<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-122/2023
79RS0003-01-2023-000158-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 г. с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Копыриной В.Г.,
при секретаре Черкашиной М.М.,
с участием истца помощника прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С.,
представителя ответчика МКОУ «ООШ <адрес>» Макаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района <адрес> об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО. В заявлении указал, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму: объекты (территория) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Не принятие мер по антитеррористической защищенности зданий и помещений МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», которые являются объектами массового пребывания людей, влечет нарушения прав граждан на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и ЧС. Учредителем МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» является администрация Ленинского муниципального района ЕАО. Просит суд обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО в срок до 01.07.2023 произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» в срок до 01.09.2023 обеспечить выполнение указанных мероприятий.
Определением судьи от 03.04.2023 гражданские дела № 2-122/2023, 2-123/2023, 2-124/2023 объединены в одно производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО прокурор Приймак Г.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в зданиях образовательных учреждений отсутствует автономная система оповещения о возникновении ЧС, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «ООШ <адрес>» Макарова Н.А. в судебном заседании требования признала, пояснила, что при поступлении финансирования, указанные в исковом заявления требования, постараются исполнить до 1 сентября.
Представители ответчиков МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», администрации муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, в суд не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом "д" пункта 24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» являются образовательными учреждениями, осуществляют свою деятельность в зданиях, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> соответственно, относятся к четвертой категории опасности.
По результатам прокурорской проверки соблюдения требований законодательства в области противодействия терроризму установлено, что указанные объекты четвертой категории опасности не оснащены в соответствии с предписаниями подпункта «д» пункта 24 Требований, вышеназванным образовательным Учреждениям вынесены представления об устранении нарушений.
Согласно ответу директора МКОУ «НОШ <адрес>», в здании образовательного учреждения отсутствует система оповещения о возникновении ЧС, заявка о выделении денежных средств на установку системы оповещения направлена в отдел образования администрации муниципального района
Аналогичные ответы на представления прокурора представлены МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>».
Из ответа начальника отдела образования Мудрик А.С. от 09.01.2023 № 3 следует, что в образовательных учреждениях района отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, денежные средства для этих целей в размере 1 312 тыс. рублей предусмотрены в бюджете муниципального района на 2023 г. по программе «Комплексная безопасность образовательных учреждений Ленинского муниципального района».
Таким образом, поскольку судом установлено, что здания МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>» не соответствуют требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников образовательных учреждений в период их нахождения в образовательной организации, при этом администрацией муниципального района, как Учредителем учреждений, на момент рассмотрения исков прокурора в суде не обеспечено финансирование данных мероприятий на указанные цели, постольку имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения судом, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, сведения о том, что денежные средства для названных целей предусмотрены в бюджете муниципального района на 2023 г. по программе «Комплексная безопасность образовательных учреждений Ленинского муниципального района», суд считает возможным установить ответчикам срок исполнения решения суда заявленный прокурором в иске.
Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.18 НК РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец прокурора Ленинского района ЕАО и ответчик администрация муниципального района.
Поскольку исковые требования истца прокурора удовлетворены, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков МКОУ «НОШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», МКОУ «ООШ <адрес>», не освобожденных от уплаты государственной пошлины в размере 225 рублей, по 75 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в срок до 01 сентября 2023 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в срок до 01 сентября 2023 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в срок до 01 сентября 2023 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области ИНН №, ОГРН № в срок до 01 июля 2023 произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию зданий МКОУ «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», МКОУ «Основная общеобразовательная школа <адрес>», МКОУ «Основная общеобразовательная школа <адрес>» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с МКОУ «Начальная общеобразовательная школа <адрес>», ИНН №, ОГРН №, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН №, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в пользу местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО государственную пошлину в размере 225 рублей, по 75 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме 28.04.2023.
Судья В.Г. Копырина
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>