РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации4 мая 2022 года р.п. Шатки
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи А.Л. Оганесяна, при секретаре судебного заседания Л.А. Веселовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания Шатки» о возложении обязанности исполнить предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований,
установил:
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ № и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, находится в управлении ответчика - ООО «Домоуправляющая компания Шатки» (далее также - Общество).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено невыполнение всех его пунктов.
В ходе проверки установлено, что на кровле дома мусор, кровельное покрытие в отдельных местах имеет разрывы, отслоение от мест примыкания, вспучивание, на потолочном перекрытии 5 - го этажа в подъездах №1, 2 имеется наличие сухих пятен в виде желтых разводов и нарушение побелочного слоя; на наружном и внутреннем газопроводе имеется повреждение и отслоение окрасочного слоя; в технический паспорт многоквартирного дома не внесены изменения по фактическому состоянию дома; отмостка имеет разрушение, местами отсутствует; на фасаде дома имеется нарушение герметизации межпанельных швов, трещины парапеты; косметический ремонт подъездов не проведен.
Поскольку нарушения не устранены, в отношении директора Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КОАП РФ и выдано предписание № об их устранении со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью проверки названного предписания, по результатам которой установлено его неисполнение.
Поскольку до настоящего времени выявленные нарушения Обществом не устранены, истец, обосновав свои требования нормами ст.ст.161,162, 20 ЖК РФ, просил суд обязать ответчика провести мероприятия по исполнению предписания инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседании истец, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения гражданского дела, не прибыл, однако, представитель истца К., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в поступившем в суд письменном заявлении, настаивая на исковых требованиях, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Любимцева Е.П. в судебном заседании, считая исковые требования не подлежащими удовлетворению, указала, что поддерживает доводы, ранее изложенные в её письменном отзыве, поступившем в суд.
Из содержания указанного отзыва следует, что сведения о спорном объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом государственной жилищной инспекции Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ исключены из реестра лицензий Нижегородской области из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Домоуправляющая компания Шатки». В настоящее время Общество продолжает выполнять обязанности управляющей компании <адрес> до момента наступлений событий, предусмотренных ч.3 ст.200 ЖК РФ.
Как полагала Любимцева Е.П. в настоящее время статус Общества изменился и оно не является лицензиатом в отношении данного многоквартирного дома.
Сославшись на положения части 2 ст.196 ЖК РФ, представитель Общества посчитала, что в данном случае предъявление иска к Обществу как лицензиату, является неправомерным.
Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ООО «Домоуправляющая компания Шатки» включено в указанный реестр ДД.ММ.ГГГГ, основным видом его деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> заключен договор № управления многоквартирным домом, по условиям которого Общество приняло на себя обязательство осуществлять управление и содержание общим имуществом в доме, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной государственной жилищной инспекцией <адрес>, она предоставлена ООО «Домоуправляющая компания Шатки» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из содержания предписания от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданного главным специалистом Арзамасского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области - государственным жилищным инспектором Нижегородской области К. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Домоуправляющая компания Шатки» в срок до 1 июня того же года предписано устранить нарушения лицензионных требований, выявленных в ходе обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: на кровле дома имеется мусор, кровельное покрытие в отдельных местах имеет разрывы, отслоение от мест примыкания, вспучивание, на потолочном перекрытии 5 -го этажа в подъездах №1, 2 имеется наличие сухих пятен в виде желтых разводов и нарушение побелочного слоя; на наружном и внутреннем газопроводе имеется повреждение и отслоение окрасочного слоя; в технический паспорт многоквартирного дома не внесены изменения по фактическому состоянию дома; отмостка имеет разрушение, местами отсутствует; на фасаде дома имеется нарушение герметизации межпанельных швов, трещины парапеты; косметический ремонт подъездов не проведен.
На основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>)с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № № главным специалистом Арзамасского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области - государственным жилищным инспектором Нижегородской области К. проведена проверка в отношении ООО «Домоуправляющая компания Шатки».
В ходе проверки обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что должностным лицом жилищной инспекции выявлен факт невыполнения предписания органа государственного контроля, выданного Обществу ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам указанной проверки должностным лицом жилищной инспекции Нижегородской области выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Обществу в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано устранить вышеприведенные нарушения лицензионных требований, выявленные в ходе проверки.
Как следует из сообщения начальника отдела по лицензированию деятельности управляющих организаций Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Общество проинформировано о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий Нижегородской области из Перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Домоуправляющая компания Шатки» ДД.ММ.ГГГГ (приказ инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вместе с тем, надзорным органом обращено внимание Общества на соблюдение положений ст.199, части 3 ст.200 ЖК РФ об исполнении обязанности по управлению спорным многоквартирным домом до дня возникновения обязательств по договору управления таким домом с иной управляющей организацией.
Принимая решение по делу, суд руководствуется следующими правовыми нормами.
В соответствии с частью 1 статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Исходя из положений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.
Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
( части 4 и 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Как следует из сообщения главы администрации р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время ведется работа по подготовке аукционной документации по выбору управляющей компании, спорного многоквартирного дома.
Исходя из части 1 ст.161 того же кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Анализ приведенных законоположений указывает на то, что жилищным законодательством в целях сохранения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного жилого дома для управляющей организации, деятельность которой по управлению жилым домом прекращена в связи с отзывом лицензии, установлен особый порядок в отношении используемого гражданами жилищного фонда.
По настоящему делу установлено, что многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из реестра лицензий Нижегородской областииз Перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Домоуправляющая компания Шатки» ДД.ММ.ГГГГ
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан продолжать надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом до дня принятия иным лицом, принявшим на себя обязательства, связанные с управлением домом и выполнением работ по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме.
Вместе с тем, вопреки требованиям действующего законодательства, Общество до настоящего времени указанные обязанности не исполняет.
Указанное бездействие ответчика, вопреки его доводам, нарушает права и законные интересы собственников жилых помещений в многоквартирном доме, поскольку не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 4 части 12 ст.20 ЖК РФ определено право органа государственного жилищного надзора обращаться в суд в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
При таких обстоятельствах исковые требования Инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст.103 ГПК РФ, подпункта 3 пункта 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, абзаца 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░