Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7р-74/2023 от 20.03.2023

Председательствующий: Емельянов А.А.

Дело № 7р-74/2023

19RS 0003-01-2022-000449-57

РЕШЕНИЕ

26 апреля 2023 года                                                       г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Саяногорские коммунальные системы» Пяткова В.В. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - управление Росприроднадзора) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Саяногорские коммунальные системы» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

    постановлением государственного инспектора управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Саяногорские коммунальные системы» (далее - ООО «СКС») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

    Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, законный представитель ООО «СКС» Пятков В.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и указывает на то, что требования, предусмотренные ст. 24.1КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу не соблюдены, его доводы не проверялись. Полагает, что постановление по делу и решение суда вынесены на основании недопустимых доказательств. Обращает внимание на грубые нарушения, допущенные в ходе проведения проверки, и считает недействительными результаты контрольного (надзорного) мероприятия. Так, ссылаясь на положения ст.ст. 64, 73, 83, 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре)», указывает на то, что протоколы испытаний не являются доказательствами нарушения ООО «СКС» обязательных требований по соблюдению нормативов загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в водный объект. Ссылается на то, что к участию в проверке были привлечены специалисты ОЛАТИ по Республике Хакасия ФИО5, ФИО6, которые в решении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ -р/п. в списке лиц не значились. Обращает внимание на то, что испытание, как контрольное (надзорное) действие проводится только инспектором или специалистом, фамилия, имя, отчество которого должны быть указаны в решении о проведении проверки, который должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного показания, однако данной отметки в протоколах испытаний не имеется. Полагает, что орган административной юрисдикции для исследования проб (образцов) вод должен был привлечь орган независимый от участвующих сторон, но этого сделано не было.

    Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ), использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из п. 4 ст. 56 Водного кодекса РФ, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (п. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды).

Несоблюдение ООО «СКС» приведенных требований закона и совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждено достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес уточненный акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по решению Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -р/п в отношении ООО «Саяногорские коммунальные системы» для определения эффективности работы канализационных очистных сооружений, влияния сбрасываемой сточной воды на качество природной воды р. Енисей, а также соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов. Как следует из акта в ходе своей хозяйственной деятельности ООО «СКС» осуществляет пользование водными объектами (р. Енисей) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, цель использования водного объекта или его части: для сброса сточных вод в р. Енисей в 8,0 км ниже г. Саяногорска в координатах - 53°09"27,79" с.ш.; 91°31"30,74"" в.д. сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ; решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, цель использования водного объекта или его части для сброса сточных вод в Майнское водохранилище с левого берега, в 5 км ниже плотины Саяно-Шушенской ГЭС в координатах: 52°52"09,82" с.ш.; 91°25"05,74"" в.д., срок действия по ДД.ММ.ГГГГ; решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, цель использования водного объекта или его части для сброса сточных вод в р. Енисей в границах населенного пункта п. Майна в координатах: 53°00"49,80" с.ш.; 91°28"27,74"в.д., срок действия по ДД.ММ.ГГГГ. Сопроводительным письмом ООО «СКС» от ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес управления Росприроднадзора декларации о воздействии на окружающую среду с кодами объектов, которыми установлены нормативы загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпускам: г. Саяногорск (код объекта П); р.п. Черемушки (код объекта П); р.п. Майна (код объекта П).

Для определения эффективности работы очистных сооружений при участии специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» были проведены осмотры канализационных очистных сооружений (далее – КОС) ДД.ММ.ГГГГ в г. Саяногорске, ДД.ММ.ГГГГ в р.п. Майна и р.п. Черемушки и взяты контрольные отборы проб сточных вод, сбрасываемых с сооружений биологической очистки с целью определения качественного состава вод и влияния выпуска сточных вод на состояние водного объекта.

Результаты проведенных исследований проб, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в г. Саяногорске, представлены Отделом лабораторного анализа и технических измерений по Республике Хакасия (далее - ОЛАТИ по РХ) в виде протоколов испытаний проб природной воды от ДД.ММ.ГГГГ № РХ (проба № РХ . Енисей, выше места сброса сточных вод с КОС г. Саяногорска, координаты: 53°09"35,0"с.ш. 091°31"07,6""в.д., проба 273г-пр р. Енисей, ниже места сброса сточных вод с КОС г. Саяногорска, координаты: 53°09"25,4"с.ш. 091°31"59,9""в.д.), от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб сточной воды (проба № РХ ст р. Енисей, сброс сточных вод с КОС г. Саяногорска, координаты: 53°09"59,0"с.ш. 091°29"01,1""в.д.). На основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: взвешенные вещества (норматив допустимого – 4, место сброса – 15,1), фосфат-ион (норматив допустимого – 0,25, место сброса – 1,46), железо (норматив допустимого – 0,113, место сброса – 15,1), медь (норматив допустимого – 0,002, место сброса – 0,094), хлорид-ион (норматив допустимого – 48, место сброса – 83), цинк (норматив допустимого – 0,017, место сброса – 0,034).

Результаты проведенных исследований проб, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в р.п. Черемушки, представлены ОЛАТИ по Республике Хакасия в виде протоколов испытаний проб природной воды от ДД.ММ.ГГГГ № РХ 173г-В (проба № РХ 278г-пр р. Енисей, выше места сброса сточных вод с КОС р.п. Черемушки, координаты: 52°51"56,8"с.ш. 091°25"16,8""в.д., проба 279г-пр р. Енисей, ниже места сброса сточных вод с КОС р.п. Черемушки, координаты: 52°52"27,0"с.ш. 091°25"00,4""в.д.), от ДД.ММ.ГГГГ № РХ 176г-В проб сточной воды (проба № РХ р. Енисей, сброс сточных вод с КОС р.п. Черемушки, координаты: 52°52"11,9"с.ш. 091°25"04,2""в.д.). На основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: аммоний (норматив допустимого – 1,24, место сброса – 58), взвешенные вещества (норматив допустимого – 4, место сброса – 19,7), нефтепродукты (норматив допустимого – 0,05, место сброса – 0,29), фосфаты (норматив допустимого – 0,25, место сброса – 4,6), БПК5 (норматив допустимого – 3,17, место сброса – 7,1), железо (норматив допустимого – 0,113, место сброса – 0,25), медь (норматив допустимого – 0,002, место сброса – 0,016), нитриты (норматив допустимого – 0,2, место сброса – 0,50).

Результаты исследований проб, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в р.п. Майна, представлены ОЛАТИ по Республике Хакасия в виде протоколов испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб природной воды (проба № РХ Енисей, выше места сброса сточных вод с КОС р.п. Майна, координаты: 52°00"40,4"с.ш. 091°28"49,7""в.д., проба -ст р. Енисей, ниже места сброса сточных вод с КОС р.п. Майна, координаты: 53°01"04,2"с.ш. 091°28"02,9""в.д.), от ДД.ММ.ГГГГ № РХ В проб сточной воды (проба № РХ -ст р. Енисей, сброс сточных вод с КОС р.п. Майна, координаты: 53°00"53,3"с.ш. 091°28"24,0""в.д.). На основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: аммоний-ион (норматив допустимого – 4,138, место сброса – 12), взвешенные вещества (норматив допустимого – 7,564, место сброса – 9,7), фосфаты (норматив допустимого – 0,42, место сброса – 5,3).

В акте отражено, что в ходе проверки установлены нарушения требований п. 4 ст. 35, п. 1 ст. 44, п. 4 и 6 ст. 56 Водного Кодекса РФ, ст. 22, ст. 39 Закона об охране окружающей среды.

Изложенные в акте проверки обстоятельства подтверждаются:

- решением руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -р/п, согласно которому на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Закона о государственном контроле, пунктов 437, 438, 439 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденного приказом управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , решено провести плановую выездную проверку в отношении ООО «Саяногорские коммунальные системы» в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду: канализационные очистные сооружения (КОС) г. Саяногорск (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)); КОС р.п. Черемушки (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)); КОС р.п. Майна (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)). Указано, что предметом проверки является, в том числе определение эффективности работы КОС, влияния сбрасываемой сточной воды на качество природной воды р. Енисей (т. 1 л.д. 154-156);

- уточненным актом плановой выездной проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «СКС» от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено среди прочего превышения фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых с очистных сооружений ООО «СКС» в р. Енисей (т. 1 л.д. 20-36);

- нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для выпуска сточных вод с КОС г. Саяногорска, р.п. Черемушки и р.п. Майна, сбрасываемых в водный объект – р. Енисей (т. 1 л.д. 138-149);

- протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ КОС г. Саяногорска, проведенного государственным инспектором управления Роприроднадзора ФИО7 в присутствии представителя ООО «СКС» - инженера по охране окружающей среды ФИО8, в ходе которого произведен отбор проб природной воды выше, ниже места сброса сточных вод и проб сточной воды в месте сброса с КОС г. Саяногорска (т. 1 л.д. 137);

- протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ КОС р.п. Черемушки и р.п. Майна, проведенного государственным инспектором управления Роприроднадзора ФИО7 в присутствии представителя ООО «СКС» - инженера по охране окружающей среды ФИО8, в ходе которого произведен отбор проб с КОС р.п. Черемушки и р.п. Майна: точка 1 тара 4 р. Енисей выше места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53000/40,3// сш 091028/49,1// вш; точка 2 тара 5 р. Енисей ниже места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53001/04,1// сш 091028/02,7// вш; точка 3 тара 6 в месте сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53000/53,4// сш 091028/24,0// вш; точка 5 тара 8 природная вода р. Енисей ниже места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Черемушки в координатах 52057/27,0// сш 091025/00,4// вш (т. 1 л.д. 128-130);

- протоколами отбора проб (т.2 л.д.104-112);

- протоколами испытаний (дополнение) от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб природной воды (пробы, взятые в р. Енисей ДД.ММ.ГГГГ выше и ниже места сброса сточных вод с КОС г. Саяногорска), от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб сточной воды (проба, взятая в р. Енисей, в месте сброса сточных вод с КОС г. Саяногорска), проведенных ОЛАТИ по РХ, в соответствии с которыми на основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: взвешенные вещества, фосфат-ион, железо, медь, хлорид-ион, цинк (т. 1 л.д. 106-109);

- протоколами испытаний (дополнение) от ДД.ММ.ГГГГ г-В проб природной воды (пробы, взятые в р. Енисей ДД.ММ.ГГГГ - г-пр – тара выше места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53000/40,4// сш 091028/49,1// вш; г-пр - тара ниже места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53001/04,2// сш 091028/02,7// вш); от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб сточной воды (проба г-ст – тара , взятая в р. Енисей, в месте сброса сточных вод с очистных сооружений рп. Майна в координатах 53000/53,3// сш 091028/24,0// вш), проведенных ОЛАТИ по РХ, в соответствии с которыми на основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: аммоний-ион, взвешенные вещества, фосфаты (т. 1 л.д. 111-114);

- протоколами испытаний (дополнение) от ДД.ММ.ГГГГ г-В проб природной воды (проба г-пр - тара , природная вода р. Енисей ниже места сброса сточной воды с очистных сооружений рп. Черемушки в координатах 52052/27,0// сш 091025/00,4// вш), от ДД.ММ.ГГГГ № РХ проб сточной воды (проба, взятая в р. Енисей, в месте сброса сточных вод с КОС р.п. Черемушки), проведенных ОЛАТИ по РХ, в соответствии с которыми на основании проведенного анализа результатов лабораторных исследований в отобранных пробах установлено наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду по таким компонентам, как: аммоний-ион, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфаты, БПК5, железо, медь, нитриты (т. 1 л.д. 115-118).

Имеющиеся противоречия в части указания координат отбора проб в точке 1 тара 4, точке 2 тара 5, точке 3 тара 6, точке 5 тара 8 в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и протоколах отбора, протоколах испытаний и дополнениях к ним от ДД.ММ.ГГГГ были устранены судом первой инстанции в ходе рассмотрения жалобы на постановление органа административной юрисдикции, путем допроса в качестве свидетелей инспектора, ведущего специалиста Росприроднадзора ФИО7 и инженера по охране окружающей среды, эколога ООО «СКС» ФИО8, подтвердивших факт однократного отбора проб в установленных местах и объяснивших причину незначительного расхождения координат отбора погрешностью измерительного прибора, опечатками.

Таким образом, сомнений в том, что исследовались именно пробы воды отобранные из водного объекта в ходе контрольного (надзорного) мероприятия не имеется.

Как следует из решения о предоставлении водного объекта в пользование р. Енисей является водным объектом рыбохозяйственного значения.

Из имеющихся протоколов испытаний следует, что было допущено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Енисей, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, в том числе по таким компонентам как аммоний-ион фосфаты, железо, медь, хлорид ион цинк, нитриты. В связи с чем доводы Пяткова В.В. содержащиеся в жалобе на постановление по делу о том, что при проведении испытаний на взвешенные вещества и нефтепродукты были использованы методики утратившие силу, не свидетельствуют о том, что ООО « СКС» были соблюдены правила водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что юридическим лицом ненадлежащим образом исполнены требования природоохранного законодательства, допущено нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в реку Енисей, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, и пришел к мотивированному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Доводы, содержащиеся в жалобе, о недействительности результатов контрольного (надзорного) мероприятия ввиду допущенных грубых нарушений в ходе проведения проверки, несостоятельны.

Проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле), которым урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора).

Решением руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -р/п на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Закона о государственном контроле, пунктов 437, 438, 439 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденного приказом управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , решено провести плановую выездную проверку в отношении ООО «Саяногорские коммунальные системы» в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду: канализационные очистные сооружения (КОС) г. Саяногорск (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)); КОС р.п. Черемушки (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)); КОС р.п. Майна (код объекта П, 2 категория риска – значительная (3)). Указано, что предметом проверки является, в том числе определение эффективности работы КОС, влияния сбрасываемой сточной воды на качество природной воды р. Енисей. Данное решение получено директором ООО «СКС» Пятковым П.П. ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 154-156).

Решением руководителя управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -р/п приостановлен срок контрольного (надзорного) мероприятия – проверки, назначенной к проведению ранее решением от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным решением на основании п. 13 ст. 65 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре)» приостановлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, п. 12 решения от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции с указанием срока проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ с. 08-00 час. по ДД.ММ.ГГГГ до 17-00 час.

Из материалов дела следует, что помимо осмотра и отбора проб природной воды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в ноябре 2021 года каких-либо других действий по проведению проверки не производилось, то есть срок проведения проверки в ноябре месяце 2021 года составил 3 рабочих дня: с 11 ноября (четверг) по 15 ноября (понедельник). Далее, поскольку в протоколах испытаний (дополнениях) от ДД.ММ.ГГГГ указана дата окончания испытаний ДД.ММ.ГГГГ и решением руководителя Росприроднадзора приостановлен срок проведения проверки по ДД.ММ.ГГГГ включительно, то соответственно срок проведения проверки в декабре месяце возобновился с 8 декабря (среда) по 16 декабря (вторник) и составил 7 рабочих дней. Так как срок проведения проверки предусмотрен ч. 7 ст. 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре)» в рабочих днях, то проверка проведена должностным лицом управления Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней в соответствии с требованиями приведенной нормы.

Явной опиской является указание в акте от ДД.ММ.ГГГГ срока осмотра территории и отбора проб ДД.ММ.ГГГГ, поскольку во всех материалах дела содержатся данные о проведении осмотра государственным инспектором управления Росприроднадзора и отбора проб ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки.

Как следует из положений ст. 73 Закона о государственном контроле в ходе выездной проверки могут совершаться, в том числе такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр; отбор проб (образцов); испытание; (пункты 1, 6, 8, ч. 8 ст. 73 Закона о государственном контроле).

В соответствии со ст. 81 Закона о государственном контроле под отбором проб (образцов) в целях настоящего Федерального закона понимается совершаемое инспектором, экспертом или специалистом контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (ч.1).

Согласно ч. 4 ст.81 Закона о государственном контроле по результатам отбора проб (образцов) инспектором или привлеченным им лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

В соответствии с ч. 6 ст. 81 Закона о государственном контроле порядок отбора образцов продукции (товаров), в том числе виды продукции (товаров), в отношении которых не может осуществляться отбор образцов) и количество продукции (товаров), которое может изыматься в качестве образцов, утверждаются положением о виде контроля.

Положением о виде контроля может быть предусмотрен порядок альтернативного отбора проб (образцов) для проведения при необходимости альтернативного испытания или альтернативной экспертизы, включающий в том числе указание на должностных лиц контрольных (надзорных) органов, которые должны участвовать в альтернативном отборе проб (образцов), порядок и сроки совершения действий в рамках альтернативного отбора проб (образцов), порядок принятия решений по итогам альтернативного отбора проб (образцов) (часть 7 статьи 81 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ).

Согласно п. 31 Положения «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 № 1096, отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.

В соответствии с п. 32 Положения отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, при необходимости с привлечением федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования для проведения экспертизы может привлекать экспертов и экспертные организации, включая подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральные государственные бюджетные учреждения, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (пункт 32(1) Положения).

Под испытанием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, предусмотренных частью 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Испытание осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов. По результатам испытания инспектором или специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний (части 1-3 ст. 84 Закона о государственном контроле).

От имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа;

2) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор) (ч. 1 ст. 27 Закона о государственном контроле). Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 2 ст. 27 Закона о государственном контроле).

Часть 1 статьи 34 Закона о государственном контроле устанавливает, что специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств.

Как усматривается из материалов дела, отбор (измерение) проб вод произведен и испытания по результатам отбора проб произведены в рамках плановой проверки, проведенной в соответствии с требованиями Закона о государственном контроле, с соблюдением его статей 81, 83 и приведенных норм Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

При этом отбор проб воды производился государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия ФИО7, уполномоченной на то решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о государственном контроле). При отборе проб присутствовал представитель ООО «СКС» - инженер по охране окружающей среды ФИО8

В свою очередь, испытания проб воды производились филиалом ФГБУ ЦЛАТИ по Енисейскому региону ОЛАТИ по Республике Хакасия, который аккредитован на осуществление таких действий (уникальный номер записи об аккредитации в РАЛ РОСС RU.0001.511559).

Утверждения, содержащиеся в жалобе о том, что к участию в проверке были привлечены специалисты ОЛАТИ по Республике Хакасия ФИО5, ФИО6, которые в решении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ -р/п. в списке лиц не значились, не свидетельствуют о недопустимости приведенных выше доказательств.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о государственном контроле для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в котором указываются, помимо прочего, фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия.

Приведенная норма Закона закрепляет альтернативную возможность указания в решении о проведении проверки привлекаемых к ее проведению специалистов, экспертов или наименования экспертной организации, привлекаемой к проведению контрольного (надзорного) мероприятия

Согласно решению Управления о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ -р/п. к ее проведению была привлечена организация ОЛАТИ по Республике Хакасия Центра лабораторного анализа и технических измерений. Таким образом привлечение к участию в проверке сотрудников ОЛАТИ по Республике Хакасия, проведение ими исследований, утверждение протокола испытаний не противоречит п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о государственном контроле.

Также не состоятельными являются доводы, содержащиеся в жалобе, о том, что протоколы испытаний проб воды являются недопустимыми доказательствами, поскольку в материалах дела отсутствуют данные о предупреждении специалистов об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Действительно в силу ч. 4 ст. 34 Закона о государственном контроле за дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

Между тем, в целях повышения уровня оперативности и эффективности взаимодействия между центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами и подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями - центрами лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам при осуществлении совместной деятельности Приказом Росприроднадзора от 17.08.2016 № 474 утвержден Временный регламент взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам (далее - регламент).

Настоящий регламент устанавливает порядок, основные принципы и направления взаимодействия Росприроднадзора, его территориальных органов и учреждений, при осуществлении ими согласованных действий по реализации государственных функций, выполнению государственных работ, а также определяет порядок обмена информацией между Росприроднадзором, его территориальными органами и учреждениями.

Пунктом 4.3.7 регламента предусмотрено, что Учреждение (филиал) обеспечивает оперативное выполнение государственной работы в полном соответствии с заявкой, а также ведет учет количества исследований, измерений, анализов, испытаний и заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний и содержащий сведения о соблюдении (несоблюдении) надзорным объектом утвержденных нормативах выбросов, сбросов или нормативов качества окружающей среды по мере исполнения заявок территориальных органов Росприроднадзора.

При этом проведение исследований, измерений, анализов, испытаний в рамках исполнения данного приказа не предусматривает необходимости предупреждения специалиста об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что юридическим лицом не приняты все меры по соблюдению приведенных выше положений закона и допущено нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водный объект. При таких обстоятельствах сомнений в обоснованности привлечения ООО «СКС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и законности решения суда первой инстанции не имеется.

Как видно из жалобы, ее доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, и направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

РЕШИЛ:

решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Саяногорские коммунальные системы» по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «СКС» Пяткова В.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия                                                                              Г.А. Когай

7р-74/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Саяногорские коммунальные системы"
Другие
Пятков Василий Владимирович
Шихова Мария Васильевна
Лобова Анна Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--hak.sudrf.ru
20.03.2023Материалы переданы в производство судье
26.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее