Дело № 2-826/2023
УИД 55RS034-01-2023-000966-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 15 ноября 2023 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А., представителя ответчика МБОУ ДО «Тарская ДШИ» Тарского муниципального района Омской области Новокшоновой С.А., представителя Комитета культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности Мезенина А.В., представителя третьего лица ТООНДиПР по Тарскому району Абрамова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 15 ноября 2023 года дело по иску
и.о. Тарского межрайонного прокуратура Омской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области, Комитету культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, противопожарных норм, законодательства об антитеррористической деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. Тарского межрайонного прокурора обратился в Тарский городской суд с названным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что здания школы искусств, расположенные по адресу: <адрес>, пл. Ленина, <адрес>, не оборудованы поручнями и пандусами для доступа инвалидов, пороги внутри зданий не соответствуют требованиям, согласно которым порог не должен превышать 0,014 м., в зданиях отсутствуют универсальные туалеты для инвалидов, краевые ступени лестничных маршей не выделены ярким контрастным цветом или фактурой, здание по адресу: <адрес>, пл. <адрес> не имеет оборудованного парковочного места для МГН, в здании по адресу: <адрес>, пл. Ленина, <адрес> поручни внутренней стороны лестничного марша имеют прерывность, в здании по адресу: <адрес>, пл. <адрес>, <адрес> дверные проемы не соответствуют стандартам. Кроме этого, в зданиях, расположенных по адресу: г. <адрес> и <адрес>, отсутствует регламент технического обслуживания системы автоматической противопожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> при срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации отсутствует световой сигнал «выход» над дверными проемами, в зданиях отсутствует охрана объектов (территорий) частными охранными организациями, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств, установленных на таких объектах (территориях). По факту указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, в образовательном учреждении не обеспечивается безопасность для обучающихся, что в случае террористического акта может привести к причинению вреда жизни и здоровья обучающихся, а также иных лиц, посещающих здания школы искусств. Просит суд признать незаконным бездействие МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области, Комитета культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района <адрес>, выразившееся в необеспечении условий доступности в зданиях учреждения, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес>, обязать МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями закона обеспечить условия доступности для инвалидов и безопасности учреждений, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, <адрес> а именно: здания, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес>, оборудовать поручнями и пандусами для доступа инвалидов; пороги внутри зданий, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, <адрес>, привести в соответствие с требованиям по высоте ( до 0,014 м.); в зданиях, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес>, оборудовать универсальные туалеты для инвалидов; в зданиях, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес> краевые ступени лестничных маршей выделить ярким контрастным цветом или фактурой; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> оборудовать парковочное место для МГН; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, в поручнях внутренней стороны лестничного марша устранить прерывность; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, пл. <адрес>, дверные проемы обустроить согласно стандартам; в зданиях, расположенных по адресу: <адрес>, пл. <адрес> и <адрес>, организовать регламент технического обслуживания системы автоматической противопожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, при срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации обеспечить световой сигнал «Выход» над дверными проемами; здания, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес>, обеспечить охраной частными охранными организациями, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств, установленных на таких объектах (территориях), обязать Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области в течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по указанным требованиям в МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области.
В судебном заседании представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А. отказалася от иска в части возложения обязанности на ответчиков пороги внутри зданий, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес> привести в соответствие с требованиям по высоте ( до 0,014 м.); в зданиях, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. Ленина, 14, краевые ступени лестничных маршей выделить ярким контрастным цветом или фактурой; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, пл<адрес>, оборудовать парковочное место для МГН; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> в поручнях внутренней стороны лестничного марша устранить прерывность; в зданиях, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> и <адрес>, организовать регламент технического обслуживания системы автоматической противопожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> при срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации обеспечить световой сигнал «Выход» над дверными проемами, поскольку данные требования удовлетворены ответчиками добровольно до момента вынесения судебного решения. Последствия отказа от иска ей понятны. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении. Возражал против продления срока исполнения решения суда, полагает, что запрошенный прокурором срок является достаточным. Относительно требования об организации охраны зданий школы срок исполнения решения оставил на усмотрение суда в связи с большими финансовыми затратами на организацию охраны.
Представитель ответчика МБОУ ДО «Тарская ДШИ» Тарского муниципального района Омской области Новокшонова С.А. в судебном заседании пояснила, что с иском прокурора согласна, не отрицает указанных в уточнении иска нарушений, однако, просит увеличить срок исполнения решения суда до декабря 2025 года в связи с отсутствием финансирования на указанные мероприятия. По оценке специалистов, на устранение нарушений в виде оборудования туалетов и приведения порогов в соответствие с требованиями, необходимо около 500-600 тысяч рублей, на организацию охраны не менее <данные изъяты> рублей на одно здание на год.
Представитель Комитета по культуре и искусству администрации Тарского муниципального района Мезенин А.В. поддержал позицию руководителя МБОУ ДО «Тарская ДШИ» Тарского муниципального района Омской области Новокшоновой С.А.
Третье лицо представитель ТОНДиПР по Тарскому району Абрамов Д.А. поддержал позицию прокурора в части, касающейся соблюдения требований пожарного безопасности.
Выслушав участников, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Пунктом 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Из ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
На основании ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Пунктами 1,2,3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Пунктом 6.2.8. Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр установлено, что на поступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.
Согласно п. 6.2.11 Свода правил установлено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м., у пандусов – дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Согласно п. 6.3.1. Свода правил во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ваннах и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с п. 5.2.1 СП.59.13330.2020 на всех стоянках (парковых) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Согласно п. 6.2.11 СП.59.13330.2020, вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов – дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находится в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
В соответствии с п. 6.1.5. СП.59.13330.2020 дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшить ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрытия дверей продолжительностью не менее 5 с.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 24.10.2022) руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На основании п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 24.10.2022)установлено, что запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В соответствии с п. 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 (ред. от 05.03.2022) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В судебном заседании установлено, что два здания школы искусств, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, <адрес> не оборудованы поручнями и пандусами для доступа инвалидов, в зданиях отсутствуют универсальные туалеты для инвалидов, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> дверные проемы не соответствуют стандартам. Кроме этого, в зданиях отсутствует охрана объектов (территорий) частными охранными организациями, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств, установленных на таких объектах (территориях).
В связи с выявленными нарушениями директору МБОУ ДО «Тарская ДШИ» было внесено представление об устранении допущенных нарушений (л.д. 13-22).
Из ответа директора МБОУ ДО «Тарская ДШИ» на представление следует, что на устранения нарушений необходимо выделение денежных средств, ходатайствовать о выделении которых планируют при формировании бюджета на 2024 год (л.д.23-26).
Таким образом, судом установлено, что в образовательном учреждении не обеспечивается безопасность для обучающихся, что в случае террористического акта или иной угрозы может привести к причинению вреда жизни и здоровья обучающихся, а также иных лиц, посещающих здания школы искусств.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ ДО «Тарская ДШИ» учредителем учреждения является Администрация Тарского муниципального района Омской области. Функции и полномочия учредителя в пределах своих полномочий осуществляет Комитет культуры и искусства администрации Тарского муниципального района.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса России при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный истцом срок исполнения решения в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд считает достаточным, также считает разумным срок 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для финансирования указанных мероприятий. В части организации охраны зданий суд полагает необходимым срок исполнения решения продлить, установив его до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая объем предполагаемых расходов, особенности организации бюджетного процесса, финансовую ситуацию ответчиков, факт распределения бюджетных средств на период 2024 года.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ ДО «Тарская ДШИ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования и.о. Тарского межрайонного прокурора к к МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области, Комитету культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области (ИНН № Комитета культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района <адрес> (ИНН №), выразившееся в необеспечении условий доступности и защищенности в зданиях образовательного учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Обязать МБОУ ДО «Тарская детская школа искусств» Тарского муниципального района Омской области
здания, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, пл<адрес>, оборудовать поручнями и пандусами для доступа инвалидов в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
в зданиях, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, <адрес> оборудовать универсальные туалеты для инвалидов в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, дверные проемы обустроить согласно стандартам в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
здания, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, пл. <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года обеспечить охраной частными охранными организациями, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств, установленных на таких объектах (территориях).
Обязать Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по исполнению указанных требований в части оборудования универсальных туалетов для инвалидов, поручней и пандусов в зданиях по адресу: <адрес> г. <адрес> <адрес> <адрес>; в части оборудования дверных проемов согласно стандартам в здании по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес> течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по исполнению указанных требований в части обеспечения охраной частными охранными организациями, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств, установленных на таких объектах (территориях), здания школы по адресу: Тара, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ ДО «Тарская ДШИ» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>) рублей в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья: И.А. Мальцева
Согласовано