдела-главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчётности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы ... в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан РМР, ... года рождения, (паспорт ...).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента приятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.А.Шигабутдинова