Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-604/2023 ~ М-384/2023 от 14.04.2023

2-604/2023

11RS0006-01-2023-000653-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Маркелова К.Б.,

при помощнике судьи Витязевой Е.А.,

с участием с участием прокурора г.Усинска Котельникова А.П.,

рассмотрев 3 мая 2023 года в г. Усинске Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ..., поданного в интересах Колесникова Н.А. к администрации МО ГО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» с требованием о взыскании компенсации морального вреда, указав, что прокуратурой города по обращению Колесникова Н.А. проведена проверка по факту укуса безнадзорным животным, в ходе которой было установлено, что дд.мм.гггг. около дд.мм.гггг. часов Колесников Н.А., находясь на перроне железнодорожного вокзала ..., расположенного по адресу: ..., подвергся нападению собаки без владельца. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Колесников Н.А. получил укушенную рану левой ноги в районе голени, после чего дд.мм.гггг. Колесников Н.А. обратился в ГБУЗ «УЦРБ», где ему была оказана медицинская помощь. В результате укуса собаки Колесников Н.А. находился на лечении в ГБУЗ РК «УЦРБ», испытывал боль, тратил свое личное время на лечение. До настоящего времени испытывает страх при виде собак. Просит взыскать с администрации МО ГО «Усинск» компенсацию морального вреда в размере 60000 руб.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Определением суда от дд.мм.гггг., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ «Городское хозяйство».

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, указав, что в результате укуса безнадзорной собаки дд.мм.гггг. испытал сильный испуг, боль, был вынужден проходить лечение.

Представитель ответчика - администрации МО ГО «Усинск», извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно отзыву на исковое заявление решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо - МКУ «Городское хозяйство» извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило.

    Суд, заслушав прокурора, истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498- ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам.

В соответствии с п. 143 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" полномочия в области обращения с животными, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 19 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) наделение органов местного самоуправления отдельными, государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления - государственных полномочий на неопределенный срок.

Советом муниципального образования городского округа "Усинск" от дд.мм.гггг. N 41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа "Усинск", за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Усинск", в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением Правительства РК от 30.01.2020 № 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Усинск» (далее - Порядок).

Целями настоящего Порядка являются, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 2 Порядка).

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Положением об УЖКХ администрации муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением Совета МО ГО «Усинск» № 236 от 27.09.2018, Уставом МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск», в целях реализации требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, постановления Правительства Республики Коми от 30.01.2020 № 41 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» издан приказ УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» от 24.01.2022 № 5, согласно которому утвержден Порядок взаимодействия МКУ «Городское хозяйство» и УЖКХ АМО ГО «Усинск» при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск».

Согласно п. 1.2 указанного Порядка деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск» осуществляет МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск».

Согласно журналу заявок на отлов животных без владельцев дд.мм.гггг. в адрес МКУ «Городское хозяйство» заявки об отлове животных по адресу: ... не поступали.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО ГО «Усинск» в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Колесникову Н.А. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО ГО «Усинск» по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО ГО «Усинск» и нападением дд.мм.гггг. безнадзорной собаки на Колесникова Н.А.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При отсутствии вины причинителя вреда предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1079, 1100 ГК РФ. В силу и. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате нападения дд.мм.гггг. безнадзорной (бродячей) собаки Колесников Н.А. испытал физическую боль, был напуган, вынужден был тратить свое личное время на лечение, в том числе, проходить курс антирабических прививок, испытывает страх от приближения собак.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер физических и нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела, тяжесть и характер причиненных повреждений, их последствия, длительность лечения.

При принятии решения суд руководствуется требованиями разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда. С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что взыскание компенсации морального вреда в размере 55000 рублей является обоснованным и отвечает приведенным критериям и принципам разумности и справедливости.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Усинск» в пользу Колесникова Н. А., дд.мм.гггг. г.р., СНИЛС ... компенсацию морального вреда в размере 55000 рублей за счет казны МО ГО «Усинск».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг..

Председательствующий                     К.Б. Маркелов

2-604/2023 ~ М-384/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Усинска
Колесников Николай Алексеевич
Ответчики
Администрация МО ГО "Усинск"
Другие
МКУ "Городское хозяйтво"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Маркелов Кирилл Борисович
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее