Дело № 2-97/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2019 г. пгт. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре Корольковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой С. А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Истица Михайлова С.А. обратилась в Моркинский районный суд с исковым заявлением о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование своих исковых требований истица указала, что обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по назначению пенсий № 280596/18 от 14 декабря 2018 г. в назначении досрочной пенсии по старости ей было отказано, и в специальный стаж ее работы не было включено время учебы в Оршанском педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 26 июня 1992 г., а также время работы на должности руководителя образовательной организации с 01 мая 2007 г. по 31 августа 2007 г.; с 04 сентября 2012 г. по 29 октября 2018 г.
Истица просила решение комиссии признать недействительным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период обучения в педагогическом училище, время работы на должности руководителя образовательной организации и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 01 ноября 2018 г.
В судебном заседании истица Михайлова С.А. свои исковые требования поддержала полностью и дала пояснения, соответствующие исковому заявлению. Считает, что в назначении пенсии ей отказано необоснованно. Период работы в качестве руководителя детского сада просила включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, на основании ч. 7 ст. 51 и п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального Закона «Об образовании в РФ».
В возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования истицы не признал и пояснил, что непосредственно перед поступлением в учебное заведение истица стажа работы по педагогической деятельности не имела, в связи с чем при разрешении вопроса о включении периода обучения в стаж педагогической работы не подлежат применению положения п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Педагогическая работа истицы осуществлялась во время учебы, а не до начала обучения. Периоды работы в должности заведующей МДОУ «Моркинский детский сад № 5» с 01 мая 2007 г. по 31 августа 2007 г. и с 04 сентября 2012 г. по 29 октября 2018 г. не подлежат включению в стаж работы по педагогической специальности с 1 ноября 1999 г. в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 781 от 29 октября 2002 г. и урегулировавшими данный вопрос.
Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Димитриева Л.И.исковые требования не признала и дала пояснения, соответствующие письменым возражением. Считает, что истице в назначении пенсии отказано обоснованно ввиду недостаточности стажа.
Изучив представленные доказательства, заслушав стороны, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно решению ГУ-УПФР в Моркинском районе № … от 14 декабря 2018 г. Михайловой С.А. в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточностью требуемого стажа педагогической деятельности. Страховой стаж истицы на момент обращения 29 октября 2018 г. исчислен в 17 лет 10 месяцев 05 дней, куда не включены периоды учебы в Оршанском педагогическом училище с 01 сентября 1988 г. по 02 июня 1991 г. и с 02 августа 1991 г. по 26 июня 1992 г., т.к. учеба не предусмотрена Списком должностей и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. Также в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включена работа в должности заведующей в детском саду с 01 мая 2007 г. по 31 августа 2007 г.; с 04 сентября 2012 г. по 22 марта 2015 г.; с 28 марта 2015 г. по 28 октября 2018 г., так как работа в должности заведующей детским садом засчитывается за период до 01 ноября 1999 г. на основании Правил исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.п. 2, 3 и 4 ст. 30 Федерального Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
До 22 сентября 1993 года условия назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения в сельской местности». Данным постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п.2 указанного Постановления в стаж работы учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии с п. 4 указанное положение применяется в случае, если работа на должностях и в предприятиях, дающих право на льготную пенсию, составляла более 2/3 общего стажа работы.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года ныне действующее законодательство не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно трудовой книжке … № … от 14 августа 1992 г. Петрова (в браке Михайлова) С.А. с 01 сентября 1988 по 01 августа 1992 г. училась в Оршанском педагогическом училище (запись №1); 03 августа 1992 г. была принята в детский сад № 8 п.Морки на должность и работала на указанной должности до 1 июня 1995 г. (записи № 2 и 3); 10 мая 1995 г. принята в ясли-сад № 7 на должность воспитателя; 01 сентября 2005 г. переведена старшим воспитателем где работала до 03 сентября 2012 г. (записи № 04; № 06; № 10). С 04 сентября 2012 г. истица назначена на должность заведующего МДОУ «Моркинский детский сад № 4» (запись № 11), где работает до настоящего времени.
Согласно диплому МТ № … от 26 июня 1992 г. Петрова С.А. в 1988 г. поступила в Оршанское педагогическое училище Марийской АССР и в 1992 г. окончила полный курс названного училища.
Согласно справке от 19 июня 2018 г., выданной МДОУ «Моркинский детский сад № 5» Михайлова (Петрова) С.А. с 03 июня 1991 г. по 01 августа 1991 г. работала в названном учреждении в должности воспитателя в летнее время.
Согласно справке № 705 от 25 октября 2018 г., выданной администрацией МО «Городское поселение Морки» Моркинского района Республики Марий Эл в июне, июле 1991 г. истиц а работала в детском саду № 5 и ей была начислена заработная плата.
Суд учитывает, что временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Основанием для включения периода обучения в стаж педагогической работы является факт работы на должностях, предусмотренных в Списках, до начала обучения и по его окончании. При этом педагогическая деятельность должна иметь место до начала обучения, то есть в указанной ситуации до момента поступления в педагогический институт. Период с 1988 по 1992 год является единым периодом обучения истца, педагогическая деятельность ему не предшествовала, в связи с чем он не подлежал включению в специальный стаж, так как из буквального толкования пункта 2 вышеуказанного Положения следует, что время обучения в учебном заведении, подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность.
Таким образом, до поступления в Оршанское педагогическое училище истица не осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем правовых оснований для включения периода ее обучения в училище в специальный стаж не имеется.
В период с 01.05.2007 г. по 31.08.2007 г. и с 04.09.2012 г. по 29.10.2018 г. Михайлова С.А. в должности заведующей МДОУ «Моркинский детский сад № 5».
К указанным спорным периодам работы истца в должности заведующей детским садом подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
Данным Списком в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего), а разделом «Наименование учреждений» Списка предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли - сад (сад - ясли); детские ясли (п. 1.8).
При этом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, в подпункте «в» пункта 8 предусмотрено, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пункте 1.8 раздела «наименование учреждений» засчитывается в стаж педагогической деятельности за период до 1 ноября 1999 г.
Поскольку периоды работы истицы в должности заведующей детским садом имели место после 01 ноября 1999 г. законных оснований для зачета вышеуказанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется.
Доводы истицы, что право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью закреплено в Закона «Об образовании в Российской Федерации», суд находит необоснованными.
В соответствии с п. 7 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников п.п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Федерального закона.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 47 вышеуказанного Закона педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные положения Федерального закона не регулируют основания и порядок назначения пенсий, а являются отсылочными нормами.
Законодательным актом, регулирующим указанные вопросы является Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 Список и Правила.
Поскольку указанными нормативными актами прямо предусмотрена возможность включения в специальный стаж должности заведующей детским садом только до 01 ноября 1999 г., исковые требования в этой части являются необоснованными.
Следовательно на момент обращения за досрочной пенсией по старости в связи с педагогической деятельностью истица имела общий стаж работы 17 лет 10 месяцев 05 дней, т.е. менее требуемого (25 лет), что обоснованно послужило основанием для отказа в назначении ей указанного вида страховой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В иске Михайловой С. А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина
20.03.2018