УИД № 50RS0003-01-2023-003289-90
Дело № 2-151/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года гор. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шикановой З.В.,
при секретаре судебного заседания Снурницыной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-151/2024 по исковому заявлению Комаровой Марины Владимировны к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» об установлении отсутствия мелиоративной системы на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Комарова М.В. обратилась в Воскресенский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» об установлении отсутствия мелиоративной системы на земельном участке (л.д. 3-4).
Истец просит суд установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030308:514, площадью 1886кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 200м. по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что истец Комарова М.В. на основании договора дарения земельного участка от 18.09.2021г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается копией выписки (л.д. 13) и копией договора дарения от 18.09.2021г. (л.д. 13).
Согласно сведениям ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз», объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению, в границах земельного участка истца отсутствуют.
Согласно данным Геопортала Подмосковье (https://rgis.mosreg.ru) земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах мелиорированных земель. Для выявления мелиорированных систем различных форм собственности, находящихся в границах земельного участка необходимо обратиться в ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз». В связи с чем, у собственника спорного земельного участка имеются дополнительные ограничения и обязанности, препятствующие реализации права, или ограничивающие права, предусмотренные видом разрешенного использования, а именно строительство жилого дома с правом регистрации в нем. В связи с невозможностью разрешить данный вопрос по существу, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание не явились представители ответчиков Администрации г.о. Воскресенск, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз». О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно письменного отзыва представителя ответчика ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз», Управление просит суд рассматривать данное дело в отсутствии их представителя; принятие решения по делу оставляет на усмотрение суда (л.д. 96).
Согласно письменного отзыва Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 04.08.2023г. Министерство просит рассматривать данное дело в отсутствии их представителя; требования оставляет на усмотрение суда. Просит учитывать, что для списания спорных земельных участков из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз». Об отсутствии на земельных участках мелиоративных систем. Мелиоративная система, расположенная на земельном участке истца, не находится в федеральной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, исключение земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда (л.д. 33-35).
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика.
В судебном заседании истец Комарова М.В. требования искового заявления полностью поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и просит их удовлетворить. С заключением эксперта Тверитневой Н.А. ознакомлена, с выводами согласна.
В судебном заедании опрошена эксперт Тверитнева Н.А.; предупреждена об ответственности по ст. 307 УК РФ. Подписка оформлена и приобщена к материалам дела.
Эксперт Тверитнева Н.А. в судебном заседании представленное заключение судебной землеустроительной экспертизы поддержала. Пояснила, что выезжала на месторасположение земельного участка истца. Было проведено визуальное обследование земельного участка с кадастровым номером №, с определением его границ по сведениям ЕГРН. Были исследованы материалы дела и общедоступные сведения. На основании сопоставления данных был сделан вывод об отсутствии в границах земельного участка истца сооружений, которые можно отнести к мелиоративным системам. В письмах из материалов дела указано, что ранее там присутствовала мелиоративная система. Визуально сооружений, используемых в качестве мелиоративной системы, обнаружено не было.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, принимая во внимание письменную позицию по делу ответчика ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и учитывая заключение эксперта Тверитневой Н.А., суд приходит к выводу о том, что исковое заявление истца является обоснованным и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что истцу Комаровой М.В. на основании договора дарения земельного участка от 18.09.2021г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1886кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Фаустово. Участок находится примерно в 200м. по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Московская область Воскресенский р-он уч-к 107 уч. 62, что подтверждается копией выписки из ЕГРН (л.д. 11-12) и копией договора дарения (л.д. 13).
Согласно ст. 2 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ, мелиоративными системами признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Согласно ст. 10 указанного закона, мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч.4 ст.79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства МО от 03.03.2020 № 83/6 (ред. от 30.10.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области является центральным исполнительным органом Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области: в сферах развития сельского хозяйства; в сферах комплексного развития сельских территорий; в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Московской области; в области обращения с животными в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в сферах торговли, общественного питания, развития оптовой торговли, бытового обслуживания населения; организации гарантированного питания граждан, в области розничной продажи алкогольной продукции, организации гарантированного питания граждан (далее - сфера потребительского рынка и услуг); по исполнению полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных Московской области; по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; по федеральному государственному лицензионному контролю (надзору) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов; в сфере пчеловодства; по управлению и координации деятельности в указанных сферах иных центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и подведомственных государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Московской области от 17.10.2017 г. №872/38 (ред. от 19.08.2022 г.) «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается», одним из документов, обязательных для предоставления является: документ, подтверждающий наличие (отсутствие) на земельном участке мелиоративной системы (информация федерального органа исполнительной власти в области мелиорации земель или подведомственного ему федерального государственного бюджетного учреждения об отнесении (не отнесении) земельного участка к искусственно орошаемым сельскохозяйственным угодьям или осушаемым землям с мелиоративными системами; копия акта о списании мелиоративной системы по форме ОС-4, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 №7 «Об утверждении персонифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», подписанной балансодержателем мелиоративной системы, с приложением справки о ее балансовой принадлежности; копия решения суда об установлении юридического факта отсутствия на земельном участке мелиоративной системы).
Необходимым документом для рассмотрения вопроса об исключении земель из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий является документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы на исключаемом участке. Согласно подпункта 6 пункта 10 указанного Постановления таковым документом является решение суда об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на участках.
Согласно данным Геопортала Подмосковье (https://rgis.mosreg.ru) земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах мелиорированных земель. Для выявления мелиорированных систем различных форм собственности, находящихся в границах земельного участка необходимо обратиться в ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз», что подтверждается.
В соответствии с письменным ответом ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» от 07.08.2023г. № 1012 на запрос истца Комаровой М.В., согласно ст. 10 ФЗ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Списание объекта недвижимого имущества (в том числе мелиоративных систем и гидротехнических сооружений), не относящихся федеральной собственности и не переданных в оперативное управление Учреждению, не относится к полномочиям ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» (л.д. 8).
На основании письменного ответа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 0.06.2023г. №19ТГ-3189, следует, что в целях исключения земельного участка истца из состава мелиорированных земель, собственнику (балансодержателю) мелиоративной системы необходимо осуществить ее списание в том же порядке, что и иных объектов основных средств организации (форма ОС-4).
При отсутствии возможности списания мелиоративной системы, для исключения земельного участка из состава мелиорированных земель необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факт отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке гл. 27 АПК РФ (для юридических лиц) или в порядке гл.28 ГПК РФ (для физических лиц) (л.д. 9).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
Судом установлено, что ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, против удовлетворения заявленных требований не возражали.
В соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В связи с чем, в целях определения факта наличия или отсутствия мелиоративной системы в границах вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №, су<адрес>.10.2023г. на основании определения была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ИП Тверитневой Н.А. (л.д. 48-50).
Согласно заключения эксперта Тверитневой Н.А., в результате визуально-инструментального обследования земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что указанный земельный участок не разработан и не используется, построек на земельном участке не имеется. Характерные точки границ земельного участка на местности закреплены деревянными кольями. В границах земельного участка сооружений, которые возможно было бы отнести к мелиоративной системе не обнаружено (л.д. 56-83).
Согласно письменного отзыва ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению, в границах земельного участка с кадастровыми номерами № отсутствуют (л.д. 96).
Доказательств обратного суду не представлено. Основания не доверять заключению эксперта у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит требования истца Комаровой М.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Комаровой Марины Владимировны к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» об установлении отсутствия мелиоративной системы на земельном участке, - удовлетворить.
Установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1886кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 200м. по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Судья подпись З.В. Шиканова
Копия верна: судья секретарь