Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2023 г.
Дело № 2-827/2023
УИД 59RS0030-01-2023-000998-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2023 г. Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Н.И.,
с участием истца Жулановой Е.В.,
представителя истца Чураковой С.Н.,
представителя третьего лица Саушкиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жулановой Елены Валентиновны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности педагога-психолога,
УСТАНОВИЛ:
Жуланова Е.В. обратилась в суд с иском в Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы педагогом-психологом с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006.
В обоснование исковых требований указала, что работает педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Выработав специальный педагогический стаж 25 лет, 21.12.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 26.12.2022 в назначении пенсии отказано из-за недостаточного специального стажа. По подсчетам ответчика стаж педагогической деятельности составил 20 лет 8 месяцев 20 дней. В стаж не включены указанные периоды, так как, по мнению ответчика, работала в должности учителя музыки на 0,72 ставки и в должности психолога, что не подлежит включению в специальный стаж. С решением о невключении в стаж указанных периодов не согласна. Работала с 22.08.1994 учителем музыки, с 01.09.1997 была назначена педагогом-психологом на ставку и учителем музыки на 0,75 ставки. В трудовой книжке допущена ошибка, указана должность психолога вместо педагога-психолога. Факт работы в должности педагога-психолога подтверждается должностными инструкциями педагога-психолога от 15.10.1999, 01.09.2001, 01.09.2003, 27.08.2004, 20.07.2007, приказами по личному составу (кадрам), аттестациями, лицевыми счетам и штатным расписанием. При наличии стажа педагогической деятельности право на пенсию возникает 04.12.2024, но из-за невключения ответчиком спорных периодов работы в должности педагога-психолога лишена права на назначение пенсии в 2024 г.
В судебном заседании истец Жуланова Е.В. требования поддержала по доводам искового заявления. Дополнительно пояснила, что с 1994 г. по 1997 г. прошла обучение на педагога-психолога. При наличии такого диплома нигде, кроме как в учебном заведении, работать не может. Педагогом-психологом работала на полную ставку 36 часов (18 контактных и 18 методических), работала с детьми с легкой и умеренной умственной отсталостью с 1 по 9 класс, с родителями и педагогами, проводила диагностику, психокоррекцию детей, консультирование родителей и педагогов, проводила занятия по развитию памяти, внимания, волевой сферы, саморегуляции. Занятия были по 40 минут, проводились в соответствии с методикой. Составляет годовые планы и отчеты, программы по психологии и психокоррекции, проводит работу с семьей.
Представитель истца Чуракова С.Н. исковые требования поддержала, привела доводы пояснений на иск, пояснений (дополнительных) на исковые требования, повторяющие доводы искового заявления. Вся деятельность истца в коррекционной школе была связана с воспитанием детей. Истец непосредственно участвовала в образовательном процессе обучающихся (воспитанников), место работы не меняла, с 01.09.1997 по настоящее время работает педагогом-психологом. В коррекционной школе обязательным является наличие педагога-психолога, а не психолога (т. 1 л.д. 82 – 84, 157 – 160).
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании 26.10.2023 представитель ответчика Санникова И.В. возражала против заявленных исковых требований. Пояснила, что при проверке стажа у работодателя-страхователя были запрошены документы, о чем составлен акт проверки. Установлено, что в штатном расписании отсутствует должность педагога-психолога, имеется должность психолога. Установлено, что Жуланова Е.В. работала учителем пения на 0,7 ставки. В уточняющей справке работодателем указано об отсутствии льготного стажа педагогом-психологом.
В возражениях на исковое заявление ответчик указывает на неправомерность заявленных исковых требований. Поясняет, что 21.12.2022 Жуланова Е.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (более 25 лет). Специальный стаж по состоянию на 31.12.2021, принятый к зачету, составил 20 лет 8 месяцев 20 дней. Не зачтены периоды с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006 в должности учителя музыки и психолога в МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». При проверке установлено, что в штатных расписаниях за 1997 – 1999 гг. должность психолога, педагога-психолога отсутствует, на 01.09.2000, на 2001 – 2002 гг., на 01.09.2003, на 01.09.2005, на 01.09.2006 указана должность психолога; в лицевых счетах за 1997 – 2005 должность указана учитель, за 2006 г. должность не указана; в лицевой карточке формы Т-2 имеются сведения о приеме на работы учителем пения и музыки, с 01.01.2007 – о переводе педагогом-психологом, сведения о работе педагогом-психологом с 2001 по 2006 гг. отсутствуют. В представленной должностной инструкции педагога-психолога от 15.10.1999 имеется лишь подпись об ознакомлении Жулановой Е.В. Других юридически значимых документов, подтверждающих факт льготной работы в должности педагога-психолога за период с 01.09.1997 по 31.12.2006, не имеется. Справка, выданная работодателем, подтверждает только работу учителем на 0,7 ставки. В удовлетворении исковых требований просит отказать (т. 1 л.д. 73 – 75).
Представитель третьего лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», привлеченного к участию в деле определением суда, Саушкина Н.Г. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования. Пояснила, что в спорные периоды Жуланова Е.В. работала в должности педагога-психолога на полную ставку. В кадровые документы внесено неверное наименование должности. Фактически в школе психолог не имеет права работать, а только педагог-психолог. Дети с умственной отсталостью в обязательном порядке должны быть обеспечены коррекционно-развивающей работой. В отсутствие педагога-психолога школа не получила бы лицензию на осуществление деятельности. С 2001 г. по 2007 г. в школе была одна ставка педагога-психолога, которую занимала Жуланова Е.В. Функциональные обязанности педагога-психолога отличны от обязанностей психолога. Педагог-психолог не может работать в иных организациях. Педагог-психолог определяет трудности, возникающие у детей в учебе, работает над регулятивной функцией ребенка, организует детей по группам. Занятия Жулановой Е.В. проводились по строгой структуре, выдавались домашние задания, которые отрабатывались с родителями.
От третьего лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» представлены пояснения на исковое заявление, в которых указано, что школа является специальным (коррекционным) образовательным учреждением, основной целью которого является реализация программ начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с глубокой умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со сложными дефектами. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися включает в себя занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, учителем ЛФК, учителем ритмики. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия включают развитие психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК, логопедическую коррекцию. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, ЛФК по расписанию отводятся часы, продолжительностью 20 – 40 минут. В школе сформирован психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого включена педагог-психолог Жуланова Е.В.
С 01.09.1997 по настоящее время Жуланова Е.В. постоянно работает в должности педагога-психолога. Из-за неграмотности и/или халатного отношения специалиста, отвечающего за оформление документов о приеме/увольнении, в документах Жулановой Е.В. имеются разночтения. Часть документов, в том числе приказы, штатные расписания и др., не сохранились. Должность «психолог» в документах указана неправильно. Каждые пять лет Жуланова Е.В. проходила аттестацию по должности педагога-психолога. В школе, как и во всех специальных коррекционных учреждениях, обязательно наличие в штате педагога-психолога (т. 1 л.д. 137 – 141).
Свидетель Маст А.Р. пояснил, что являлся директором школы с апреля 2004 г. по октябрь 2016 г., в это время Жуланова Е.В. работала педагогом-психологом на полную ставку 36 часов. В обязанности входила работа с детьми в группах и индивидуальная, проведение коррекционных занятий, диагностика, давались рекомендации педагогам, родителям, входила в школьный медико-педагогический совет. Как учитель музыки вела 8 – 9 часов. При составлении штатных расписаний руководствовались типовым штатным расписанием 1992 г., которое ежегодно утверждалось управлением образования. С 2006 г. стали приводить документацию в порядок, исправили должность на педагог-психолог. О том, что индивидуальные сведения на Жуланову Е.В. сдавались без указания кода льготы, не обращал внимания.
Свидетель Передернина С.В. пояснила, что с 1997 г. работала социальным педагогом, вместе с Жулановой Е.В. работают с 1994 г. Жуланова Е.В. была направлена на учебу. По завершении учебы стала работать педагогом-психологом, проводила коррекционные занятия, беседы, классные часы, работала с родителями. Психолога в школе не было, был только педагог-психолог.
Свидетель Зверева В.Н. пояснила, что работает воспитателем в школе-интернат, с Жулановой Е.В. вместе работают с 1994 г. Как педагог-психолог Жуланова Е.В. проводит работу с детьми с 1 по 9 класс, диагностику, индивидуальные и групповые занятия, консультирует педагогов при трудностях работы с детьми, проводила тренинги, открытые уроки, работала с родителями, знакомила их с диагностикой, присутствует на родительских собраниях. В настоящее время выполняет те же обязанности, что и до 2007 г.
Свидетель Чугаева Н.А. пояснила, что работает учителем в школе-интернат, с 1994 г. работают вместе с Жулановой Е.В. С 1996 г. Жуланова Е.В. работает педагогом-психологом, с какой нагрузкой, не знает. Приводит к Жулановой Е.В. детей на занятия 2 раза в неделю, которая проводит с ними упражнения на развитие, на эмоцию. Родители ходят к ней на консультации. Совместно с учителями проводит родительские собрания. Ходит к детям, обучающимся на домашнем обучении. Функциональные обязанности с 2007 г. не изменились.
Свидетель Никулин А.Н. пояснил, что Жуланова Е.В. работала в школе с 1993 г., в то время был директором. После обучения стала работать педагогом-психологом на ставку 36 часов. Не проконтролировал сотрудника отдела кадров при указании должности. Как педагог-психолог Жуланова Е.В проводила индивидуальные и групповые занятия с детьми, в том числе коррекционные, работала с педагогами, дополнительно вела уроки музыки. Штатное расписание направлялось учредителем – управлением образования. В школе для умственно отсталых детей обязательно должен быть педагог-психолог, дефектолог, логопед.
Свидетель Галайко Т.И. пояснила, что вместе с Жулановой Е.В. получали образование педагога-психолога, с 1997 г. стали работать педагогами-психологами. Работала в социально-психологическом центре, в настоящее время - методистом, по работе курирует педагогов-психологов Осинского района, просматривает и согласовывает планы работ, принимает отчетность в конце года.
Свидетель Аптукаева Г.М. пояснила, что с 1998 г. по 2018 г. работала главным бухгалтером, начисляла заработную плату. Жуланова Е.В. работала педагогом-психологом и учителем музыки. Как педагог-психолог вырабатывала ставку 36 часов. Заработная плата начислялась на основании тарификационных списков, табелей учета рабочего времени. В лицевых счетах отдельно указана зарплата учителя музыки и педагога-психолога, при этом за работу педагога-психолога сведения о начислении указаны в строке «Ставка по штату».
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело № 2200501, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 7 в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого составляет предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением 7 установлены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста). Если год возникновения права на страховую пенсию по старости – 2021, срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Если год возникновения права на страховую пенсию по старости – 2022, срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил исчисления периодов работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Так, в пункте 1.5 поименованы, в том числе, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад, начальная школа (школа) – детский сад; школа-интернат; училище.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утверждены требования к должности педагога-психолога:
Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Из материалов дела, пенсионного дела № 2200501 следует и судом установлено, что 21.12.2022 Жуланова Е.В. обратилась за назначением досрочной пенсии за педагогическую деятельность, решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 26.12.2022 в назначении пенсии отказано. В стаж на соответствующих видах работ не включены, в том числе, периоды с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006 – учитель музыки 0,72 ставки и психолог. Специальный стаж определен 20 лет 8 месяцев 20 дней (л.д. 9).
Как следует из диплома о переподготовке, с 30.10.1995 по 04.07.1997 Жуланова Е.В. обучалась на спец.факультете при Пермском государственном педагогическом университете по специальности переподготовки практическая психология. Присвоена квалификация практический психолог системы образования (т. 1 л.д. 39).
Согласно трудовой книжке Жуланова Е.В. с 22.08.1994 принята на работу в Осинскую вспомогательную школу в качестве учителя музыки и пения, с 01.09.1997 назначена на должность психолога и учителя музыки, с 01.01.2007 назначена на должность педагога-психолога (т. 1 л.д. 11 – 13).
В справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, от 30.06.2022, выданной МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», за период с 24.08.2001 по 31.12.2006 содержатся сведения о работе, подлежащей включению в стаж за выслугу лет, от 0,7 до 0,9 ставки, с 01.01.2007 по настоящее время – в размере 1 ставки (т. 1 л.д. 46 – 48).
В штатных расписаниях имеются профессии (должности): на 01.09.2005 «психолог-препод.», количество штатных единиц – 1; на 01.09.2006 «психолог», количество штатных единиц – 1; на 01.01.2007 «психолог», количество штатных единиц – 1; на 01.09.2007 «педагог-психолог», количество штатных единиц – 1 (т. 1 л.д. 49, 50, 51, 52).
Как педагог-психолог Жуланова Е.В. значится в приказах № 52 от 25.09.1987 об оплате часов в связи с прогулами Катаргиной И.Я., № 32 от 21.06.2004 о предоставлении очередного отпуска, № 39 от 27.09.2006 и № 50 от 08.12.2006 о направлении в командировку, № 71 от 23.11.2007 о присвоении I квалификационной категории, № 96 от 13.11.2002 о присвоении II квалификационной категории, № СЭД-26-01-06-1065 от 10.11.2017 об аттестации педагогов Пермского края в октябре 2017 г., № 26-01-06-1072 от 02.11.2022 об аттестации педагогических работников Пермского края на высшую и первую квалификационные категории в октябре 2022 г., № 8 от 27.04.2004, № 9 от 26.05.2004, № 10 от 31.05.2004 о заседании педагогического совета, № 10 от 04.10.2005, № 11 от 18.10.2005, № 12 от 01.11.2005 о заседании административного совета (т. 1 л.д. 15, 16, 18, 19, 54, 116, 120 – 122, 123 – 125, 212 – 217).
Как учитель психолог значится в приказах № 45/2 от 21.09.2005 об утверждении медико-педагогического консилиума школы-интернат (т. 1 л.д. 17).
Как психолог и учитель музыки значится в приказе № 96/1 от 13.11.2002 о присвоении II квалификационной категории (12 разряд) (т. 1 л.д. 53).
По приказу № 59 от 26.10.2006 Жулановой Е.В. (без указания должности) объявлена благодарность за коррекционную работу по формированию эмоционально-волевой сферы воспитанников (т. 1 л.д. 20).
В соответствии с аттестационными листами от 06.11.2002, от 20.11.2007, от 26.10.2012 занимаемая должность Жулановой Е.В. на момент аттестации и дата назначения на эту должность – педагог-психолог с 01.01.1997; Жуланова Е.В. соответствует заявленной должности педагог-психолог (т. 1 л.д. 55, 56, 117, 118, 119).
В книге учета личного состава педагогических работников Осинской вспомогательной школы-интернат Жуланова Е.В. значится учитель музыки, педагог-психолог (т. 1 л.д. 218 – 220).
В личной карточке формы № Т-2 на Жуланову Е.В. имеются сведения о получении диплома «практическая психология» по специальности педагог-психолог. В разделе трудовая деятельность указано: с 29.08.1994 – учитель музыки, психолог, с 01.09.1997 – психолог и учитель пения, с 01.01.2007 – педагог-психолог (т. 1 л.д. 221 – 222).
В тарификационных списках на 01.09.2005 Жуланова Е.В. значится как психолог, учитель пения (т. 1 л.д. 57).
В лицевых счетах за 1996 – 2007 гг. должность Жулановой Е.В. указана «учитель» (т. 1 л.д. 58 – 69, 126 – 136).
В выписке из индивидуального лицевого счета периоды с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006 обозначены с кодом льготы выслуги лет ЗП80ПД, 28-ПД, но не полная ставка.
Из акта документальной проверки сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, от 28.11.2022 № 3, следует, что в лицевых счетах Жулановой Е.В. с сентября 2001 г. имеются сведения о начислении учительской зарплаты (сентябрь – ноябрь 2001 г. – по 11 часов, с декабря 2001 г. по август 2002 г. – по 17 часов, с сентября по октябрь 2002 г. – по 13 часов, с ноября 2002 г. по январь 2003 г. – по 11 часов, с февраля по июнь 2003 г. – по 13 часов, август 2003 г. – 11 часов, с сентября 2003 г. по август 2004 г. – по 13 часов, с сентября 2004 г. по август 2005 г. – по 18 часов, с сентября 2005 г. по декабрь 2006 г. – по 13 часов, а также за каждый месяц имеются сведения «Ставка по штату».
Из справок о лицевых счетах (т. 2 л.д. 7 – 48), информации по начислению заработной платы педагогу-психологу за 2001 – 2007 гг., представленных МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», следует, что в лицевых счетах по позиции 81 «Ставка по штату» имеются сведения о начислении заработной платы, количество фактически отработанных Жулановой Е.В. дней (с учетом нахождения на листке нетрудоспособности, в очередном отпуске) соответствует количеству дней по плану.
Из ответа Управления образования и социального развития администрации Осинского городского округа следует, что штатных расписаний и тарификационных списков МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» за период с 2001 по 2007 гг. на хранении нет (т. 1 л.д. 155).
Согласно инструкции педагога-психолога, утвержденной директором школы-интернат 15.10.1999, среди функциональных обязанностей – осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в учреждениях; консультации работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения; практическое применение психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности воспитанников школы, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих); осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения.
Из должностных обязанностей – обязана выявлять условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, педагогам в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем; проводить психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместно с педагогом планировать и разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Содействовать поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Выявлять детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследовать и оказывать социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Составлять психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива в проблемах личностного и социального развития воспитанников. С инструкцией Жуланова Е.В. ознакомлена (т. 1 л.д. 21 – 23).
В соответствии с должностными инструкциями педагога-психолога, утвержденными директором школы 01.09.2001, 01.09.2003, 27.08.2004, от 20.03.2007, из функций – психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в учреждении; профилактика возникновения социальной дезадаптации; оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса.
Среди должностных обязанностей – осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения. Содействует охране прав обучающихся (воспитанников) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательства Российской Федерации. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные методы по профилактике социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личного и социального развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет поиск и психическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и приводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует работников учреждения по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности и обучающихся (воспитанников), педагогических работников (лиц, их заменяющих). Участвует в работе педагогического совета. С инструкциями Жуланова Е.В. ознакомлена (т. 1 л.д. 24 – 27, 28 – 30, 31 – 33, 34 – 35).
Согласно справке об итогах смотра-конкурса разработок практических знаний психологии для педагогов, родителей, с 01.11.2005 среди педагогов-психологов района был объявлен указанный смотр-конкурс, на который был представлен, в том числе, материал Жулановой Е.В. – тренинг, тренинговое занятие «Конфликты в школе» (т. 1 л.д. 180).
Жулановой Е.В., педагогу-психологу МС(к)ОУ, выдан сертификат об участии в конкурсе разработок практических занятий по психологии для педагогов, родителей (т. 1 л.д. 244).
Жулановой Е.В., педагогом-психологом, составлены статистические отчеты о проведенной работе за 2004 – 2005 учебный год, за 2005 – 2006 учебный год педагога-психолога, анализ работы педагога-психолога МС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» за 2005 – 2006 учебный год, отчет о работе за 2004 – 2005 учебный год педагога-психолога, годовой план работы педагога-психолога МС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» 2002 – 2003, 2005 – 2006, 2006 – 2007, 2007 – 2008 учебные года (т. 1 л.д. 181, 182 – 186, 187, 188 – 191, 192 – 196, 198 – 201, 202 – 207, 209 – 211).
В соответствии с графиками работы педагога-психолога, утвержденного директором школы 03.09.2005, 27.08.2006, рабочие дни: с понедельника по субботу с 08.30 до 16.00, 16.30, один день методический, включают индивидуальную психокоррекционную и психодиагностическую работу, групповую психокоррекционную работу, индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов, оформление результатов и документов, подготовку и оформление документов к педагогическому консилиуму, подготовку и проведение групповых и индивидуальных занятий, (т. 1 л.д. 197, 208).
Из справки о реорганизации и переименованиях следует, что Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» переименовано в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (приказ Управления образования администрации Осинского муниципального района № 139 от 19.11.2009),
в дальнейшем переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (приказ Управления образования администрации Осинского муниципального района № 126 от 01.12.2011) (т. 1 л.д. 242 – 243).
Согласно Уставу Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения школа-интернат VIII вида» школа-интернат создана для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующий интеграции в общество (т. 1 л.д. 223 – 241).
Согласно Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» от 24.09.2018, основной целью деятельности Учреждения является реализация адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с глубокой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (т. 1 л.д. 102 – 115).
Таким образом, из исследованных доказательств в совокупности установлено, что в периоды с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006 Жуланова Е.В, работала в МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в должности педагога-психолога на полную ставку, но в приказ о назначении должность указана должность психолога. Также должность психолога указана в штатных расписаниях до 01.01.2007, в некоторых приказах по личному составу. Вместе с тем, Жуланова Е.В. проходила обучение по специальности практический психолог системы образования в Пермском государственном педагогическом университете, затем стала работать в должности педагога-психолога по должностным инструкциям педагога-психолога на полную ставку, что установлено из приказов по личному составу, лицевых счетов, документов об аттестации, годовых планов и отчетов о работе педагога-психолога, об участии в конкурсах. Неправильное наименование в приказе о назначении на должность не должно приводить к нарушению пенсионных прав Жулановой Е.В.
Наименование учреждения, в котором работала Жуланова Е.В., соответствует указанному в п. 1.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений».
Поскольку факт работы в должности педагога-психолога нашел свое подтверждение, на ответчика следует возложить обязанность при решении вопроса о назначении пенсии по заявлению Жулановой Е.В. от 21.12.2022 включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы в должности педагога-психолога с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жулановой Елены Валентиновны (паспорт №, выдан 18.02.2019 ГУ МВД России по Пермскому краю) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (№) удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж для назначения Жулановой Елене Валентиновне досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы в должности педагога-психолога с 24.08.2001 по 31.07.2002, с 03.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2005 по 31.12.2006.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья