16RS0050-01-2023-004364-74 |
дело № 12-725/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
19 июня 2023 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9Б |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна, при секретаре судебного заседания Халиуллиной Э.З., с участием заявителя жалобы Селиверстова Д.В., его защитника по устному ходатайству Селиверстовой С.Г., представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Тесля Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Селиверстова Д. В. на постановление начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (Приволжского и Вахитовского районов г.Казань РТ, муниципального) от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), в отношении Селиверстова Д. В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (Приволжского и Вахитовского районов г.Казань РТ, муниципального) от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 КоАП РФ, в отношении Селиверстова Д. В. (далее – заявитель) заявителю назначено наказание в виде административного штрафа.
Заявитель обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить.
Заявитель жалобы Селиверстов Д.В. и его защитник по устному ходатайству Селиверстова С.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, указали, что заявитель учится и работает в ГК «Астрал» разработчик интерфейс, с мая 2022 года по май 2023 года официально работал в ПАО «Ингосстрах», об этом в Военный комиссариат не сообщал, с июня 2023 года работает в другой организации в ГК «Астрал». Сотрудниками военного комиссариата были нарушены нормы процессуального права, заявителю не были вручены копия протокола об административном правонарушении и копия постановления по делу об административном правонарушении.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Тесля Т.С. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, указала, что в Военный комиссариат поступили сведения о том, что Селиверстов Д.В. работает в ПАО «Ингосстрах», однако он об этом в Военный комиссариат не сообщил в нарушение обязанности, которая установлена законом и которая была разъяснена в приписном свидетельстве и во врученном Селиверстову Д.В. удостоверении гражданина, подлежащему призыву на военную службу. Селиверстов Д.В. не сообщил об изменении учетных данных об устройстве на работу, тем самым совершил административное правонарушение, просила приобщить к материалам дела сведения о месте работы Селиверстова Д.В. в ПАО «Ингосстрах».
Выслушав доводы участников процесса, изучив жалобу и приложенные материалы, истребованный материал, суд приходит к следующему.
Основанием для привлечения к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ является неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
В отношении Селиверстова Д.В. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, с указанием на неисполнение им обязанностей по воинскому учету, неявка гражданина состоящего на воинском учете, по повестке, ответственность за что предусмотрена статьей 21.5 КоАП РФ.
В вынесенном позднее постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ уточнено, указано на то, что Селиверстов Д.В. не сообщил об изменении учетных данных (устройство на работу).
Действия заявителя жалобы должностное лицо Военного комиссариата (Приволжского и Вахитовского районов г.Казань РТ, муниципального) квалифицировало по статье 21.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из видов доказательств, который представляет собой процессуальный документ, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, перечислены в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В нем подлежат отражению, в том числе должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в представленном в деле протоколе об административном правонарушении, как и в постановлении, не указано время совершения и в чем непосредственно заключается событие административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении указаны лишь общие формулировки: неисполнение гражданином обязанностей по воинскому учету, неявка по повестке; несообщение об устройстве на работу, которые не отвечают требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении заявителя содержит описание события административного правонарушения, не совпадающее с установленными в оспариваемом постановлении обстоятельствами.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, должностным лицом должен быть возвращен составившему его лицу для устранения недостатков.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, указанное оставлено без внимания, событие вмененного заявителю административного правонарушения в постановлении иное, чем описано в протоколе об административном правонарушении.
В данном случае заявитель привлечен к административной ответственности на основании иных обстоятельств, нежели те, которые были вменены в вину в протоколе об административном правонарушении и от которых он имел право защищаться.
Допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления, однако, оставлено без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Кроме того в части 5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении должен быть подписан тем должностным лицом, который его составил.
Как видно из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении, на основании которого было возбуждено настоящее дело, в качестве его составителя указан начальник отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (Приволжского и Вахитовского районов г.Казань РТ, муниципального) Бахитов М.М. Однако подписан протокол об административном правонарушении иным должностным лицом – Военным комиссаром Венедиктовым М. Такое противоречие является существенным процессуальным недостатком протокола об административном правонарушении.
Изложенное означает, что протокол об административном правонарушении, будучи составленным с нарушением закона, не имеет юридической силы.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание, что доводы заявителя о том, что он административное правонарушение не совершал, не опровергнуты достаточной совокупностью допустимых доказательств, выводы о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, не могут быть признаны обоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (Приволжского и Вахитовского районов г.Казань РТ, муниципального) от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 КоАП РФ, в отношении Селиверстова Д. В. отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |